Файл: Американский и японский менеджмент, сравнительная характеристика..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 155

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность изучения зарубежного менеджмента объясняется необходимостью:

– повышения конкурентоспособности предприятия на мировом рынке;

– обеспечение инвестиционной привлекательности;

– создание эффективного механизма управления собственностью;

– соблюдение баланса интересов всех финансово-заинтересованных лиц;

– разделение функций владения и управления в крупных организациях.

Менеджмент предприятия представляет собой совокупность экономических и административных механизмов, с помощью которых реализуются права акционерной собственности, и формируется структура внутреннего контроля; система взаимодействий между руководством компании, ее советом директоров, акционерами и другими заинтересованными лицами для реализации их интересов.

Менеджмент предприятия имеет два аспекта: внешний и внутренний. Внешний аспект сфокусирован на отношениях компании с социально-экономической средой: государством, регулирующими органами, кредиторами, участниками рынка ценных бумаг, местными общинами и другими заинтересованными лицами. Внутренний аспект сосредоточен на взаимоотношениях внутри компании: между акционерами, членами наблюдательных, исполнительных и контрольно-ревизионных органов.

Система менеджмента создается для решения трех основных задач, стоящих перед предприятием: обеспечения ее максимальной эффективности; привлечения инвестиций; выполнения юридических и социальных обязательств. Все вышеизложенное определяет актуальность темы данного исследования.

Объект исследования – менеджмент предприятия.

Предмет исследования – американский и японский менеджмент.

Цель работы – исследование американского и японского менеджмента, их сравнительная характеристика.

Поставленная цель работы обусловила решение следующих задач:

– рассмотреть теоретические аспекты менеджмента предприятия;

– изучить особенности зарубежного менеджмента предприятий.

Глава.1 Теоретические аспекты менеджмента предприятия


1.1.Понятие и функции менеджмента предприятия.

Под менеджментом предприятия понимается управление организационно-правовым оформление предпринимательской деятельности, построением меж- и внутрифирменных отношений предприятия, оптимизацией организационных структур.

Выделяя менеджмент предприятия в особый тип, особенности которого обусловлены спецификой предприятия в качестве объекта управления, его определяют как:

– менеджмент, построенный на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии предприятия;

– менеджмент, учитывающий реализацию прав собственности, предусматривающий взаимодействие акционеров (внутриорганизационные коммуникации), построенное на стратегии развития предприятия в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам);

– менеджмент, который рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения[1].

В качестве главной функции менеджмента предприятия выступает обеспечение деятельности предприятия с учетом интересов учредителей, которые предоставляют финансовые ресурсы предприятию.

Сущность менеджмента предприятия заключается в обеспечении реализации цикла менеджмента предприятия в целях получения максимальной результативности деятельности предприятия, выступающей в качестве главного критерия менеджмента предприятия.

Для управления предприятием используется расширенный цикл управления, содержащий семь этапов (рис. 1).

Рисунок 1. Цикл управления предприятием

Для осуществления цикла управления, представленного на рис. 1, управляющая компания должна определить и согласовать с подчиненными предприятиями перечень, структуру и объем информации о функционировании предприятия.

Управляющая компания определяет политику предприятия в целом, а руководители предприятий направления деятельности своих предприятий в соответствии с общей политикой и интересами.

1.2.Эволюция концепций менеджмента предприятия.

В настоящее время менеджмент предприятия выступает в качестве одного из важнейших факторов, обуславливающих как экономическое развитие государства, так и его инвестиционный и социальный климат[2].


В настоящее время разработано множество определений менеджмента предприятия:

– менеджмент предприятия рассматривается как процесс осуществления власти хозяйствующими субъектами, принятия решений в рамках отношений собственности на основе сложившегося производственного, человеческого и социального капитала, определяется характером целевых установок деятельности предприятия и его руководства, типами контроля, интересов и собственности;

– менеджмент предприятия оценивается также как организационная модель, которая призвана, с одной стороны, регулировать взаимоотношения между менеджерами компаний и их владельцами (акционерами), с другой – согласовать цели различных заинтересованных сторон, обеспечивая тем самым, эффективное функционирование компаний;

– система, с помощью которой осуществляется управление и контроль над деятельностью предпринимательских организаций. Структура менеджмента предприятия определяет права и обязанности лиц, входящих в организацию, например, членов совета директоров, менеджеров, акционеров и других заинтересованных сторон, и устанавливает правила и порядок принятия решений по делам предприятия. Менеджмент предприятия также обеспечивает структуру, на основе которой устанавливаются цели и задачи деятельности компании, определяются пути и средства их достижения и контролируется;

– система или процесс, с помощью которого управляется и контролируется деятельность предприятий, подотчетных акционерам.

В узком смысле под менеджментом предприятия понимается система стимулов и правил, которые побуждают управленцев компании осуществлять деятельность с учетом интересов акционеров.

