Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Решения, которые принимаются на государственном уровне, оказывают прямое влияние на то, какую роль играют налоги при формировании социальных, финансовых и демографических факторов развития общества.
Налоги – это средство эксплуатации, и их необходимо использовать в качестве действенного регулирующего инструмента, при том, что со стороны государства будет осуществляться контроль за равновесием между возможностью и обязанностью оплачивать налоги.
При формировании государственной казны, налоги служат для обеспечения финансовой основы осуществления финансовых и политических решений на всех уровнях управления государством.
Обложение налогами физических лиц вызывает научный и практический интерес в тех случаях, когда разрабатывается государственная налоговая и бюджетная политика.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что налоги, уплачиваемые физическими лицами (в большей степени – это налог на доходы физических лиц), служат одним из источников поступлений в региональные и местные бюджеты, а их формирование оказывает влияние на возможность властей данных уровней выполнять социальные обязательства, обеспечивать экономическое развитие и создавать условия для роста качества уровня жизни, при этом, затрагиваются интересы большого числа граждан страны.
Мировой практикой подтверждена важность роли налогов физических лиц в формировании государственных финансов.
Целью данной работы является изучение налогообложения физических лиц.
Для достижения поставленной цели, необходимо выполнить ряд следующих задач:
1) определить экономическую сущность и значение налогообложения физических лиц;
2) ознакомиться с механизмом исчисления налогов, уплачиваемых физическими лицами;
3) выявить пути совершенствования налогообложения физических лиц.
Предметом исследования работы является налогообложение физических лиц, в качестве объекта исследования выступают налоги, которые уплачивают физические лица.
В целях раскрытия обозначенной темы работы были использованы такие методы, как анализ и классификация информации.
Основными источниками информации, которые были использованы при написании работы, послужили нормативно-правовые акты (Налоговый кодекс Российской Федерации и др.), а также, учебная литература, а именно, работы таких авторов, как Кондраков Г.П., Кругляк З.И., Лыкова Л.Н. и пр., которые подробно рассматривают вопросы налогообложения, также, авторов научных статей – Алимирзоевой М.Г., Зотиков Н.З., уделяющих внимание проблемам и перспективам российской налоговой системы, использованы материалы справочной системы КонсультантПлюс и официальные данные Федеральной налоговой службы.
1. Экономическая сущность и значение налогообложения физических лиц
Самые распространённые налоги, которые уплачивают физические лица, в настоящее время, это:
1) налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
2) транспортный налог;
3) налог на имущество;
4) земельный налог [3, с. 31].
Большую значимость среди вышеперечисленных налогов имеет НДФЛ.
Нормы 23 главы Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обеспечивают правовое регулирование обложения налогом доходов физических лиц. Доходы, которые получают физические лица, как на территории РФ, так и за её пределами, облагаются НДФЛ. Вознаграждение за трудовую деятельность, коммерческая прибыль, поступления от продажи имущества и предоставления его в аренду, выплаты по процентам, авторские вознаграждения, страховые выплаты и прочее, законодательно относятся к налогооблагаемым видам доходов [3, с. 39].
Когда формируются региональный, районный, городской и поселенческий бюджеты, то поступления сумм НДФЛ – это необходимый экономический инструмент, с помощью которого можно справляться с задачами, стоящими перед обществом, например, обеспечение социальных и культурных потребностей, правопорядка, исполнение социальных обязательств и т.д.
Фискальной функцией НДФЛ является частичное изъятие доходов граждан, за счёт которых формируется доходная база бюджетов разных уровней государственной бюджетной системы. Данная функция – главная, но не единственная [5, с. 102].
Проявление социальной функции НДФЛ заключается в полном или частичном освобождении от налогообложения определённых социальных групп, имеющих низкие или фиксированные доходы, например, пенсионеры, учащиеся, инвалиды [5, с. 102].
Реализация регулирующей функции НДФЛ осуществляется через предоставление льгот по налогу, варьирование размеров ставок налога, определение структуры плательщиков налога. С помощью системы обложения налогом доходов физических лиц, государство может воздействовать на личное потребление и платёжеспособный спрос, путём установления минимумов, которые не облагаются налогом, и через освобождение отдельных видов доходов от обложения налогом [5, с. 103].
