Файл: Подходы к управлению человеческими ресурсами (Понятие управления персоналом).pdf
Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Управление персоналом: понятие, сущность, концепции
1.1 Понятие управления персоналом
1.2 Сущность управления персоналом
1.3 Концепция управления персоналом
Глава 2. Подходы к управлению персоналом
2.2 Органический подход к управлению персоналом
В конечном итоге организационный подход, признавая принцип ограниченной рациональности (ограниченной поиском информации и контролем результатов с помощью целей и задач, а не контролем над поведением с помощью правил и программ), фокусируется на следующих ключевых моментах:
необходимо делать акцент на окружающей среде, в которой живет организация;
организацию надо понимать в терминах взаимосвязанных – внутри - и меж организационных подсистем, выделяя ключевые подсистемы и анализируя способы управления их отношениями со средой. Популярный способ анализа - определение набора ключевых потребностей, которые организация должна удовлетворить для собственного выживания;
между подсистемами необходимо создавать равновесие и устранять дисфункции.
Краткое описание органического подхода представлено в табл. 4.
Таблица 4 - Характеристика условий эффективности и особых затруднений в рамках органического подхода
Условия эффективности |
Особые затруднения |
Подчинение целей организации взаимодействию с окружающей средой |
Не учёт социальной организации как продукта взглядов, идей, норм и верований |
Улучшение управления за счёт внимания к дифференцированным потребностям людей |
Превращение людей в ресурс, который нужно развивать, в ущерб праву личности на выбор |
Взгляд на организацию с точки зрения взаимодействия целей, стратегий, структур и других измерений |
Предложение о "функциональном единстве", когда все органы работают на благо организма в целом |
Выделение различных подсистем организации |
Предложение о том, что сотрудники должны удовлетворять все свои потребности через организацию |
Учёт естественных возможностей в процессе инновации |
Опасность впасть в социальный дарвинизм (Идейное течение) |
Повышенное внимание к "экологии" внутри и межорганизационных взаимодействий |
Ответственность может перекладываться на внешние причины вместо изменения курса |
Преодоление противоречий, характерных для организационного подхода к управлению, позволило сформулировать следующие рекомендации, существенные с точки зрения повышения эффективности управления персоналом.
Признавая ошибки, допускаемые при действии в сложной среде, неизбежными, необходимо поощрять у сотрудников такие качества, как открытость и рефлективность.
Существенно поощрять такие способы анализа, которые признают возможность реализации разных подходов к решению проблем. При этом необходимо инициировать конструктивные конфликты и дискуссии между представителями разных точек зрения. Это часто приводит к переосмыслению целей организации и переформулированию способов их достижения.
Важно избегать того, чтобы структура деятельности непосредственно определяла организационную структуру. Цели и задачи должны не задаваться сверху, а появляться в процессе работы. В планах указываются скорее ограничения (то, чего нужно избегать), чем то, что конкретно нужно сделать.
Необходимо подбирать людей, создавать организационные структуры и поддерживать процессы, способствующие реализации этих принципов.
2.3 Гуманистический подход к управлению персоналом
Гуманистический подход исходит из концепции управления человеком и из представления об организации как культурном феномене. Организационная культура несет в себе целостное преставление о целях и ценностях, присущих организации, специфических принципах поведения и способов реагирования, становится одним из объяснительных принципов. При этом культура рассматривается сквозь призму соответствующих эталонов развития, отраженных в системе знаний, идеологии, ценностях, законах и повседневных ритуалах, внешних по отношению к организации, социальных общностей.
Влияние культурного контекста на управление персоналом сегодня представляется вполне очевидным. Например, в Японии организация рассматривается не как рабочее место, объединяющее отдельных работников, а как коллектив. Для такой организации характерны дух сотрудничества, взаимозависимость; пожизненный найм превращает организацию в продолжение семьи; между начальниками и подчиненными устанавливаются патерналистские[13] отношения.
Согласно гуманистическому подходу культура может рассматриваться как процесс создания реальности, которая позволяет людям видеть и понимать события, действия, ситуации определенным образом и придавать смысл и значение своему собственному поведению.
Позитивная роль гуманистического подхода в понимании организационной реальности состоит в следующем:
- Культурологический взгляд на организацию снабжает управленцев связной системой понятий, с помощью которых они могут сделать свой повседневный опыт постижимым. Это позволяет рассматривать определенные типы действий как нормальные, легитимные, предсказуемые и избегать, таким образом, проблем, детерминированных базисной неопределенностью и противоречивостью, стоящими за многими человеческими ценностями и действиями.
- Представление об организации как культурном феномене позволяет понять, каким образом, через какие символы и смыслы осуществляется совместная деятельность людей в организационной среде. Если экономический и организационный подходы подчеркивают структурную сторону организации, то организационно-культурный показывает, как можно создавать организационную действительность и влиять на нее через язык, нормы, фольклор, церемонии и т.д.
