Файл: Американский и японский менеджмент, сравнительная характеристика..pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава.1 Теоретические аспекты менеджмента предприятия
1.1.Понятие и функции менеджмента предприятия.
1.2.Эволюция концепций менеджмента предприятия.
Глава.2 Особенности зарубежного менеджмента предприятий
2.1.Американская концепция менеджмента.
Основными владельцами акций предприятий являются инсайдеры (более 70% из них – институциональные инвесторы). Речь идет о банках и связанных с ними аффилированных компаниях (кейрецу).
В рамках предприятий происходит внутригрупповое перемещение не только товаров и услуг (доля внутригрупповой торговли доходит до 20%), но и менеджеров. Это максимально способствует обмену информацией и эффективному использованию совместного опыта[9].
Все это придает предприятиям большой динамизм. Внутриорганизационные контрактные отношения охватывают финансовые и промышленные ресурсы и научно-техническую информацию. Действует принцип целенаправленной специализации, когда интересы не пересекаются.
В Японии банки являются крупными акционерами и важными источниками финансирования. В 16% предприятий банк – наиболее крупный акционер, в 22% – второй по величине. Действовать они могут через советы директоров или через клуб президентов. Банки постоянно наблюдают за деятельностью фирм и поддерживают с ними прямые контакты.
Государство и общественное мнение активно защищает сюданы и кейрецу (в том числе и законодательно) от посягательства иностранных инвесторов, поэтому доля иностранного капитала в Японии минимальна.
Японская экономика характеризуется значительной ролью государства, которое ориентирует и направляет, но не руководит, что находит свое проявление в таких аспектах, как:
– разработка перспективных мероприятий по экономическому развитию в определенном направлении;
– формирование инфраструктуры, предоставление помощи отдельным компаниям и отраслям в целом;
– поддержка взаимоотношений внутри компаний и между отдельными предприятиями, что способствует повышению эффективности производственной деятельности и увеличению конкурентоспособности японской продукции.
Базовые принципы японской модели менеджмента предприятия сводятся к следующему:
– система управления концентрируется вокруг ключевого банка, промышленно-финансовой сети или кейрецу (в Японии один банк выполняет все функции, в то время как, например, в США они разделены между коммерческими банками и специализированными консалтинговыми предприятиями);
– система управления ориентация на поддержание деловых контактов, а недостижение баланса сил (как в США);
– акционеры назначают совет директоров (в зависимости от финансового положения компании может включать до 50 чел.) – преимущественно внутренних членов (исполнительных директоров), включая подотчетного ему президента, который консультируется при принятии решений с исполнительной администрацией;
– сотрудничающий с компанией и предоставляющий ей займы банк контролирует совет директоров и одновременно находится под его контролем, но представители банков привлекаются в советы директоров только в кризисной ситуации (в германской модели их участие постоянно);
– независимые акционеры не в состоянии влиять на дела предприятия;
– существую т сравнительно невысокие (ниже, чем в США), требования к открытию информации (реже, менее детально);
– значительная роль принадлежит неформальным объединениям, клановым и кастовым отношениям – личным союзам, клубам и проч.
В неформальной обстановке происходит обмен основной информацией, согласование ключевых решений, разрешение споров и конфликтов. Наиболее влиятельным органом является совет президентов группы.
Недостатками японской модели являются клановость, ограничение конкуренции [10, c. 183][10].
В заключение главы можно сделать следующие выводы:
В качестве участников американской концепции менеджмента предприятия выступают акционеры, директора, управляющие, биржи, правительственные структуры и консалтинговые компании.
В США наблюдается рассредоточенная структура капитала (множество держателей акций), а наиболее большие пакеты составляют всего несколько процентов.
Американская концепция менеджмента предприятия предполагает, что выбор совета директоров, изменения устава, активов, назначение аудитора и др. требует обязательного одобрения акционеров.
Американская модель характеризуется следующими особенностями: непрерывный рост количества внешних независимых акционеров, к которым в настоящий момент относится половина акций предприятий США (пенсионные фонды и др.), и увеличение их значения при осуществлении контроля над предприятием.
В качестве характерной черты американской модели выступает то, что лишь акционеры имеют возможность воздействовать на стратегические решения.