Скорость и вектор развития социальных, финансовых и демографических процессов в обществе напрямую зависят от государственной политики в сфере обложения доходов налогом. При помощи модернизации порядка налогообложения, изменения налоговых ставок, льгот, порядка уплаты, государство создаёт предпосылки для того, чтобы стимулировать инвестиционные процессы в экономике, развивать различные виды экономической деятельности, отдельных товаропроизводителей, что в целом, влияет на общее экономическое состояние и уровень жизни в стране [4, с. 76].
Основная цель современной налоговой политики РФ – не допустить какое-либо увеличение налоговой нагрузки на экономику страны. Антикризисными мерами, регулярно разрабатываемыми Государственной Думой и Правительством РФ, является изменение порядка обложения налогом доходов граждан нашей страны. С учётом того, что жители РФ являются самой многочисленной категорией налогоплательщиков, то обложение налогом их доходов необходимо постоянно контролировать со стороны государства, как в целях недопущения необоснованного предоставления льгот по налогу, так и в целях уточнения объёмов налогооблагаемой суммы, а также, полной и своевременной оплаты НДФЛ [6, с. 211].
Для того, чтобы минимизировать потери бюджета, изменяют порядок предоставления льгот по определённым видам доходов физических лиц, например, уточнён расчёт налогооблагаемой базы при получении физическими лицами доходов в иностранной валюте, при увольнении государственных гражданских служащих, военнослужащих, судей, и др. меры.
Самый доходный источник для регионов и муниципальных образований – это поступления по НДФЛ, потому что доходные полномочия по зачислению поступлений от данного налога полностью принадлежат субфедеральным властям [7, с. 73].
Данный налог имеет наибольшую значимость для социального развития нашего государства и повышения качества жизни граждан, проживающих в регионах РФ, так как НДФЛ, являясь с одной стороны федеральным налогом, с другой стороны, — поступает в региональные и местные бюджеты.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормами Бюджетного кодекса РФ, распределение НДФЛ между бюджетами бюджетной системы РФ осуществляется следующим образом:
1) в бюджет субъектов РФ зачисляются 85 % от общей суммы НДФЛ;
2) оставшиеся 15 % суммы зачисляются в местные бюджеты [28].
В условиях Российской экономики, НДФЛ не является доминирующим в налоговой системе страны, но входит в число первых.
Об огромном значении налога на доходы физических лиц свидетельствуют данные о налоговых поступлениях в консолидированные бюджеты субъектов РФ за период с 2014 по 2018 годы [28], что отражено в таблице 1.
Таблица 1 – Поступления по НДФЛ в консолидированный бюджет РФ за 2014-2018 г., млрд. руб.
Год |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Сумма |
2 688,7 |
2 806,5 |
3 017,3 |
2 530,5 |
2 976,4 |
Налог на доходы физических лиц с 2014-2016 гг. увеличивался, на это повлиял рост заработной платы населения Российской Федерации и уменьшение теневой экономики в отрасли заработной платы, а в 2017 г. произошло сокращение налога на доходы физических лиц, в 2018 г. По сравнению с предыдущим снова налог увеличивается на 445,9 млрд. руб.
Значимость НДФЛ заключается в том, что его плательщиками является трудоспособное население страны, имеющее место работы. К тому же, этот налог — достаточно стабильный и устойчивый доходный источник бюджетов. Одновременно с этим, именно в налоге с доходов физических лиц наглядно реализуются такие важнейшие принципы построения налоговой системы, как всеобщность и равномерность налоговых обязанностей [8, с. 167].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что налог на доходы физических лиц имеет большое значение для бюджета РФ. НДФЛ занимает одно из основных мест в налоговой системе РФ, непосредственно влияя, как на построение налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан.
2. Механизм исчисления налогов, уплачиваемых физическими лицами
Для определения налоговой базы по НДФЛ и сроков уплаты налога, необходимо выяснить, кто является налогоплательщиком.
