Файл: Основные функции в системе менеджмента (Менеджмент как система)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Причиной моего выбора данной темы курсовой работы послужила нестабильная экономическая и социально-политическая ситуация в нашей стране.

Во-первых—это переход к рыночной системе, при котором необходимы изменения не только в экономической сфере деятельности, но и в самом обществе. Во-вторых—это политическая ситуация в мире, которая негативно влияет на российскую экономику (в том числе и введение санкций).

Мне как жителю Крымского полуострова очень близка тема экономической нестабильности в связи с политической ситуацией. Соответственно, я заинтересована в рассмотрении темы эффективного управления.

При чем эффективное управление в данной курсовой работе? Все просто: менеджмент—это современная система управления в организации, попросту-- процесс управления, а значит, он реализовывается через выполнения определенных функций. И какими бы ни были изменения в экономической и социально-политической сферах, менеджмент должен оставаться эффективным, он должен подстраиваться под действия внешних факторов. Без гибкого и продуманного управления, соответственно без качественного исполнения функций управления (менеджмента) организация придет в упадок.

Таким образом, мной был сделан выбор данной темы для курсовой работы. Ведь в наше время как никогда понимаешь ценность профессионализма в сфере управления.

В первой главе будет раскрыт смысл менеджмента как системы. Раскрыта взаимосвязь между структурой организаций и проводимым в ней менеджментом.

Во второй — понятия основных функций менеджмента, таких как планирование, организация, мотивация, контроль и координация. Их взаимосвязь и необходимость в сочетании всех функций в системе.

Предметом моей работы стало предприятие ФГУП ПАО «МАССАНДРА». Именно на его примере будет рассмотрена реализация основных функций менеджмента в третьей главе работы. Будет показано на примере, насколько сложным по своей структуре бывает менеджмент и как важно исполнение всех основных его функций.

В работе были использованы учебные и учебно-методические пособия по менеджменту, изданные в университетах, либо серьезных издательствах.

Так же для практического исследования были взяты материалы из официального сайта ФГУП ПАО «МАССАНДРА».

Целью работы является показать, насколько необходим качественный и эффективный менеджмент для развития организаций, а соответственно грамотное выполнение основных функций менеджмента.


1.МЕНЕДЖМЕНТ КАК СИСТЕМА

Менеджмент является наиболее древним видом человеческой деятельности. С того времени как человек стал осуществлять коллективную хозяйственную деятельность, появилась объективная необходимость в управлении.

Началом отсчета времени возникновения менеджмента считают появление письменности в Древнем Шумере (5 тыс. лет до н.э.). За эти годы в мировой цивилизации произошли пять управленческих революций, которые и привели нас к пониманию менеджмента как управления.[1]

Можно сказать, что, менеджмент — самостоятельный вид профессиональной деятельности, а менеджер выступает в качестве субъекта этой деятельности, являясь специалистом (профессионалом)- управленцем. В качестве объекта его деятельности выступает хозяйственная деятельность организации в целом или конкретная ее сфера. Термин «менеджер» выражает принадлежность лица к профессии управляющего[2].

Соответственно, для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.[3]

Основная цель менеджмента – обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации затрат.

Реализация цели организации обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:

• оценка состояния объекта управления;

• определение конкретных целей развития организации и их приоритетности;

• разработка стратегии развития организации;

• определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

• распределение и координация полномочий и ответственности, совершенствование структуры организации;

• определение очередности и последовательности принятия решений, выработка системы мероприятий по времени;

• подбор, подготовка кадров, стимулирование их труда;

• установление учета и контроля при решении поставленных задач.[4]

Организация – это относительно автономная группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели. Она представляет собой планируемую систему совокупных (кооперативных) усилий, в которой каждый участник имеет свою, четко определенную роль, свои задачи или обязанности, которые необходимо выполнять.


Эти обязанности распределяются между участниками во имя достижения целей, которые ставит перед собой организация, а не во имя удовлетворения индивидуальных пожеланий, пусть те и другие часто совпадают.[5]

Как известно под системой, в самом широком смысле слова, принято понимать замкнутое объективное единство связанных друг с другом элементов, упорядоченных по определенному закону или принципу. Основой упорядочения системы является, как правило, цель ее функционирования.[6]

Собственно, организация и является такой системой—единым пространством со связанными друг с другом элементами.

Таким образом, организация—это многофункциональная система, которая требует так же системного подхода в управлении.

