Файл: Отличие бухгалтерского учета от налогового учета (Понятие и сущность бухгалтерского учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 117

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Различия между налоговым и бухгалтерским учетом существуют в России еще с момента коренных изменений в экономике и продолжают существовать в наше время. Налоговый и бухгалтерский учет являются самостоятельными системами учета, но при этом они все же связаны между собой. С момента введения в действие главы 25 НК РФ налоговый учет стал самостоятельной системой, отличающейся принципами ведения от бухгалтерского учета. Вследствие этого возникла проблема их реформации с целью сближения.

Качество работы аппарата управления и управленческой деятельности организации в целом напрямую зависит от грамотно организованного документооборота в организации. При проведении проверок организаций налоговые органы отводят особое внимание правильному оформлению документов. Если организация несвоевременно оформляет либо вовсе не оформляет произведенные хозяйственные операции, тем самым запутывая бухгалтерский учет, то последствием могут стать разногласия с налоговой инспекцией с последующим применением финансовых санкций по отношению к компании.

Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, которые находятся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

Ведение налогового учета может производиться двумя способами: как самостоятельной автономной системы либо как подсистемы, работающей на базе данных бухгалтерского учета. При выборе второго варианта системы налогового и бухгалтерского учета совпадают в части использования данных бухгалтерского учета для налогообложения. При таком подходе тема соотношения двух систем учета является принципиально важной.

Для того чтобы наиболее эффективно выполнять обязательства по расчетам с бюджетом, организация должна достоверно и в полной мере владеть информацией о существующих различиях между налоговым и бухгалтерским учетом.

Цель данной работы – проанализировать теоретические и практические аспекты соотношения бухгалтерского учета и налогового учета, дать сравнительную характеристику основным различиям между бухгалтерским учетом и налоговым учетом, рассмотреть методы сближения учетов.

Задачи работы:

  1. анализ сущности и основных принципов бухгалтерского учета и налогового учета;
  2. определение различий и особенностей в бухгалтерском учете и налоговом учете.
  3. изучение методов сближения бухгалтерского учета и налогового учета.

Объект исследования данной работы – налоговый учет и бухгалтерский учет. Предмет исследования – различия в нормативном регулировании и методологии бухгалтерского учета и налогового учета.

В качестве источников информации использовались нормативные акты РФ, учебная и периодическая литература. В числе авторов, чьи работы были использованы для написания курсовой работы Бабаев Ю.А, Кондраков Н.П. и Керимов В.Э., которые раскрывают в своих учебных пособиях понятие «бухгалтерский учет», рассматривают основные правила его организации и ведения. Для изучения и раскрытия понятия «налоговый учет» были использованы труды таких авторов, как Кругляк З.И., Гамидова Н.Г.

Для проведения сравнительной характеристики между бухгалтерским и налоговым учетами были использованы работы Крутяковой Т.Л., Ордынской М.Е., Прищепы Л.В., Семенихина В.В. При написании заключительной главы о возможных методах сближения налогового и бухгалтерского учетов были изучены учебные пособия и научные статьи Харченко О.К., Чайковской Л.А.

Данная курсовая работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения и списка использованных источников.

Характеристика бухгалтерского и налогового учета

Понятие и сущность бухгалтерского учета

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» Бухгалтерский учет[1] - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Ведение бухгалтерского учёта в организации в соответствии с законом о бухгалтерском учёте может осуществляться:

  • главным бухгалтером, принятым на предприятие по трудовому договору;
  • иным должностным лицом;
  • специализированной организацией или лицом, не являющимся работником организации, на основании заключенного договора об оказании услуг [10, с. 127].

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются:


1) факты хозяйственной жизни;

2) активы;

3) обязательства;

4) источники финансирования его деятельности;

5) доходы;

6) расходы;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами [10, с.128].

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

  1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности – руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним – инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  2. обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
  3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости [10, с. 130].