В широком понимании менеджмент предприятия является системой правовых, организационно-экономических и управленческих взаимодействий субъектов экономических отношений, интерес которых обусловлен деятельностью компании.

В качестве субъектов менеджмента предприятия выступают акционеры, менеджеры и прочие заинтересованные лица (партнеры, служащие, кредиторы компании, местные органы управления).

Все участники менеджмента предприятия имеют общие цели, в том числе:

– создание жизнеспособной прибыльной компании, обеспечивающей выпуск высококачественных товаров и рабочие места, а также обладающей высоким престижем и безупречной репутацией;

– увеличение стоимости материальных и нематериальных активов компании, рост котировок ее акций и обеспечение выплаты дивидендов;


– получение доступа к внешнему финансированию (рынкам капитала);

– получение доступа к трудовым ресурсам (кадрам менеджеров и других работников);

– увеличение рабочих мест и общий рост экономики.

Вместе с тем, каждый участник корпоративных отношений имеет свои интересы, и различие между ними может привести к развитию корпоративных конфликтов.

Правильно сформированный менеджмент предприятия обуславливает снижение конфликтных ситуаций в компании, а при их появлении – их разрешение за счет определенных структур и процессов[3].

Такими процессами и структурами являются формирование и функционирование различных органов управления, регулирование взаимоотношений между ними, обеспечение равноправного отношения ко всем сторонам, раскрытие надлежащей информации, ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии должными стандартами и пр.

Формирование менеджмента предприятия происходило как объективная необходимость осуществления предпринимательской деятельности. На определенном этапе возникла необходимость выработки единых стандартов и норм, которые давали возможность унифицировать и упростить управление компаниями, вне зависимости от их расположения.

Исследуя тенденции развития предприятий в мире, ученые называют три этапа, каждый из которых определяет важные особенности предприятий, которые сформировались в обществе на определенный момент времени.

В начале ХХ-го столетия, предприятия, появившиеся в ходе промышленной революции, воспринимались как имущество их владельцев.

Считалось, что они служат исключительно цели обеспечения адекватной отдачи на вложенные в них средства.

Предприятие рассматривалось как машина, работники и управляющие являлись частями этой машины. В этот период господствует механистическая модель управления.

Для данного этапа были характерны следующие условия:

– владелец обладает неограниченной властью над работниками и распоряжается ими по своему усмотрению;

– уровень квалификации работников очень низкий и нет стимулов для совершенствования;

– уровень образования и запросов очень низкий, так как постоянно давлеет угроза экономических лишений связанных с безработицей.

Данный этап экономического развития нашел отражение в следующих теоретических разработках, которые составили базис теоретических основ менеджмента предприятия.

Теоретические аспекты менеджмента предприятия включают элементы управления компанией и формируют тенденции ее развития до крупного предприятия с конкретной структурой управления и производства[4].


Этот этап можно охарактеризовать следующим:

– усложнение технической составляющей труда, что привело к значительному повышению степени образования персонала;

– повышение зависимости нанимателей от персонала;

– совершенствование методов управления персоналом.

Данный этап характеризуется следующими концепциями менеджмента предприятия.

Теория трансакционных издержек (автор – Р. Коуз).

Под трансакционными издержками понимаются расходы на обеспечение исполнения внешних договоров.

Под трансакционными понимаются расходы на осуществление деловых операций, в том числе денежная оценка времени на нахождение контрагента, на проведение переговоров, заключение договора, контроль выполнения условий договора.

Наиболее высокими трансакционные издержки являются следующих случаях:

– выпуск уникальной продукции;

– наличие рынка с неопределенным движением цен и спросом на товары;

– наличие ассиметричной информации.

Уменьшение трансакционных издержек осуществляется за счет интеграции компаний.

Теория контрактов (авторы – Б. Хольмстрем, О. Харт).

При данной теории акцент осуществляется на внутренней структуре компании, притом предполагается контрактная база ее формирования.

Данная теория выделяет следующие контракты:

– классические, при которых участники характеризуются полной автономией и непостоянством;

– неоклассические, которые характеризуются сильной взаимозависимостью участников;

– отношенческие или имплицитные, характеризуемые долгосрочным взаимовыгодным контрактом, обеспечиваемым существенную степень взаимозависимости сторон (в данном случае неформальные условия превосходят формальные).

Следующим этапом развития компаний является период 80-90 гг. 20 века. Данный этап можно охарактеризовать отрицанием компании в качестве организма и выдвижением к ней других требований.

В первую очередь, повышение влияния государства на хозяйственную жизнь, что обусловило осознание нужности развития средового подхода к деятельности компании.

Данный этап характеризуется следующей теорией.

Теория прав собственности (автор – Р. Коуз).

В рамках данной теории предполагается наличие внутренней и внешней среды компании, изучает ее функционирование в среде «себе подобных».

Главенствующую роль в данной теории играет объект собственности, рассматриваются несколько подходов к его определению:

– весь имущественный комплекс предприятия;