Файл: Американский и японский менеджмент, сравнительная характеристика..pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава.1 Теоретические аспекты менеджмента предприятия
1.1.Понятие и функции менеджмента предприятия.
1.2.Эволюция концепций менеджмента предприятия.
Глава.2 Особенности зарубежного менеджмента предприятий
2.1.Американская концепция менеджмента.
– право по использованию и распоряжению этим имущественным комплексом.
По отношению к объекту выстраиваются субъекты собственности:
– акционеры;
– совет директоров;
– генеральный директор.
Ведутся споры о сосредоточении экономической и правовой власти на уровне каждого субъекта.
Возможность выделения данных источников появилась только на третьем этапе становления предприятия, с возникновением менеджмента предприятия как такового.
Теоретическими источники менеджмента предприятия являются:
– агентская теория (авторы – Д. Уокер, М. Жеральдо);
– теория соучастников (автор – А. Фейербах);
– управленческая теория (автор – Ф. Тейлор);
– организационная теория (авторы – Л. Гьюлик, Л. Урвик)[5].
Агентская теория рассматривает механизм отношений внутри предприятия через инструментарий агентских затрат, представляя взаимоотношения между директорами и акционерами как контрактные отношения.
Модель делает следующие основные предположения:
– все внешние акции являются неголосующими;
– внешние собственники получают полезность от собственности только через рост богатства или денежных потоков (т.е. не получают частных выгод);
– заработная плата менеджера фиксирована;
– динамические аспекты модели исключены из анализа.
Дополнительные предположения (впоследствии будут ослаблены):
– размер фирмы фиксирован;
– нет возможности мониторинга и самоограничения;
– нет возможности привлечения долга;
– не принимается во внимание риск и необходимость диверсификации[6].
Суть управленческой теории состоит в том, что власть над предприятием с наемным менеджментом осуществляется посредством директоров, назначаемых акционерами и подотчетных им.
Множественность собственников ведет к передаче фактического контроля менеджеру.
Менеджер обладает так называемым остаточным правом контроля. Чем больше дисперсия долей собственников, тем острее «проблема безбилетника», тем больше контроля в руках у менеджера, т. е. размывание прав собственности ослабляет возможности контроля за деятельностью команды.
Организационная теория предполагает, что большинство организационных структур ослаблено поведением высшего менеджмента.
Менеджеры предприятий (вследствие разделения функций собственности и управления) имеют следующие частные выгоды контроля:
– успех, моральное удовлетворение от реализации крупных проектов;
– личная репутация менеджера, перспективы карьеры;
– привилегии;
– патронаж – назначение на ключевые позиции друзей и родственников;
– прямой вывод активов из предприятия.
В заключение главы можно сделать следующие выводы:
Под менеджментом предприятия понимается управление организационно-правовым оформление предпринимательской деятельности, построением меж- и внутрифирменных отношений предприятия, оптимизацией организационных структур.
В качестве главной функции менеджмента предприятия выступает обеспечение деятельности предприятия с учетом интересов учредителей, которые предоставляют финансовые ресурсы предприятию.
Сущность менеджмента предприятия заключается в обеспечении реализации цикла менеджмента предприятия в целях получения максимальной результативности деятельности предприятия, выступающей в качестве главного критерия менеджмента предприятия.
В настоящее время менеджмент предприятия выступает в качестве одного из важнейших факторов, обуславливающих как экономическое развитие государства, так и его инвестиционный и социальный климат.
В узком смысле под менеджментом предприятия понимается система стимулов и правил, которые побуждают управленцев компании осуществлять деятельность с учетом интересов акционеров.
В широком понимании менеджмент предприятия является системой правовых, организационно-экономических и управленческих взаимодействий субъектов экономических отношений, интерес которых обусловлен деятельностью компании.
В качестве субъектов менеджмента предприятия выступают акционеры, менеджеры и прочие заинтересованные лица (партнеры, служащие, кредиторы компании, местные органы управления).
Правильно сформированный менеджмент предприятия обуславливает снижение конфликтных ситуаций в компании, а при их появлении – их разрешение за счет определенных структур и процессов.
Формирование менеджмента предприятия происходило как объективная необходимость осуществления предпринимательской деятельности. На определенном этапе возникла необходимость выработки единых стандартов и норм, которые давали возможность унифицировать и упростить управление компаниями, вне зависимости от их расположения.
Глава.2 Особенности зарубежного менеджмента предприятий
2.1.Американская концепция менеджмента.
В качестве участников американской концепции менеджмента предприятия выступают акционеры, директора, управляющие, биржи, правительственные структуры и консалтинговые компании.
В США наблюдается рассредоточенная структура капитала (множество держателей акций), а наиболее большие пакеты составляют всего несколько процентов.
Инсайдер – служащий или владелец пакета более 10% ценных бумаг, тесно связанный с предприятием, является большой редкостью. То есть, ни один из акционеров не может реально контролировать ее менеджмент, и преобладает аутсайдерская модель менеджмента предприятия.
Американская концепция менеджмента предприятия предполагает, что выбор совета директоров, изменения устава, активов, назначение аудитора и др. требует обязательного одобрения акционеров.
Большинство предприятий, не имея в своем составе крупных институциональных или индивидуальных инвесторов, используют для финансирования бизнеса фондовые рынки[7].
