Файл: Индивидуальное предпринимательство (Раскрытие определения предпринимательства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предпринимательством занято подавляющее большинство населения мира. В основном это средний и малый бизнес, в котором и формируется так называемый средний класс, составляющий большинство современного общества и является наиболее влиятельным в развитии экономики и политической жизни страны. В современном обществе предпринимательство обеспечивает не только экономические условия выживания и развития общества, но и реализацию новейших достижений.

При всем разнообразии существующих в России организационно - хозяйственных форм предпринимательской деятельности ведущим ее субъектом являются дееспособные физические лица, как создающие коммерческие организации, так и организующие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальное предпринимательство (далее по тексту - ИП) дает толчок для структурной перестройки отраслей экономики, при этом решает многие региональные задачи, создает дополнительные рабочие места. Опираясь на всю систему экономических интересов, государство в силах создать условия для более эффективного развития экономики, прежде всего посредством изменения налоговой системы, превратив её в действенный механизм развития производства, что является необходимым условием повышения предпринимательской активности.

Целью данной курсовой работы является исследование различных теоретических взглядов на функционирование индивидуального предпринимательства в современных условиях хозяйствования.

Цель работы обусловила выполнение следующих задач:

- раскрыть общее понятие предпринимательства;

- определить этапы регистрации и функционирования индивидуальных предприятий;

- исследовать отличительные особенности ИП от обществ с ограниченной ответственностью (далее по тексту – ООО).

Теоретической базой выполнения курсовой работы послужили статьи, публикации, научная и учебная литература авторов, рассматривающих проблемы функционирования индивидуальных предпринимателей в рыночных условиях.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе курсовой работы полностью раскрыто понятие об индивидуальном предпринимательстве, обобщены основные аспекты и проблемы развития и функционирования индивидуального предпринимательства, во второй главе проведен анализ отличия между индивидуальным предпринимательством и ООО. В заключении подведены итоги работы и обобщены основные выводы.


Глава 1

  1. Общее понятие о предпринимательстве

Под понятием «индивидуальный предприниматель» понимается физическое лицо (гражданин), осуществляющее личное ведение дела от своего имени на свой счет и свой риск, самостоятельно принимающее решения о развитии своего хозяйства и методах, используемых им в производственных процессах, главная цель которого заключается в систематическом получении прибыли. [1][1]

Одной из важнейших гарантий свободного развития личности является признание государством права граждан заниматься предпринимательской деятельностью. Не случайно в Конституции Российской Федерации в ряду основных прав личности закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. [2][2] Это право открывает для экономически активной части населения возможность проявить предпринимательскую инициативу, на свой риск организовать производство товаров (оказание услуг) и тем самым содействовать удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, повышению их жизненного уровня.

Предпринимательская деятельность является составной частью экономической деятельности, которая тесно связана с рынком, товарно-денежными отношениями. Для регулирования экономической деятельности государство гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности.

    1. Раскрытие определения предпринимательства

Одним из важнейших элементов экономики любого государства является сектор предпринимательства.

Предпринимательство признается особым видом экономической активности, внутренним источником развития экономики, ключевым фактором экономического прогресса общества. Однако, по мнению В.П. Смирнова, устоявшегося определения этого понятия и раскрытия его содержания в зарубежной и в отечественной научной литературе до сих пор нет.[3][3]


Эти положения подтверждаются, с одной стороны, оценками состояния теории, высказываемыми как зарубежными, так и отечественными специалистами, а с другой стороны, многообразием выдвигаемых различными авторами подходов к исследованию современного предпринимательства.
Б. Карлоф отмечает, что экономическая теория до сих пор не имеет единой концепции, адекватно описывающей поведение предпринимателя, и предлагает свой вариант. По его мнению, предприниматель — это человек, способный выявить структуру потребностей, соотнести свое понимание потребностей со знаниями в сфере управления производством, креативно решать задачи. Это экономический субъект, располагающий капиталом, энергией, осуществляющий затраты по организации бизнеса. [4][4]
Российские ученые, авторы монографии «Предпринимательство в конце ХХ века» считают, что современное предпринимательство определяется как особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйственного поведения, в основе которого лежит постоянный поиск новых возможностей, ориентация на инновации, умение привлекать и использовать для решения поставленной задачи ресурсы из самых разнообразных источников.