Если раньше многие менеджеры рассматривали себя, прежде всего, как людей, создающих структуры и должностные инструкции, координирующих деятельность или создающих схемы мотивирования своих сотрудников, то теперь они могут смотреть на себя как на людей, осуществляющих символические действия, направленные на создание и развитие определенных смыслов.
Гуманистический подход позволяет также проинтерпретировать характер отношений организации с окружающей средой в том направлении, что организации способны не только адаптироваться, но и изменять свое окружение, основываясь на собственном представлении о себе и своей миссии. Разработка стратегии организации может превратиться в активное построение и преобразование окружающей реальности.
В рамках данного подхода возникает понимание того, что эффективное организационное развитие - это не только изменение структур, технологий и навыков, но и изменение ценностей, которые лежат в основе совместной деятельности людей.
Современный уровень менеджмента (1980-1990-х годов) предполагает, что объектом управленческой деятельности являются организационные культуры различного типа, а не процессы, люди, их деятельность и т.п. Поэтому овладение новейшими управленческими технологиями невозможно без освоения основ организационно-культурного подхода, дающего комплексное понимание процессов эволюции и функционирования различных организаций с учетом глубинных механизмов поведения людей в многофункциональных, динамически изменяющихся контекстах.
Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.
Выделяются основные исторические типы организационных культур: органическую; предпринимательскую; бюрократическую; партиципативную.
Партиципативная организационная культура возникла в результате трансформации всех предыдущих организационных культур. И гуманистический подход к управлению персоналом опирается, прежде всего, на партиципативную организационную культуру. При таком подходе руководитель исходит из того, что:
- подавляющее большинство работников готовы напряженно трудится ради достижения целей, находящихся за пределами их личных интересов;
- каждый сотрудник уникален, поэтому стандартные управленческие подходы не срабатывают, а должны быть сформулированы к каждому человеку индивидуально исходя их данной ситуации;
- сотрудники достаточно гибки для того, чтобы органично сочетать свои личные цели с целями команды;
- взаимодополняемость способностей членов команды обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений при достижении общих целей;
- процесс командообразования предполагает активное участие всех членов команды в анализе проблем и перспектив, планировании совместных результатов и индивидуальных вкладов в общую работу.
Краткое описание организационных культур представлено в табл. 5.
Таблица 5 - Характеристика основных типов организационных культур
Типы организационных культур |
|||
Бюрократическая |
Партиципативная |
Предпринимательская |
Органическая |
Лидерство основывается на: |
|||
власти и положении |
содействии контактам и сотрудничеству |
наличии авторитета и признания |
разделяемых взглядах о направлении общего движения |
Организация направляется: |
|||
сильным руководством |
всесторонними обсуждениями |
свободной инициативой |
согласием с общей идеей |
Проблемы решаются на основе: |
|||
ясного и сосредоточенного продумывания |
открытого взаимодействия |
индивидуального творчества |
исходного согласия с целями и задачами |
Руководство: |
|||
определяет лидеров и возможные направления развития |
действует как катализатор группового взаимодействия и сотрудничества |
даёт людям возможность делать так, как они считают нужным |
задаёт контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство |
Функции и ответственность: |
|||
предписываются и закрепляются |
разделяются и сменяются по необходимости |
получаются такими, какими их делают люди |
реализуются с почти автоматической точностью |
С хроническими проблемами справляются с помощью: |
|||
укрепления руководства и следования правилам |
более напряжённой дискуссии и выработки способов решения |
поиска новых творческих подходов |
не придания им значения и отказа |
Повседневная работа: |
|||
зависит от неизменности курса и активности руководства |
постоянно перепроверяется для большего совершенства |
выполняется и видоизменяется каждым по-своему |
осуществляется при минимальном вмешательстве в неё |
Желания и интересы отдельных людей: |
|||
подчиняются интересам организации |
соглашаются с интересами организации путём договорённостей |
считаются более важными, чем интересы организации |
оцениваются по степени их согласованности с целями организации |
Коммуникации (общение): |
|||
формальны и подчиняются правилам |
открыты и насыщены |
меняются по интенсивности и непредсказуемы |
ограничены и несущественны |
Таблица 5.1 - Характеристика основных типов организационных культур
Типы организационных культур |
|||
Бюрократическая |
Партиципативная |
Предпринимательская |
Органическая |
Информация и данные (как правило): |
|||
контролируются, и доступ к ним ограничен |
оцениваются и распределяются открыто |
используются для индивидуальных достижений |
расцениваются как совместное знание, которое не нужно выносить во вне |
Разногласия и конфликты: |
|||
угрожают стабильности организации, мешают работе |
считаются жизненно необходимыми для эффективного решения проблем |
являются продуктивным выражением индивидуальных особенностей и различий |
отражают факт расхождения с общими целями и задачами |
Работники - это ресурс, который должен быть максимально реализован. Признано, что главным источником долгосрочного преимущества на рынке является знание способностей и возможностей своих сотрудников, поощрение их изобретательности, заинтересованности в труде, создание благоприятной обстановки. Обычно существующая в организациях корпоративная культура - сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальной смесью из приведенных выше исторических типов организационных культур.
Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования.
Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации.