Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как система)..pdf
Добавлен: 28.04.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Причиной моего выбора данной темы курсовой работы послужила нестабильная экономическая и социально-политическая ситуация в нашей стране.
Во-первых—это переход к рыночной системе, при котором необходимы изменения не только в экономической сфере деятельности, но и в самом обществе. Во-вторых—это политическая ситуация в мире, которая негативно влияет на российскую экономику (в том числе и введение санкций).
Мне как жителю Крымского полуострова очень близка тема экономической нестабильности в связи с политической ситуацией. Соответственно, я заинтересована в рассмотрении темы эффективного управления.
При чем эффективное управление в данной курсовой работе? Все просто: менеджмент—это современная система управления в организации, попросту-- процесс управления, а значит, он реализовывается через выполнения определенных функций. И какими бы ни были изменения в экономической и социально-политической сферах, менеджмент должен оставаться эффективным, он должен подстраиваться под действия внешних факторов. Без гибкого и продуманного управления, соответственно без качественного исполнения функций управления (менеджмента) организация придет в упадок.
Таким образом, мной был сделан выбор данной темы для курсовой работы. Ведь в наше время как никогда понимаешь ценность профессионализма в сфере управления.
В первой главе будет раскрыт смысл менеджмента как системы. Раскрыта взаимосвязь между структурой организаций и проводимым в ней менеджментом.
Во второй — понятия основных функций менеджмента, таких как планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Их взаимосвязь и необходимость в сочетании всех функций в системе.
Предметом моей работы стало предприятие ФГУП ПАО «МАССАНДРА». Именно на его примере будет рассмотрена реализация основных функций менеджмента в третьей главе работы. Будет показано на примере, насколько сложным по своей структуре бывает менеджмент и как важно исполнение всех основных его функций.
В работе были использованы учебные и учебно-методические пособия по менеджменту, изданные в университетах, либо серьезных издательствах.
Так же для практического исследования были взяты материалы из официального сайта ФГУП ПАО «МАССАНДРА».
Целью работы является показать, насколько необходим качественный и эффективный менеджмент для развития организаций, а соответственно грамотное выполнение основных функций менеджмента.
1.МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА
Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. С того времени как человек стал осуществлять коллективную хозяйственную деятельность, появилась объективная необходимость в управлении.
Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций, которые и привели нас к пониманию менеджмента как управления.[1]
Можно сказать, что, менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер выступает в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом)- управленцем. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера. Термин «менеджер» выражает принадлежность лица к профессии управляющего[2].
Соответственно, для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.[3]
Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.
Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:
• оценка состояния объекта управления;
• определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;
• разработка стратегии развития организации;
• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;
• распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;
• определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;
• подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;
• установление учета и контроля при решении поставленных задач.[4]
Организация – это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.
Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают.[5]
Как известно под системой, в самом широком смысле слова, принято понимать замкнутое объективное единство связанных друг с другом элементов, упорядоченных по определенному закону или принципу. Основой упорядочения системы является, как правило, цель ее функционирования.[6]
Собственно, организация и является такой системой—единым пространством со связанными друг с другом элементами.
Таким образом, организация—это многофункциональная система, которая требует так же системного подхода в управлении.
В свою очередь, управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления.[7]
Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей среде. Возникают новые цели и задачи, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых предприятий; под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности; налаживаются новые хозяйственные связи; формируются рыночные механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.[8]
Можно сделать вывод, что система менеджмента – это система управления разного рода ресурсами: человеческими, финансовыми, техническими и другими с целью решения бизнес-задач.
Менеджмент как систему характеризует и то количество процессов, которые в ней протекают. [9]
Их можно разделить на руководство, управление и обслуживание руководства и управления (табл. 1).[10]
Таб.1
Структуризация процессов менеджмента в организации
Процессы менеджмента |
Компоненты процессов менеджмента |
Руководство |
Принятие решений Целеполагание Разработка миссии организации Разработка стратегий организации Ресурсное обеспечение Проектирование организационной структуры управления Управление продажами Координация действий подчиненных |
Управление |
Маркетинговые исследования Бизнес-планирование Управление факторами производства (трудом, капиталом, землей) Материально-техническое обеспечение Продажа товаров и услуг |
Обслуживание руководства и управления |
Информационное обслуживание Организационное обслуживание Техническое обслуживание Контроль Анализ |
Таким образом, можно сказать, что система менеджмента—это сложное образование, которое включает в себя многие элементы (субъекты управления, нормы, правила и процедуры ,определяющие поведение работников и т.д.)
Принципами построения системы управления являются: соответствия целям организации, сопряженность функций и полномочий, ориентированность на определенный уровень компетентности персонала, обеспечение эффективного контроля, гибкость и адаптивность. Как и любая органическая система, система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними) и интенсивным (за счет рациональных функций, процедур и т.д.).[11]
В общем, можно сказать, что менеджмент как система обеспечивает полноценное функционирование хозяйственной деятельности организации, эффективное использование финансов и факторов производства.
Нельзя не отметить, что система менеджмента являет собой единое целое, ведь в ином случае, она будет просто набором составляющих ее частей. Основными принципами или же признаками системности менеджмента являются: иерархичность, структурность, взаимодействие и целостность. И именно иерархичность и структурность позволяет добиться высоких результатов в менеджменте.
Благодаря своей структуре, система управления может иметь подсистемы, которые в свою очередь имеют собственные компоненты, которые обладают определенными свойствами и характеристиками. Так, эти свойства влияют на корректное функционирование организации, ее надежность, точность, динамичность и развитие.
Таким образом, можно сказать, что система менеджмента – это целостный комплекс управленческих действий, которые взаимосвязаны и регулярно выполняемы. И именно благодаря системности управление имеет конкретное содержание и проявление, а его функции— практическую реализацию.
2.ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях.
Под функциями менеджмента можно понимать: целевое назначение управленческой деятельности вообще; ту или иную общую задачу, которую можно решить; определенную сферу управления, где принимают специфические решения. Общие функции менеджмента, отражающие его содержания, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию и контроль. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию.[12]
Таким образом, можно сказать, что функция менеджмента — это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
Понятие «организация управления» означает существование на практике таких функций управления, как построение организации и осуществление взаимодействия в процессах хозяйственной деятельности людей, технологии, информации по решению различных задач.
Функции управления формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.[13]
Основные (общие) функции управления проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности. Связями между ними являются процессы принятия решений и коммуникации.[14]
Когда мы говорим о том, что организация функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия.[15]
Так, в повседневной жизни мы постоянно планируем свою деятельность. Будь-то на день, месяц или год. Затем находим ресурсы для реализации плана. В процессе всего хода выполнения задуманного мы сравниваем то, что сделали, с тем что поставили себе за цель. Вот такая ежедневная работа запускает специфичные управленческие функции и образуется своего рода управленческий цикл И, соответственно, через выполнение всех стадий цикла, мы осуществляем управленческое воздействие.