В монографии отмечается, что представители различных направлений выделяли в качестве сущности предпринимательства либо новаторство в области предложения, либо новаторство в области спроса. Позиция авторов иная — сущность предпринимательства состоит в координации новых потребностей (спроса) и нового производства (предложения), то есть в создании нового рынка. [5][5]
А. Хоскинг считает, что бизнес (предпринимательство) — это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций. [6][6]
Предпринимательство определяется как деятельность, связанная с вложением средств, с целью получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой, а предпринимателем считается субъект, который в своей деятельности призван обеспечить такую комбинацию личной выгоды с общественной пользой .[7][7]
И.Н. Герчикова считает сущностью предпринимательства нахождение в условиях рынка возможностей наилучшего использования собственности в виде капитала, имущества, патентных прав и других ресурсов и реализацию этих возможностей в практической деятельности. Со стороны содержания предпринимательство определяется ею как деятельность, направленная на достижение намеченного результата (получение прибыли или предпринимательского дохода) путем наилучшего использования капитала и ресурсов экономически обособленными субъектами рыночного хозяйства, несущими полную имущественную ответственность за результаты своей деятельности и подчиняющимися правовым нормам (законодательству) страны


регистрации. По ее мнению, предпринимательство отличается от бизнеса как более широкого понятия — дела, деловой активности, любых разовых коммерческих сделок, направленных на получение прибыли в результате решения задач, связанных с осуществлением на рынке операций обмена товарами и услугами между рыночными субъектами.[8][8]

Н.Е. Егорова предпринимательством считает деятельность, тем или иным путем связанную с получением прибыли, дохода, смыкающуюся с бизнесом — ведением какого-либо дела, приносящего доход. Предпринимательство в широком смысле отождествляется ею с любым бизнесом, в узком смысле — с высокорисковыми видами бизнеса, связанными с реализацией значимых (как правило, новых) идей. Отмечается, что бизнес в целом допускает значительную долю рутинной деятельности, предпринимательству же присущи экономические новации и пионерные стратегические решения. [9][9]
Изучение современных подходов к предпринимательству позволяет отметить приращение теоретических знаний, прогресс научных представлений о предпринимательстве в условиях развития объекта, субъекта и методов научного познания. К особенностям исследования предпринимательства можно отнести его «волнообразный» характер, определяемый соответствующей динамикой изучаемого объекта; преемственность подходов; многообразие оценок; отсутствие общепризнанной трактовки его содержания и сущности.

Поэтому следует согласиться с положением о неразработанности теории предпринимательства как формы научного знания, дающей целостное представление о закономерностях и существенных связях этой специфической области действительности. Объясняется это тем, что предпринимательство на

начальных этапах постиндустриальной стадии развития общества еще не достигло зрелого состояния и сохраняет потенциал развития в обозримом будущем. В этих условиях целесообразно продолжать научные исследования предпринимательства, поддерживать успешные направления.
Современная наука базируется на теории становления и самоорганизации, «открытой рациональности», ориентируется на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия. В обществе, трансформирующемся в постиндустриальное, и в экономике, перерастающей в инновационную, ускоряются и усложняются социально-экономические процессы.

Познание предпринимательства — это ценностно-смысловое освоение и воспроизведение человеческого (общественного) бытия. Категории «смысл» и «ценности» являются ключевыми в этом процессе. Социально-экономическое познание неразрывно и постоянно связано с ценностями, с мировоззренческими компонентами.


Необходимым моментом процесса познания предпринимательства является процедура понимания — осмысления, постижения смысла объекта исследования. Всякая конструктивная познавательная деятельность сопровождается пониманием как реальным движением в смыслах и практическим владением этими смыслами. Особенностью познания предпринимательства как разновидности социально-экономического познания является сложный, опосредованный характер взаимосвязи объекта и субъекта, его текстовая природа.

1.2 Формы предпринимательства

Форма предпринимательства представляет собой систему норм, определяющих внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.

Существуют следующие формы предпринимательства:

- индивидуальные;

-коллективные;

-корпоративные, которые в свою очередь классифицируются на крупные, средние и малые.

Во второй главе рассмотрим форму - индивидуальное предпринимательство более подробно.

Глава 2

  1. Индивидуальное предпринимательство: понятие, порядок его приобретения

Индивидуальное предпринимательство является наиболее простой и доступной формой деловой активности.

Предприниматель, обладающий достаточными для создания дела ресурсами, склонный единолично контролировать процесс принятия решений, готовый нести полную материальную и юридическую ответственность за коммерческую деятельность, предпочтет стать индивидуальным предпринимателем и единоличным хозяином фирмы. Все другие формы предпринимательской деятельности являются коллективными.

Индивидуальное предпринимательство — это самостоятельная, осуществляемая под полную личную ответственность предпринимателя, деятельность, направленная на систематическое получение прибыли.

Если коллективное предпринимательство связано с образованием юридического лица, то особенность индивидуального предпринимательства состоит в том, что предпринимательская деятельность осуществляется без образования юридического лица.