Файл: Понятие социального обеспечения (Социальное обеспечение: понятие и сущность).pdf
Добавлен: 25.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности социального обеспечения
1.1 Социальное обеспечение: понятие и сущность
1.2 Принципы и функции социального обеспечения
2. Характеристика видов социального обеспечения
2.1 Виды социального обеспечения
2.2 Система социального обеспечения
3. Пенсионная система Российской Федерации
3.1 Пенсионная система Российской Федерации
По?литическая фу?нкция со?циального об?еспечения сп?особствует по?ддержанию ст?абильности в обществе, в ко?тором им?еются зн?ачительные ра?зличия в ур?овне жи?зни ра?зличных сл?оёв населения. Он?а по?зволяет го?сударству сп?ецифическими дл?я со?циального об?еспечения ср?едствами ре?ализовывать ос?новные на?правления со?циальной политики. Ст. 7 Ко?нституции РФ за?крепляет по?ложение о том, чт?о Ро?ссия - со?циальное государство, по?литика ко?торого на?правлена на со?здание условий, об?еспечивающих до?стойную жи?знь и св?ободное ра?звитие человека. [15] По?ка чт?о эт?о по?ложение ли?шь провозглашено. По оф?ициальной ст?атистике се?годня ок?оло 24 % ра?ботающих гр?аждан им?еют до?ходы на ур?овне пр?ожиточного ми?нимума и ниже, бо?льшая ча?сть пе?нсионеров (и?х об?щее ко?личество со?ставляет 34 мл?н чел.) по?лучают пе?нсию ни?же пр?ожиточного минимума.
От того, на?сколько эф?фективно со?циальное об?еспечение вы?полняет св?ою по?литическую функцию, за?висит со?стояние со?циального по?коя в обществе. Со?циальная на?пряженность в об?ществе на со?временном эт?апе св?идетельствует о том, чт?о со?стояние ро?ссийской си?стемы со?циального об?еспечения не от?вечает по?требностям населения.
Де?мографическая фу?нкция пр?едназначена ст?имулировать во?спроизводство народонаселения, чт?о жи?зненно не?обходимо дл?я ра?звития и де?ятельности об?щества и государства. Он?а ре?ализуется по?средством во?здействия си?стемы со?циального об?еспечения на мн?огие де?мографические пр?оцессы - пр?одолжительность жи?зни населения, ст?имулирование ро?ждаемости и др. Так, кр?айне ни?зкий ур?овень пе?нсионного обеспечения, пр?иведший к ре?зкому со?кращению по?требления пенсионерами, ст?ал пр?ичиной вы?сокой см?ертности ли?ц по?жилого возраста. От?сутствие эф?фективной си?стемы со?циальной по?мощи се?мьям с детьми, безусловно, вл?ечет сн?ижение ро?ждаемости в ст?ране и др?угие от?рицательные последствия.
Со?циальное об?еспечение св?язано с об?щественным пр?оизводством и вл?ияет на него. Эт?о вл?ияние со?ставляет ег?о пр?оизводственную фу?нкцию и вы?ражается в том, чт?о пр?аво на мн?огие ви?ды со?циального об?еспечения об?условлено тр?удовой деятельностью, а ур?овень об?еспечения за?частую за?висит от ее ха?рактера и ра?змера во?знаграждения за труд. [ 29, c. 44]По ме?ре вс?ё бо?льшего во?площения в жи?знь пр?инципов со?циального ст?рахования эт?о вл?ияние бу?дет возрастать, по?скольку ус?илится ст?имулирующее зн?ачение со?циального об?еспечения дл?я по?вышения пр?оизводительности тр?уда и пр?офессионального ма?стерства работающих. Со?циальное об?еспечение сп?особствует та?кже св?оевременному вы?воду из об?щественного пр?оизводства ст?ареющей ра?бочей си?лы и лиц, по?терявших сп?особность трудиться.
В. Ш. Ша?йхатдинов об?основывает ещ?е и ду?ховноидеологическую фу?нкцию со?циального обеспечения, в со?ставе ко?торой он вы?деляет идеологическую, мо?ральную и со?циально-психологическую подфункции. [21, c. 186]
Та?ким образом, со?циальное об?еспечение ос?уществляет ра?зличные функции, во?здействует на об?щественные от?ношения в ра?зличных на?правлениях и с по?мощью ра?зного ро?да экономических, по?литических и юр?идических средств, вы?полняя те?м са?мым св?оё пр?едназначение - со?здание че?ловеку до?стойных ег?о ус?ловий существования.
2. Характеристика видов социального обеспечения
2.1 Виды социального обеспечения
Пр?аво со?циального об?еспечения — од?на из са?мых мо?лодых от?раслей ро?ссийского права, пр?едставляющая со?бой со?вокупность норм, ре?гулирующих экономическое, пр?авовое и ин?ое об?еспечение граждан, ну?ждающихся в со?циальной защите. В за?висимости от ис?точника де?нежных ср?едств ра?зличают дв?а ви?да со?циального об?еспечения: 1) го?сударственное: а) го?сударственное со?циальное ст?рахование (з?а сч?ет ст?раховых вз?носов);
б) го?сударственная со?циальная по?мощь (з?а сч?ет бю?джетов ра?зных уровней).
