Добавлен: 26.04.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
3) ставки, установленные для кадастровой цены и инвентаризационной стоимости (их величина определяется муниципальными властями с учетом норм ст. 406 НК РФ);
4) коэффициент-дефлятор (определяется Минэкономразвития РФ);
5) вычитаемая площадь квартиры для снижения налоговой базы, или вычет (также определяется муниципальными органами с учетом норм ст. 403 НК РФ);
6) льготы (устанавливаются ст. 407 НК РФ);
7) так называемый понижающий коэффициент (определяется ст. 408 НК РФ) [8, с. 152].
При этом планируется, что при расчете налогового платежа за 2019 год (если он станет 5 годом начала применения расчета налога от кадастровой стоимости) и в последующие годы из приведенного выше перечня будут исключены такие показатели, как инвентаризационная стоимость, ставка по ней, дефлятор и понижающий коэффициент. На данный момент, эти показатели нужны для того, чтобы не допустить слишком резкого увеличения платежной нагрузки на владельцев недвижимости, в силу значительного увеличения базы для исчисления рассматриваемого налога, основанной на кадастровой стоимости объекта [8, с. 154].
В целях расчета платежа за 2018–2019 годы в НК РФ установлена формула, имеющая следующий вид: Н = (Н1 – Н2) × К + Н2, где:
Н — величина налога к уплате;
Н1 — номинальная величина налога, определяемая с учетом только кадастровой цены объекта, установленной для нее ставки и вычета;
Н2 — номинальная величина налога, рассчитываемая с учетом только инвентаризационной стоимости квартиры, ставки, а также коэффициента-дефлятора;
К — понижающий коэффициент, последовательно увеличивающийся на 0,2 ежегодно в течение первых 4 лет начала применения расчета от кадастровой стоимости, составляя, таким образом, от 0,2 (в 1 год) до 0,8 (в 4 год) [8, с. 154].
Расчет налога по земле, принадлежащей физическим лицам (ИП в т. ч.), осуществляет ИФНС (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ), направляя затем результат этой операции физическому лицу в пакете документов с уведомлением об уплате налога (п. 4 ст. 397 НК РФ) [1].
Расчет здесь базируется на том же наборе исходных параметров (для физических лиц они могут отличаться по значениям от применяемых для юридических лиц) и тоже с учетом того, что часть из них (ставки и льготы) может быть индивидуальна для региона:
1) кадастровая стоимость на начало года;
2) доля владения;
3) категория земли, от которой зависит величина ставки;
4) учет числа месяцев владения при неполном периоде;
5) обстоятельства, приводящие к увеличению суммы рассчитываемого налога;
6) наличие льгот, применяемых к базе, ставке или сумме самого налога [8, с. 168].
При выходе на пенсию, у граждан есть возможность снизить свои обязательства по уплате земельного налога. О праве на льготу им нужно сообщить в налоговый орган, подав заявление. Благодаря федеральной льготе за участки площадью 6 соток и менее, пенсионеры налог платить не обязаны. Если земельный надел превышает этот предел, налог уплачивается с оставшейся площади. Муниципальные власти вправе своими нормативными актами устанавливать дополнительные налоговые преференции по земле [8, с. 169].
Срок уплаты земельного налога за год для физических лиц введен законодательно (п. 1 ст. 397 НК РФ) и является датой, общей для всей территории РФ. Заканчивается он 1 декабря года, наступающего после того, за который осуществляется платеж.
Транспортному налогу посвящена гл. 28 НК РФ. Она определяет плательщиков транспортного налога, как лиц (юридических и физических), на которых зарегистрированы транспортные средства. Определяющим, при этом, является факт регистрации, а не право собственности [8, с. 172].
Транспортным налогом облагаются машины и механизмы, как самоходные, так и буксируемые. Подавляющее большинство среди них составляют автомобили. При этом, некоторые виды авто освобождены от обложения налогом (п. 2 ст. 358 НК РФ):
1) легковые, оборудованные для инвалидов;
2) легковые мощностью до 100 л. с., приобретенные через органы соцзащиты;
3) машины сельскохозяйственного назначения, зарегистрированные на сельхозпроизводителей и используемые ими по назначению;
4) машины федеральных военных служб;
5) находящиеся в розыске, при этом факт розыска должен подтверждаться документально соответствующими органами [8, с. 173].
Налоговой базой по налогу на транспорт для автомобиля является мощность его двигателя в лошадиных силах. Базовые ставки установлены гл. 28 НК РФ.
Для отдельных водных и воздушных транспортных средств, в качестве налоговой базы по транспортному налогу, применяются иные показатели (валовая вместимость, статическая тяга реактивного двигателя и др.).
Транспортный налог рассчитывается отдельно по каждому автомобилю, умножением его мощности на ставку, относящуюся к этому типу авто. Если автомобиль был зарегистрирован или снят с учета в расчетном году (т. е. числился за налогоплательщиком неполный год), то при расчете применяется коэффициент, снижающий налог в пропорции с долей месяцев владения транспортным средством в течение года. При этом, полным считается тот месяц, в котором авто приобретено до 15 числа или выбыло после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ) [1].
Транспортный налог, базовые правила которого установлены НК РФ, является региональным налогом. Он вводится в действие законами субъектов РФ, которые вправе внести следующие изменения в правила, установленные Налоговым кодексом:
1) ставки транспортного налога могут быть изменены как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения (с отклонением не более чем в 10 раз от базовых), при этом ограничение по уменьшению не относится к легковушкам с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно;
2) может быть введена собственная система льгот по налогу;
3) может быть установлен собственный порядок и сроки уплаты налога [8, с. 174].
Это обстоятельство делает важным для налогоплательщика не только изучение текста гл. 28 НК РФ, но и знание действующего закона о транспортном налоге того региона, где зарегистрирован транспорт [8, с. 175].
Таким образом, можно сделать вывод, что расчёт вышеперечисленных налогов осуществляется в соответствии с положениями НК РФ. Налогоплательщикам крайне важно соблюдать сроки уплаты налогов с физических лиц, т.к. налоговые поступления должны своевременно зачисляться в бюджеты соответствующих уровней и формировать государственную казну на следующий календарный год.
По каждому виду налогов, уплачиваемых физическими лицами, предусмотрены льготы, что является положительным фактором для налогоплательщиков, т.к. позволяет им экономить собственные денежные средства.
В целом, схема исчисления по каждому налогу с физических лиц проста и схожа: налоговая база умножается на законодательно установленную налоговую ставку.
3. Пути совершенствования налогообложения физических лиц
Современная налоговая политика России формируется под влиянием многочисленных внутренних и внешних факторов, таких как:
- взаимодействие федеральных, региональных и местных бюджетов (внутренние факторы);
- санкции, низкие цены на нефть и иные проявления межнациональных политик (внешние факторы) [14, с. 564].
Тем самым, развитие налоговой системы зависит от данных факторов, заставляя Правительство Российской Федерации формировать стратегию дальнейшего развития, что и находит отражение в Основных направлениях налоговой политики на 2019-2021 годы.
Таким образом, 02 октября 2018 года Министерством Финансов Российской Федерации была опубликована информация о развитии налоговой политики страны на ближайшие 3 года [14, с. 564].
Общим направлением налоговой политики на рассматриваемый период является проведение мер, направленных на стабилизацию кризисной ситуации в стране.
Тем не менее, основополагающими целями при разработке основных направлений налоговой политики являлись – обеспечение стабильного развития российской экономики, а также, неухудшение финансового положения граждан России.
Относительно вопросов налогообложения физических лиц в РФ, в основных направлениях развития налоговой политики РФ на 2019-2021 годы, важное значение отводится мероприятиям по развитию НДФЛ [14, с. 565].
Основные направления налоговой, бюджетной и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в отношении налога на доходы физических лиц предусматривают следующее:
1) уточнение в целях налогообложения порядка пересчёта в рубли расходов на приобретение облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте [2];
2) уточнение условий предоставления налоговых вычетов в отношении опекунов недееспособных граждан [2];
3) уточнение условий предоставления имущественных налоговых вычетов в сумме фактических расходов на погашение процентов по кредитам, полученным в целях рефинансирования ипотечных жилищных кредитов, если такие кредиты выданы в соответствии с программой помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшихся в сложной финансовой ситуации [2];
4) уточнение условий социальных налоговых вычетов в целях унификации их применения [2];
5) в целях обеспечения определённости налогообложения:
- уточнение условий признания затрат (при определении налоговой базы) в случае продажи жилого помещения, доли в котором выделены членам семьи, направившим средства материнского капитала на погашение обязательств по ипотечному жилищному кредиту, выданному на приобретение указанного жилого помещения;
- уточнение условий признания затрат (при определении налоговой базы) при передаче имущества участнику организации в случае её ликвидации;
‑ уточнение условий признания затрат (при определении налоговой базы) при реализации недвижимого имущества, которое используется в коммерческой деятельности;
- уточнение условий налогообложения доходов в виде экономической выгоды при прекращении обязательств без их исполнения налогоплательщиком;
- уточнение условий налогообложения при применении имущественного налогового вычета при реализации имущества, которое получено безвозмездно, либо было подарено или унаследовано;
6) с целью обеспечения полноты и своевременности уплаты НДФЛ:
- предоставить налоговым органам право самостоятельно исчислять НДФЛ, если налогоплательщик не предоставляет налоговую декларацию при реализации недвижимого имущества (учитывая кадастровую стоимость данного имущества);
- расширение круга лиц, на которых возложены обязанности налоговых агентов в отношении поступлений по операциям с ценными бумагами [2];
7) уточнение порядка исчисления и уплаты НДФЛ индивидуальными предпринимателями с учётом отмены декларирования предполагаемого дохода [2];
8) предоставление права представления отчётности по месту учёта одного из обособленных подразделений в случаях наличия нескольких обособленных подразделений организации на территории одного муниципального образования [2].
Таким образом, основные пути совершенствования налогообложения физических лиц в РФ связаны с уточнением вопросов расчёта сумм, которые облагаются НДФЛ, а также, с вопросами контроля уплаты данного налога и предоставления отчётности по нему. Т.к. правильное исчисление сумм налога на доходы физических лиц и их полная, и своевременная оплата, способствуют экономическому развитию нашей страны, ввиду того, что частично формируют бюджет государства [21, с. 72].
На протяжении нескольких последних лет вопрос о налоговых ставках НДФЛ является одним из самых обсуждаемых в России. Варианты изменений предлагаются самые разные: от освобождения от налога лиц с невысоким уровнем доходов до введения прогрессивной шкалы, предусматривающей снижение ставки для малообеспеченных лиц и её увеличение и дифференциацию для тех людей, поступления в адрес которых достигают значительных размеров. При этом предполагается, что у большей части населения доход по-прежнему будет облагаться по ставке 13 %, хотя имело место и предложение о поднятии её до 15 % [14, с. 567].
Однако, несмотря на столь высокий интерес к этой теме, никаких изменений в порядке исчисления налога на доходы пока не сделано. То есть на начало 2019 года действительны те же ставки, что и в 2018 году. И на ближайшее будущее обновления в них не запланированы [14, с. 567].
Вместе с тем ряд изменений, влияющих на исчисление этого налога, в 2019 году всё-таки начал действовать:
- расширен перечень доходов, относимых к дивидендам, и доходов, получаемых в натуральной форме;
- дополнен список расходов, уменьшающих доход от продажи ценных бумаг;
- в перечень не облагаемых налогом доходов включены: полевое довольствие в сумме, не превышающей 700 руб. в сутки; поступления от реализации макулатуры, образовавшейся у лица, её продавшего; социальная выплата на приобретение жилья и стоимость жилья, предоставленного в рамках такой выплаты;