Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (История косвенного налогообложения в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы «Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ».

Налоговая система является одной из главных основ экономики в государстве, которая обеспечивает финансовую базу страны. Налогообложение является объективным социальным явлением, поэтому при создании системы налогообложения необходимо избавиться от реальности социально-экономических условий в стране; это деньги, которые обязаны платить в доход государству юридические и физические лица – граждане, а также различные предприятия и организации. Благодаря налогообложению, государство реализует свои функции управления и регулирования.

Существуют два вида налогообложения: прямые налоги и косвенные налоги. Прямые налоги направлены на прямую на налогоплательщика, размер данного налога зависит только от налогоплательщика. Косвенные налоги – это налоги на товары, услуги и различные выполненные работы, несмотря на то, что они уплачиваются в бюджет хозяйствующими субъектами, основное бремя косвенных налогов несут потребители этих товаров, работ и услуг. В случае косвенных налогов субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим налогоплательщиком – потребителем товара (работы или услуги). К косвенным налогам относятся НДС, акциз, а также таможенная пошлина.

Целью данной курсовой работы, является, – на основе теоретических знаний и аспектов описать косвенные налоги и их место в налоговых системах РФ.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Изучить историю косвенного налогообложения в Российской Федерации;
  • Рассмотреть общие сведения о системе косвенного налогообложения в Российской федерации;
  • Исследовать характеристику основных косвенных налогов РФ;
  • Провести анализ и оценить косвенные налоги, которые взимаются российскими федеральными налоговыми органами;
  • Обозначить перспективы для Российской Федерации по развитию системы косвенных налогов.

Предметом курсовой работы являются косвенные налоги. Для написания курсовой работы использовались теоретические разработки и выводы отечественных экономистов, которые посвящены проблемам косвенного налогообложения, а также налоговый кодекс РФ, законодательные и нормативные акты, которые регулируют налоговые отношения.

  1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОСВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ РФ

    1. История косвенного налогообложения в Российской Федерации


С момента возникновения государства спрос на налог стал средством мобилизации денежных ресурсов. Первоначальную форму налог приобрел в виде 10% от дохода. Он взимался в пользу главенствующей знати. К примеру, в Древней Греции был установлен налог в размере десятой либо двадцатой части дохода, что в последствии использовалось на нужды наемной армии, укрепление военной мощи государства, строительство оборонительных сооружений, дорог и иные общественные цели. [1]

Один из основных косвенных налогов это – акциз. Будь то в феодальной Европе или в России, современные формы налога на потребление исходят из регалий и систем сбора – оплаты. По словам профессора М. Кулишера, регалией можно считать монопольное право монарха производить и продавать товары, услуги и т. д. Гарантирует, что «высшее право на эксплуатацию собственности и незаконное присвоение природных объектов, не являющихся частной собственностью», можно считать признаком. В XV-XVII в. насчитывали сотни, но основные из них следует учитывать: леса, горы, соль, реки, рыбалка, охота, чеканка монет и т. д. [2]. В России под руководством Алексея Михайловича важнейшие экспортные товары – соболь, сало, деготь, патока, были принудительно проданы в государственную казну российскими купцами, а при Петре добавились наиболее нужные отечественные товары – соль, табак, мед, деготь, рыбий жир и дубовые гробы [3]. Помимо продажи в государственную казну, другой формой достижения государственных монополий является отрицание, то есть частное приобретение (а иногда и конкурентные) прав на сбор и продажу монопольных товаров. Наиболее распространенными типами откупов были: пиво, табак, кофе, соль, вино, чай, сахар. Однако откупа можно рассматривать только как отправную точку для дальнейшего развития акцизов, но они все еще не в форме акцизов. Схожая вещь между ними состоит в том, что люди платят премию, когда они покупают эти товары, хотя премия не полностью регулируется государством.

Настоящая «эра налога на потребление» началась в России – с XVIII века она представляла довольно разнообразную картину того, что они использовали. В процессе эволюции универсального налога на потребление считается, что косвенное налогообложение способствует развитию промышленности - (косвенные налоги, взимаемые с количества сырья или масштаба оборудования, способствуют развитию промышленности) [4]. К сожалению, нет недостатков и нет преимуществ. Недостатки у акциза имелись, и имеются довольно серьезные. С введением небольшой суммы налога на потребление они охватывают относительно немного граждан, потому что не каждый хочет потреблять определенные подакцизные продукты (алкоголь, табак). Если обратиться к статистике, то в России после реформы С.Ю. Витте Непрямые доходы бюджета поступают в основном из косвенных налогов, потребительских товаров, особенно табака, сахара, керосина и спичек. Это также включает в себя национальную винную монополию [5]. Ставки налога на потребление постоянно повышались. Так, еще до реформ 1800 по 1835 гг. величина акцизного сбора с пуда сахара увеличилась с 80 коп. до 1 р. 75 коп. В июле 1909г. был принят новый повышенный акциз на табак и табачные изделия, причем наиболее высокие ставки были установлены именно на изделия низшего сорта - вместо прежних 38,14% -'51% к цене продажи [6].


Акцизные и таможенные сборы в России всегда были особенно трудными, потому что доход на душу населения очень низок, достигнув разрушительного уровня прямых налогов, поэтому платежеспособный спрос низок. Но в абсолютном выражении сумма косвенных налогов, выплачиваемых россиянами на душу населения, значительно ниже, чем почти во всех развитых европейских странах. Для того чтобы оценить истинную тяжесть налогового бремени, которое российские резиденты сравнили с населением других европейских стран, необходимо также взглянуть на цифры дохода на душу населения. Так, в предреволюционной России 1914г. эта цифра составила в сопоставимых исчислениях – 9 фунтов стерлингов, Германии – 30,9; Австрии – 24,9; Франции – 37; Великобритании – 49; в Италии – 24,3. Разница в среднедушевых доходах России и Англии составляла 5,44 раза, а в уровне налогообложения – 4,4 раза, аналогичная картина вырисовывается и из сравнения с другими государствами [7].