Основными принципами бухгалтерского учета являются:

  • Принцип автономности  – любая организация существует как самостоятельное юридическое лицо. В бухгалтерском учете может отражаться только признанное собственностью имущество данной конкретной организации или предприятия.
  • Принцип двойной записи — все хозяйственные операции отражаются одновременно по дебету одного бухгалтерского счета и кредиту другого счета на одинаковую сумму.
  • Принцип действующей организации - организация является исправно функционирующей и в перспективе намеревается придерживаться тех же позиций на экономическом рынке, а также погашать обязательства перед своими партнерами в указанные сроки и в установленном порядке.
  • Принцип объективности - все хозяйственные операции подлежат регистрации на протяжении всех этапов учёта, фиксированию в письменной форме и документальному подтверждению.
  • Принцип осмотрительности – степень осторожности, которая проявляется в готовности организации в потенциальным убыткам. Соблюдение данного принципа позволит обезопасить предприятие от излишков запасов товаров или активов.
  • Принцип начислений — все хозяйственные операции должны быть зафиксированы в период их возникновения, а не в момент поступления денежных средств. Этот принцип условно можно разделить две категории:

  1. принцип регистрации дохода (выручки) — доход отражается в момент получения товара или услуги, а не в момент оплаты;
  2. принцип соответствия — доходы и расходы, связанные с продажей товара или услуги необходимо соотносить в отчетном периоде.
  • Принцип периодичности – ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на регулярной основе (год, полугодие, квартал, месяц). Данный принцип позволяет отследить достоверность и сопоставимость отчётных данных, а также провести оценку финансовых результатов предприятия по прошествии определенного времени.
  • Принцип конфиденциальности — вся внутренняя учетная информация организации является коммерческой тайной, нарушение которой может повлечь за собой привлечение к административной или уголовной ответственности.
  • Принцип денежного измерения – имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности подлежат оценке в денежной валюте страны, на территории которой находится предприятие [18, с. 308].

Метод бухгалтерского учёта – совокупность способов и приемов, с помощью которых решаются различные задачи бухгалтерского учета [10, с. 135].

Метод бухгалтерского учета включает в себя следующие элементы:

  1. документирование – первичная регистрация совершенной хозяйственной операции, придающая юридическую силу данным бухгалтерского учета;
  2. оценка – способ выражения всего имущества предприятия и его источников в денежном измерении;
  3. бухгалтерские счета - способ кодировки, учета и группировки текущего отражения имущества, обязательств и операций;
  4. двойная запись – отражение каждой хозяйственной операции на двух взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, при этом каждая операция одновременно записывается по дебету одного счета и кредиту другого счета на одну и ту же сумму;
  5. инвентаризация – проверка фактического наличия числящегося на балансе организации имущества с помощью подсчета, взвешивания, описания, оценки выявленных средств, взаимной сверки. Затем полученные данные сравниваются с данными бухгалтерского учета;
  6. калькулирование – группировка и подсчет затрат на единицу продукции (работ, услуг) и определение себестоимости в денежном выражении на основании сделанных вычислений;
  7. бухгалтерский баланс - представляет собой способ экономической группировки информации о средствах предприятия, их источников формирования и результаты хозяйственной деятельности на конкретную дату в денежном выражении;
  8. бухгалтерская отчетность – отраженная в табличной форме система показателей учета, характеризующая движение имущества, обязательств и финансовое состояние предприятия за отчетный период [35, с. 46].

Учетная политика организации - совокупность способов ведения бухгалтерского учета (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности), принимаемая непосредственно самой организацией [21, с. 215]. 

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером организации и утверждается руководителем организации [21, с. 223]. 

Составляющие учетной политики:
- варианты учета и оценки объектов учета, выбранные организацией; 
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий необходимые для ведения бухгалтерского учета синтетические и аналитические счета; 
- формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; 
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; 
- правила документооборота и технология обработки учетной информации; 
- порядок контроля хозяйственных операций; 
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета исходя из специфики деятельности предприятия [21, с. 226]. 

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях: 
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету; 
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. При разработке нового способа ведения бухгалтерского учета организацией целью выступает либо более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации либо создание меньшей трудоемкости учетного процесса, не снижая при этом степень достоверности информации; 
- существенного изменения условий деятельности, которые могут быть связаны с реорганизацией, сменой собственников, значительным расширением, реструктуризацией производства, изменением видов деятельности, уменьшением объемов деятельности и т.д. При утверждении способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности отличных от тех, которые имели место ранее или возникли впервые в деятельности организации учетная политика организации не считается измененной [18, с. 156]. 

Учетная политика организации это фундамент в системе бухгалтерского и налогового учета на предприятии. Этот документ позволяет решить такие задачи как: эффективность взаимодействия всех структур организации, участвующих в учетном процессе, сближение налогового и бухгалтерского учета, минимизация налогов и затрат (материальных, трудовых и затрат времени).