Налогоплательщиком подоходного налога являются физические лица: резиденты; нерезиденты; индивидуальные предприниматели и самозанятые лица [9, с. 114].
Исчисление и уплату НДФЛ осуществляют налоговые резиденты РФ, а именно:
1) налогоплательщики, получившие доход от организаций и физических лиц, которые не являются налоговыми агентами, по договорам трудового характера, найма и аренды, а также, гражданско-правовым договорам;
2) налогоплательщики, которые получили доход от налогового агента, не удержавшего НДФЛ;
3) налогоплательщики, получившие доход от выигрыша в лотерее и азартных играх (исключением является выигрыш, выплачиваемый в букмекерской конторе или тотализаторе);
4) налогоплательщики, получившие доход от продажи собственного имущества или имущественных прав;
5) налогоплательщики, получившие доход в виде подарков от ИП или физических лиц, кроме подарков, не облагаемых налогом (п. 18.1 ст. 217 НК РФ) [1];
6) налогоплательщики, получившие доход в виде вознаграждения правопреемникам авторов произведений искусства, литературы, промышленных образцов;
7) налогоплательщики, получившие доход в качестве недвижимого имущества, ценных бумаг, полученных для пополнения целевого капитала некоммерческих организаций [9, с. 115].
Поскольку, в основном, источниками дохода являются работодатели, то они, как налоговые агенты, и занимаются исчислением и уплатой НДФЛ в бюджет (ст. 226 НК РФ) [1].
Чтобы не начислили штрафные санкции и не предъявили претензии контролирующие органы, нужно рассчитывать НДФЛ, не совершая ошибок.
Для верного исчисления НДФЛ, необходимо руководствоваться положениями ст. 225 НК РФ [1].
Производится расчет налога на доходы в несколько этапов:
1) согласно п. 3 ст. 225 НК РФ, определяются все доходы за налоговый период, которые подлежат обложению налогом на доходы [1];
2) в соответствии со ст. 224 НК РФ, уточняется ставка налога для каждого вида дохода [1];
3) исчисляется налоговая база по НДФЛ за определённый период. Берётся во внимание то, что для расчета НДФЛ, исчисление налоговой базы производится отдельно для каждого вида дохода, если применяется несколько налоговых ставок. Учитывая требования ст. 275 НК РФ, налоговая база по доходам от долевого участия рассчитывается отдельно от налоговой базы по прочим доходам, к которым применяется ставка 13 %;
4) в соответствии с п. 1 ст. 225 НК РФ, рассчитывается НДФЛ по следующей формуле:
Сумма НДФЛ определяется, как произведение налоговой базы и налоговой ставки [10, с. 93].
Полученную сумму налога необходимо округлять до полных рублей, т.е. в случае, когда сумма менее 50 копеек, то её вообще не нужно учитывать, а, если она равна или больше 50 копеек, то её нужно округлять в сторону увеличения до целого рубля, в соответствии с п. 6 ст. 52 НК РФ [1].
Также, перед расчетом налога, нужно убедиться, что полученный доход не попал в льготный список (освобожденных от НДФЛ выплат).
В соответствии с п. 5 ст. 225 НК РФ, общая сумма НДФЛ к уплате в бюджет РФ равняется сложенным суммам данного налога, исчисленным отдельно для каждой налоговой базы [11, с. 162].
Когда рассчитывается НДФЛ, налогооблагаемая сумма может быть уменьшена на сумму налоговых вычетов.
Виды налоговых вычетов и условия их предоставления описаны в главе 23 НК РФ. Каждый из них предоставляется по своим правилам. Рассчитывать на их получение могут не все без исключения граждане, а лишь определенные категории лиц.
Физические лица при соблюдении определенных условий могут рассчитывать на следующие вычеты по НДФЛ:
- стандартные (ст. 218 НК РФ);
- инвестиционные (ст. 219.1 НК РФ);
- социальные (ст. 219 НК РФ);
- имущественные (ст. 220 НК РФ);
- профессиональные (ст. 221 НК РФ) [11, с. 163].
Получение разных видов налоговых вычетов позволяет гражданам экономить. Налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) облагается не весь доход, а уменьшенная на вычеты сумма.