Первый налог на потребление в Советском Союзе был введен в 1921 году из-за отсутствия установленных советских налоговых механизмов и из-за острой потребности страны в средствах (которые должны быть в первую очередь косвенными налогами). Ввели акцизы на виноградные, плодово-ягодные и изюмные вина, спички, табачные изделия, гильзы и курительную бумагу, в 1922 г. – на спирт, отпускаемый для технических, химических и других специальных надобностей, на пиво, мед, квас, фруктовые и искусственные минеральные воды, соль, нефтепродукты, свекловичный и крахмальный сахар, восковые и озокеритовые свечи; в 1923 г. – на текстильные изделия, резиновые галоши. В дальнейшем, по мере укрепления финансового положения страны, на ряд товаров широкого потребления (сахар, соль, керосин, спички, чай) ставки акцизов были несколько снижены и введены новые акцизы на товары не самой первой необходимости (спиртные напитки и табачные изделия). Динамика доли акцизов в налоговых доходах с 1923 по 1930 гг. изменились соответственно в процентах: 17,7; 24,2; 31,6; 38,4; 40,2; 42,3; 41,6; 40,1 [8].

Из-за реформ 1930-х годов, как самые несправедливые косвенные налоги двадцатого века, были отменены, им не было места среди социалистических рабочих и крестьян. Советский налог с оборота взимался как переназначенный платеж, который является ценой многих товаров. Кроме того, по оценкам советских экономистов, бремя косвенных налогов все еще оставалось высоким: с точки зрения каждого отдельного рубля дохода, население платит около 10-15 копеек прямых налогов и в три раза больше косвенных налогов [9].


Не менее важным налогом является налог на добавленную стоимость (НДС). Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" был принят 6 декабря 1991 года. Согласно указанному закону, плательщиками налога в России являются все юридические лица, предприятия без образования юридического лица, международные объединения, иностранные юридические лица и их филиалы, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, годовая выручка от реализации товаров и услуг у которых превышала 100 тыс. руб. [10]. Для всех товаров и услуг, продаваемых в Российской Федерации, стандартная ставка НДС изначально была установлена в размере 28%. 3 февраля 1992 года было принято постановление Президиума ВС РФ и Министерства экономики и финансов РФ, которым устанавливалась пониженная ставка НДС в размере 15% для некоторые продовольственные товары [11].

16 июля 1992 года был принят закон РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему РФ", который устанавливал с 1 января 1993 года стандартную ставку НДС 20% и пониженную ставку в размере 10% по продовольственным товарам и товарам для детей. Закон и его толкование инструкции ГНС указывают на то, что пониженная ставка НДС, взималась с определенных видов пищевых продуктов на уровне 15% данная ставка вводилась задним числом с 1 января 1992 года. В начале 1995 года Федеральным Законом предусматривалось снизить спецналог, введенный Указом Президента РФ в конце 1993 года, с 3% до 1,5%, и отменить этот налог с 1 января 1996 года [12].

Ориентируясь на западную модель, структура современной российской налоговой системы имеет все стандартные блоки – налог на прибыль, налог на имущество и налог на потребление, которые в свою очередь полностью представлены как акцизы, таможенные пошлины (до 2005 года) и налоговой составляющей.

    1. Значение и экономическая сущность косвенных налогов

В соответствии со ст.8 налогового кодекса Российской Федерации «…под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований» [13].


Существуют следующие, основные функции налогов: фискальная, регулирующая, социальная.

Фискальная функция характерна для всех стран во все периоды их существования и развития. Благодаря внедрению, финансовые ресурсы государства были реализованы, создавая материальные условия для функционирования государства. Основной целью реализации фискальной функции является обеспечение стабильной доходной базы для всех уровней бюджета. Поскольку налоговые поступления в бюджет напрямую зависят от суммы дохода плательщика, значение финансовой функции налога будет уменьшаться при снижении деловой активности [14].

Регулирующая функция позволяет регулировать доходы различных групп населения. Она направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг, а также посредством индивидуальной платежеспособности – на рынке спроса и предложения. Таким образом, регулирующее воздействие налогообложения проявляется не только в производственном секторе, но также в секторах обмена и потребления. В этой функции проявляется весь механизм управления экономикой государством: планирование, координация, организация, стимулирование и контроль [15].

Социальная функция налогообложения тесно связана с фискальной и регулирующей, посредством сбора подоходного налога и налога на имущество. Налоги в значительной степени взимаются с состоятельного населения, и значительная их часть должна облагаться налогом среди бедных в виде социальной помощи. Во время экономического кризиса, когда большинство населения нуждалось в социальной защите, социальная функция стоимости налогообложения резко возросла. Фактически в российской налоговой системе налогов недостаточно для выполнения их социальных функций. Это в основном зависит от несовершенства налогового законодательства [16].

Стержневое место в Российской налоговой системе занимают косвенные налоги к ним относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость (НДС), а также таможенные пошлины. Они занимают решающее положение в структуре доходов бюджета.

Косвенные налоги – это налоги, которые связаны с процессом использования дохода налогоплательщиков. Их связь с экономическим потенциалом налогоплательщика (способность генерировать доход) является лишь косвенной, через его расходы [17].

В отличие от прямых налогов, косвенные налоги в основном относятся к потребительским товарам, и их использование не имеет прямого отношения к независимости собственности потребителя, особенно тяжело ложатся на бедные классы населения, и их число обычно обратно пропорционально количеству плательщиков.