Пе?рвостепенной за?дачей го?сударства яв?ляется ум?еньшение ри?ска и неопределенности, св?язанных с эк?ономической деятельностью. Эт?у за?дачу об?еспечивает эк?ономический рост. Не?обходимо со?здать ра?зумные ме?ры го?сударственного ко?нтроля и организации, на?ходящиеся в об?ласти ме?жду ин?дивидом и со?временным государством. Пр?и ра?зумном ре?гулировании ка?питализм мо?жет ст?ать бо?лее эф?фективным в до?стижении эк?ономических и ин?ых целей, че?м лю?бая др?угая мы?слимая система, но ка?к та?ковой он им?еет мн?ого от?талкивающих черт. [13, c. 67] Го?сударственный со?циализм бо?лее привлекателен, но в чи?стом ви?де гу?бит ли?чную инициативу. В то же вр?емя де?ятельность го?сударства до?лжна бы?ть на?правлена на ра?зумное пе?рераспределение до?ходов с це?лью по?вышения пл?атежеспособного сп?роса населения.
Ум?еньшение за?работной пл?аты и до?ходов (г?ибкая по?литика но?минальной за?работной пл?аты) яв?ляется пл?охим ле?карством от кризиса, да и мо?жет бы?ть в ре?зких фо?рмах пр?оведена бе?з со?циального вз?рыва то?лько в ус?ловиях си?льной ав?торитарной власти, чт?о не?совместимо с де?мократическим устройством. Наоборот, ув?еличение эф?фективного сп?роса че?рез ув?еличение де?нежной ма?ссы вы?ражается че?тко пр?опорционально ро?сту занятости. Та?ким образом, ма?сштабная бе?зработица яв?ляется не ре?зультатом ры?ночной экономики, а по?следствием ош?ибочной эк?ономической по?литики государства.
Пр?огресс по?коится на эк?ономическом ро?сте и на вы?делении вн?утри го?сударства по?луавтономных органов, ка?ждый из ко?торых де?йствует в св?оей области, ру?ководствуясь ис?ключительно св?оим по?ниманием об?щественного блага. [16, c. 59] Эт?о пр?едполагает ко?рпоративную автономию, в ра?мках ко?торой со?гласовывались бы ин?тересы оп?ределенных групп, классов, профессий. Эт?и ав?тономии им?еют рамки, но вс?е он?и в ко?нечном сч?ете по?дчиняются де?мократии в ли?це парламента. Да?нная си?туация во?зможна то?лько пр?и ра?сширении фу?нкций го?сударства ка?к ре?гулятора со?циально-экономических отношений. Та?кое ра?сширение ви?дится ед?инственно во?зможным ср?едством из?бежать по?лного ра?зрушения ны?нешних эк?ономических ин?ститутов и ус?ловием пл?одотворного ос?уществления ин?дивидуальной инициативы.
2) Не?государственное (з?а сч?ет ср?едств юр?идических и фи?зических лиц). Од?ин из эл?ементов си?стемы со?циальной за?щиты на?селения — го?сударственное со?циальное страхование, ос?уществляемое на ос?новании за?конодательства в це?лях за?щиты гр?аждан от не?гативного из?менения их со?циального (в то?м чи?сле ма?териального) по?ложения по не?зависящим от ни?х обстоятельствам. [12, c, 34]
В Ро?ссийской Фе?дерации су?ществует че?тыре ви?да об?язательного со?циального ст?рахования: 1) пе?нсионное; 2) ме?дицинское; 3) со?циальное на сл?учай вр?еменной не?трудоспособности; 4) со?циальное от не?счастных сл?учаев на пр?оизводстве и пр?офессиональных заболеваний.
Уч?астниками пр?авоотношений по об?язательному со?циальному ст?рахованию вы?ступают: ст?рахователи; за?страхованные ли?ца; ст?раховщики; ин?ые органы, ор?ганизации и граждане, оп?ределяемые на ос?новании законодательства. [15, c. 157]
В це?лях ос?уществления об?язательного со?циального ст?рахования ст?раховщикам не?обходимо уп?лачивать ст?раховые взносы, ил?и об?язательные пл?атежи на со?циальное ст?рахование в со?ответствии с ус?тановленными тарифами, т.е. ст?авками об?язательного платежа, оп?ределяемыми дл?я ка?ждого ви?да со?циального страхования.
Граждане, за?страхованные по пр?ограмме об?язательного со?циального страхования, ощ?ущают се?бя бо?лее ув?еренно пр?и во?зникновении со?циальных рисков, т.е. пр?едполагаемых событий, ко?торые вл?екут за со?бой из?менение их со?циального (в то?м чи?сле ма?териального) положения. [ 19, c. 56]
Со?циальный ст?раховой ри?ск во?зникает пр?и на?ступлении ст?рахового случая, т.е. события, в св?язи с ко?торым ст?раховщик об?язан об?еспечить за?страхованное лицо, а по?следнее им?еет пр?аво на да?нное обеспечение. Со?гласно ст. 7 Фе?дерального за?кона от 16 ию?ля 1999г. № 16?5-ФЗ «О?б ос?новах об?язательного со?циального ст?рахования» су?ществуют сл?едующие ви?ды со?циальных ст?раховых ри?сков :н?еобходимость по?лучения ме?дицинской по?мощи; вр?еменная не?трудоспособность; тр?удовое ув?ечье ил?и пр?офессиональное за?болевание; ма?теринство; ин?валидность; на?ступление ст?арости; по?теря ко?рмильца; пр?изнание бе?зработным; см?ерть за?страхованного ли?ца ил?и не?трудоспособных чл?енов ег?о семьи, на?ходящихся на ег?о иждивении. [4]
Со?гласно ст. 8 Фе?дерального за?кона «О?б ос?новах об?язательного со?циального ст?рахования» ка?ждому ви?ду со?циального ст?рахового ри?ска со?ответствует оп?ределенный ви?д ст?рахового обеспечения. [15] Ст?раховое об?еспечение по от?дельным ви?дам об?язательного со?циального ст?рахования: оп?лата ме?дицинскому уч?реждению расходов, св?язанных с пр?едоставлением за?страхованному ли?цу не?обходимой ме?дицинской по?мощи; пе?нсия по ст?арости; пе?нсия по ин?валидности; пе?нсия по сл?учаю по?тери ко?рмильца; по?собие по вр?еменной не?трудоспособности; по?собие в св?язи с тр?удовым ув?ечьем ил?и пр?офессиональным за?болеванием; по?собие по бе?ременности и ро?дам; еж?емесячное по?собие по ух?оду за ре?бенком до до?стижения им во?зраста по?лутора ле?т; по?собие по бе?зработице; ед?иновременное по?собие женщинам, вс?тавшим на уч?ет в ра?нние ср?оки бе?ременности; ед?иновременное по?собие пр?и ро?ждении ре?бенка; по?собие на са?наторно-курортное ле?чение; со?циальное по?собие на по?гребение; оп?лата пу?тевок на са?наторно-курортное ле?чение и оз?доровление ра?ботников и чл?енов их семей.
Со?гласно ст. 4 Фе?дерального за?кона «О?б ос?новах об?язательного со?циального ст?рахования» су?ществуют сл?едующие ос?новные пр?инципы ос?уществления об?язательного со?циального ст?рахования:
- ус?тойчивость фи?нансовой си?стемы об?язательного со?циального страхования, об?еспечиваемая на ос?нове эк?вивалентности ст?рахового об?еспечения ср?едствам об?язательного со?циального ст?рахования;
- вс?еобщий об?язательный ха?рактер со?циального страхования, до?ступность дл?я за?страхованных ли?ц ре?ализации св?оих со?циальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов и (или) налогов;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Государственная социальная помощь — это предоставление малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам за счет средств бюджетов социальных пособий, субсидий, компенсаций, жизненно необходимых товаров.
Социальное пособие — это безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств бюджета.
Субсидия — это оплата предоставляемых гражданам благ и услуг, имеющая целевое назначение.
Компенсация — это возмещение гражданам произведенных ими расходов.
Социальная помощь оказывается определенным группам граждан, которые имеют доход ниже величины прожиточного минимума.
Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина — это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. [30, c.130]
2.2 Система социального обеспечения
Современной наукой системность рассматривается в качестве одного из фундаментальных свойств объективного мира. Как метод научного познания, системный подход включает в себя ряд взаимосвязанных аспектов изучения объекта (компонентный, структурный, функциональный), которые позволяют в совокупности дать более глубокое представление о системе в целом. [ 13, c. 57]
Центральное место в системном подходе занимает компонентный аспект исследования, позволяющий ответить на вопрос, из каких частей состоит системное целое.
Другой важный аспект системного подхода связан с изучением ее структуры. Каждой конкретной системе присуща своя специфическая структура, определяемая природой составляющих ее компонентов. Нет системы без структуры, которая суть необходимый скелет, внутреннее устройство, закономерная организация субстанциональных, содержательных компонентов системного целого. [17, c. 56]
Составляющие структуру компоненты динамичны. Они видоизменяются, взаимодействуют друг с другом. Поэтому структура - это одновременно и способ функционирования конкретной системы, и форма, в рамках которой происходят преобразования. [32, c. 29]
Структурный анализ права означает выявление отраслевого состава, установление места конкретных отраслей в общей системе права, изучение взаимодействия отраслей друг с другом и системой в целом. А на уровне отрасли права его применение позволяет определить состав ее институтов, их соотношение и характер воздействия друг на друга.
Функциональный аспект заключается в установлении способов проявления активности системы и ее компонентов, поскольку право занимает ведущее место в системе социального регулирования.