Ориентация американской концепции менеджмента предприятия осуществляется на увеличение стоимости компании и повышение ее прибыли в краткосрочном временном периоде. Это вызывает необходимость существенной гибкости системы управления, которая дает возможность быстро адаптировать компании к более подвижной внешней среде, рационально реализовать рискованные и инновационные проекты.
При всех существующих преимуществах, можно выделить следующие недостатки американской концепции менеджмента предприятия: слишком сильная ориентация на краткосрочные цели инвесторов, что обусловлено прозрачностью отношений, доступностью необходимых сведений, давлением фондового рынка; искажение настоящей цены акций; существенное увеличение вознаграждения управленцев.
Японская концепция подразумевает перекрестное владение акциями и контроль, а также формирование крупных финансово-промышленных предприятий (кейрецу) и их объединений (сюданов). Для данных объединений характерна сложная система внутреннего согласования интересов участников, которые включают финансовые учреждения, производственные предприятия и торговые организации.
Японская экономика характеризуется значительной ролью государства, которое ориентирует и направляет, но не руководит, что находит свое проявление в таких аспектах, как: разработка перспективных мероприятий по экономическому развитию в определенном направлении; формирование инфраструктуры, предоставление помощи отдельным компаниям и отраслям в целом; поддержка взаимоотношений внутри компаний и между отдельными предприятиями, что способствует повышению эффективности производственной деятельности и увеличению конкурентоспособности японской продукции.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Под менеджментом предприятия понимается управление организационно-правовым оформление предпринимательской деятельности, построением меж- и внутрифирменных отношений предприятия, оптимизацией организационных структур.
В качестве главной функции менеджмента предприятия выступает обеспечение деятельности предприятия с учетом интересов учредителей, которые предоставляют финансовые ресурсы предприятию.
Сущность менеджмента предприятия заключается в обеспечении реализации цикла менеджмента предприятия в целях получения максимальной результативности деятельности предприятия, выступающей в качестве главного критерия менеджмента предприятия.
В настоящее время менеджмент предприятия выступает в качестве одного из важнейших факторов, обуславливающих как экономическое развитие государства, так и его инвестиционный и социальный климат.
В узком смысле под менеджментом предприятия понимается система стимулов и правил, которые побуждают управленцев компании осуществлять деятельность с учетом интересов акционеров.
В широком понимании менеджмент предприятия является системой правовых, организационно-экономических и управленческих взаимодействий субъектов экономических отношений, интерес которых обусловлен деятельностью компании.
В качестве субъектов менеджмента предприятия выступают акционеры, менеджеры и прочие заинтересованные лица (партнеры, служащие, кредиторы компании, местные органы управления).
Правильно сформированный менеджмент предприятия обуславливает снижение конфликтных ситуаций в компании, а при их появлении – их разрешение за счет определенных структур и процессов.
Формирование менеджмента предприятия происходило как объективная необходимость осуществления предпринимательской деятельности. На определенном этапе возникла необходимость выработки единых стандартов и норм, которые давали возможность унифицировать и упростить управление компаниями, вне зависимости от их расположения.
В качестве участников американской концепции менеджмента предприятия выступают акционеры, директора, управляющие, биржи, правительственные структуры и консалтинговые компании.
В США наблюдается рассредоточенная структура капитала (множество держателей акций), а наиболее большие пакеты составляют всего несколько процентов.
Американская концепция менеджмента предприятия предполагает, что выбор совета директоров, изменения устава, активов, назначение аудитора и др. требует обязательного одобрения акционеров.
Американская модель характеризуется следующими особенностями: непрерывный рост количества внешних независимых акционеров, к которым в настоящий момент относится половина акций предприятий США (пенсионные фонды и др.), и увеличение их значения при осуществлении контроля над предприятием.
В качестве характерной черты американской модели выступает то, что лишь акционеры имеют возможность воздействовать на стратегические решения.
Ориентация американской концепции менеджмента предприятия осуществляется на увеличение стоимости компании и повышение ее прибыли в краткосрочном временном периоде. Это вызывает необходимость существенной гибкости системы управления, которая дает возможность быстро адаптировать компании к более подвижной внешней среде, рационально реализовать рискованные и инновационные проекты.