Законодательство соответствующих стран запрещает банкам владеть акциями промышленных компаний и ограничивает в этом отношении иные финансовые институты. Эта мера была установлена после кризиса 1929-33 гг. как реакция на массовые спекуляции банков с ценными бумагами.
В таких условиях финансовые институты, не представленные в советах директоров и не владеющие акциями, превращаются в портфельных инвесторов (банки в основном занимаются обычным кредитованием), не имеющих возможности вмешиваться в дела предприятия и оперативное управление им.
Американская модель характеризуется следующими особенностями: непрерывный рост количества внешних независимых акционеров, к которым в настоящий момент относится половина акций предприятий США (пенсионные фонды и др.), и увеличение их значения при осуществлении контроля над предприятием.
В качестве характерной черты американской модели выступает то, что лишь акционеры имеют возможность воздействовать на стратегические решения.
Менеджеры и работники выступают как их агенты, получающие определенные права по управлению предприятием:
– возможность голосовать по доверенности (акционеры уполномочивают председателя совета директоров голосовать от их имени);
– четкая законодательная регламентация деятельности предприятия, прав и обязанностей менеджеров, директоров и акционеров.
Ориентация американской концепции менеджмента предприятия осуществляется на увеличение стоимости компании и повышение ее прибыли в краткосрочном временном периоде. Это вызывает необходимость существенной гибкости системы управления, которая дает возможность быстро адаптировать компании к более подвижной внешней среде, рационально реализовать рискованные и инновационные проекты.
Процесс менеджмента предприятия в данной модели реализуется унитарным (одноуровневым) советом директоров, состоящим в среднем из 12 человек, и главным управляющим (президентом), принимающим все основные решения и также являющимся членом совета.
Большинство директоров – независимые, в основном действующие или бывшие менеджеры других компаний (контролеры-стратеги).
Законы США не разделяют управленческие и наблюдательные функции директоров, определяют лишь ответственность совета в целом за дела предприятия. Вопрос о разделении функций решают акционеры. Самостоятельное правление как таковое не создается.
Обычно 3/4 совета составляют независимые директора. Но практика показывает, что вероятность отставки генерального директора выше под давлением рынка ценных бумаг, чем внешних директоров.
В большинстве американских компаний роль председателя совета директоров играет генеральный директор. Однако на крупнейших предприятиях председатель совета директоров и генеральный исполнительный директор (президент) – разные лица, обязанности которых различаются.
Основной обязанностью совета директоров в США является защита интересов акционеров и всемерное увеличение их богатства. Поэтому здесь главная форма вознаграждения менеджеров (2/3) – опционы на акции компании.
Совет директоров формирует корпоративную политику и стратегию (прежде всего, в финансовой сфере), назначает и должностных лиц предприятия, осуществляет финансовый контроль, оценку деятельности главного управляющего, соблюдение законов и корпоративной этики.
В американских советах директоров создаются комитеты двух типов:
– операционные (исполнительный, финансовый, стратегический). Они формируются из исполнительных директоров, которые консультируют менеджеров, отвечают за реализацию решений, контролируют процесс выполнения поставленных задач);
– контрольные (аудиторский, по назначениям и вознаграждениям) состоят из внешних директоров[8].
В США разработаны основные принципы менеджмента предприятия, которые действуют даже там, где существуют иные корпоративные системы. К ним относятся.
1. Отчетность. Менеджмент и члены совета директоров подотчетны акционерам, являются открытыми для любого запроса с их стороны, вплоть до биографических данных. В США самые строгие требования к раскрытию информации.
2. Прозрачность, открытость, использование общепризнанных международных стандартов отчетности, кодексов и принципов взаимодействия с акционерами.
3. Одинаково справедливое отношение ко всем акционерам, включая иностранных.
4. Четкая справедливая методика голосования.
5. Наличие кодекса взаимоотношений с акционерами, которому требуется неукоснительно следовать. Кодексы регулярно пересматриваются, чтобы стандарты КУ находились на мировом уровне.
6. Стратегическое планирование.
Критерием эффективности и качества управления со стороны президента и его команды является прибыль и курс акций. Если они падают, инвесторы начинают сбрасывать на фондовом рынке принадлежащие им ценные бумаги (голосование ногами).
Такая ситуация создает угрозу враждебных слияний и поглощений (по некоторым оценкам – 50% случаев), которая держит в узде менеджеров, заставляя их работать на должном уровне.
При всех существующих преимуществах, можно выделить следующие недостатки американской концепции менеджмента предприятия:
– слишком сильная ориентация на краткосрочные цели инвесторов, что обусловлено прозрачностью отношений, доступностью необходимых сведений, давлением фондового рынка;
– искажение настоящей цены акций;
– существенное увеличение вознаграждения управленцев.
2.2.Японская концепция менеджмента предприятия.
Японская концепция подразумевает перекрестное владение акциями и контроль, а также формирование крупных финансово-промышленных предприятий (кейрецу) и их объединений (сюданов). Для данных объединений характерна сложная система внутреннего согласования интересов участников, которые включают финансовые учреждения, производственные предприятия и торговые организации.
Руководящим органом сюдана является совещание президентов головных фирм. Оно принимает решения по важнейшим вопросам. Имеет место перекрестное акционирование и внутренняя циркуляция, ресурсов.