При всех существующих преимуществах, можно выделить следующие недостатки американской концепции менеджмента предприятия: слишком сильная ориентация на краткосрочные цели инвесторов, что обусловлено прозрачностью отношений, доступностью необходимых сведений, давлением фондового рынка; искажение настоящей цены акций; существенное увеличение вознаграждения управленцев.
Японская концепция подразумевает перекрестное владение акциями и контроль, а также формирование крупных финансово-промышленных предприятий (кейрецу) и их объединений (сюданов). Для данных объединений характерна сложная система внутреннего согласования интересов участников, которые включают финансовые учреждения, производственные предприятия и торговые организации.
Японская экономика характеризуется значительной ролью государства, которое ориентирует и направляет, но не руководит, что находит свое проявление в таких аспектах, как: разработка перспективных мероприятий по экономическому развитию в определенном направлении; формирование инфраструктуры, предоставление помощи отдельным компаниям и отраслям в целом; поддержка взаимоотношений внутри компаний и между отдельными предприятиями, что способствует повышению эффективности производственной деятельности и увеличению конкурентоспособности японской продукции.
Список использованных источников
- Балашов, А.П. Менеджмент: учебное пособие / А.П. Балашов. – М.: Инфра-М, 2015. – 270 с.
- Борсук, Н.В. Экономика предприятия: учебно-методический комплекс / Н.В. Борсук. – М.: Кнорус, 2013. – 166 с.
- Бутеня, В.Е. Менеджмент: учебно-методическое пособие / В.Е. Бутеня. – М.: Кнорус, 2014. – 86 с.
- Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 6-е изд. – М.: Инфра-М, 2014. – 655 с.
- Гарнов, А.П. Экономика предприятия: учебник / А.П. Гарнов, Е.А. Хлевная, А.В. Мыльник. – М.: Юрайт, 2014. – 302 с.
- Грибов, В.Д. Экономика предприятия: учебник / В.Д. Грибов. – 5-е изд. – М.: Инфра-М, 2013. – 445 с.
- Зарецкий, А.Д. Менеджмент: учебник / А.Д. Зарецкий. – М.: Кнорус, 2016. – 267 с.
- Ивашенцева, Т.А. Экономика предприятия: учебник / Т.А. Ивашенцева. – М.: Кнорус, 2016. – 284 с.
- Клочкова, Э.Н. Экономика предприятия: учебник / Э.Н. Клочкова. – М.: Юрайт, 2014. – 447 с.
- Кнышова, Е.Н. Менеджмент: учебное пособие / Е.Н. Кнышова. – М.: Инфра-М, 2015. – 302 с.
- Маслова, Е.Л. Менеджмент: учебник / Е.Л. Маслова. – М.: Дашков и К, 2015. – 332 с.
- Менеджмент: учебник / Ю.П. Алексеев [и др.]; под. общей ред. А.Л. Гапоненко. – М.: Юрайт, 2014. – 396 с.
- Менеджмент: учебник / Е.В. Песоцкая [и др.]; под. ред. А.Н. Петрова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2014. – 645 с.
- Михалева, Е.П. Менеджмент: учебное пособие / Е.П. Михалева. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2014. – 190 с.
- Мормуль, Н.Ф. Экономика предприятия: теория и практика: учебное пособие / Н.Ф. Мормуль. – М.: Омега-Л, 2014. – 179 с.
- Нечитайло, А.И. Экономика предприятия: учебник / А.И. Нечитайло. – РнД: Феникс, 2016. – 414 с.
- Русак, Е.С. Экономика предприятия: ответы на экзаменационные вопросы / Е.С. Русак, Е.И. Сапелкина. – М.: Кнорус, 2014. – 140 с.
- Самойлова, А.Г. Менеджмент: учебно-методическое пособие / А.Г. Самойлова. – М.: Кнорус, 2014. – 218 с.
- Скляренко, В.К. Экономика предприятия: учебник / В.К. Скляренко. – 2-е изд. – М.: Инфра-М, 2014. – 344 с.
- Чайников, В.В. Экономика предприятия (организации): учебное пособие / В.В. Чайников. – 2-е изд. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 439 с.
- Чалдаева, Л.А. Экономика предприятия: учебник / Л.А. Чалдаева. – М.: Юрайт, 2015. – 435 с.