В свою очередь, управление может осуществляться только в том случае, когда существует реально действующая система, решающая задачи управления. Если данная система является органичной частью организации, ее действиями осуществляется управление организацией и она не решает задач, отличных от управленческих, то ее можно рассматривать как специализированную систему или же как систему управления.[7]

Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем в централизованной командно-административной системе. Это связано как с расширением их прав и ответственности, так и с необходимостью более гибкой адаптации к изменениям в окружающей среде. Возникают новые цели и задачи, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых предприятий; под влиянием процессов приватизации меняются формы собственности; налаживаются новые хозяйственные связи; формируются рыночные механизмы управления. Все возникающие в связи с этим проблемы невозможно решить без современного профессионального менеджмента. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений его роль будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.[8]

Можно сделать вывод, что система менеджмента – это система управления разного рода ресурсами: человеческими, финансовыми, техническими и другими с целью решения бизнес-задач.

Менеджмент как систему характеризует и то количество процессов, которые в ней протекают. [9]

Их можно разделить на руководство, управление и обслуживание руководства и управления (табл. 1).[10]


Таб.1

Структуризация процессов менеджмента в организации

Процессы менеджмента

Компоненты процессов менеджмента

Руководство

Принятие решений Целеполагание

Разработка миссии организации Разработка стратегий организации Ресурсное обеспечение

Проектирование организационной структуры управления

Управление продажами Координация действий подчиненных

Управление

Маркетинговые исследования Бизнес-планирование

Управление факторами производства (трудом, капиталом, землей) Материально-техническое обеспечение

Продажа товаров и услуг

Обслуживание руководства и управления

Информационное обслуживание Организационное обслуживание Техническое обслуживание Контроль

Анализ

Таким образом, можно сказать, что система менеджмента—это сложное образование, которое включает в себя многие элементы (субъекты управления, нормы, правила и процедуры ,определяющие поведение работников и т.д.)

Принципами построения системы управления являются: соответствия целям организации, сопряженность функций и полномочий, ориентированность на определенный уровень компетентности персонала, обеспечение эффективного контроля, гибкость и адаптивность. Как и любая органическая система, система управления находится в постоянном развитии. Это развитие может быть экстенсивным (путем увеличения числа субъектов, связей между ними) и интенсивным (за счет рациональных функций, процедур и т.д.).[11]

В общем, можно сказать, что менеджмент как система обеспечивает полноценное функционирование хозяйственной деятельности организации, эффективное использование финансов и факторов производства.

Нельзя не отметить, что система менеджмента являет собой единое целое, ведь в ином случае, она будет просто набором составляющих ее частей. Основными принципами или же признаками системности менеджмента являются: иерархичность, структурность, взаимодействие и целостность. И именно иерархичность и структурность позволяет добиться высоких результатов в менеджменте.

Благодаря своей структуре, система управления может иметь подсистемы, которые в свою очередь имеют собственные компоненты, которые обладают определенными свойствами и характеристиками. Так, эти свойства влияют на корректное функционирование организации, ее надежность, точность, динамичность и развитие.


Таким образом, можно сказать, что система менеджмента – это целостный комплекс управленческих действий, которые взаимосвязаны и регулярно выполняемы. И именно благодаря системности управление имеет конкретное содержание и проявление, а его функции— практическую реализацию.

2.ПОНЯТИЕ ОСНОВНЫХ ФУНКЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Сущность любой теории или целенаправленной деятельности, в том числе менеджмента, проявляется в функциях.

Под функциями менеджмента можно понимать: целевое назначение управленческой деятельности вообще; ту или иную общую задачу, которую можно решить; определенную сферу управления, где принимают специфические решения. Общие функции менеджмента, отражающие его содержания, были сформулированы в 1916 г. А. Файолем. В качестве таковых он выделил организацию, планирование, координацию и контроль. Сегодня к ним можно добавить еще мотивацию.[12]

Таким образом, можно сказать, что функция менеджмента — это целенаправленный вид управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.

Понятие «организация управления» означает существование на практике таких функций управления, как построение организации и осуществление взаимодействия в процессах хозяйственной деятельности людей, технологии, информации по решению различных задач.

Функции управления формируются в результате разделения труда в управлении. Они должны обеспечить в организации руководство, управление и обслуживание хозяйственной деятельности. Каждая функция характеризуется назначением, повторяемостью, однородностью содержания, спецификой необходимого для ее выполнения персонала.[13]

Основные (общие) функции управления проявляются принципиально одинаково в управлении организацией в любой сфере деятельности. Связями между ними являются процессы принятия решений и коммуникации.[14]

Когда мы говорим о том, что организация функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуществляют определенные действия.[15]

Так, в повседневной жизни мы постоянно планируем свою деятельность. Будь-то на день, месяц или год. Затем находим ресурсы для реализации плана. В процессе всего хода выполнения задуманного мы сравниваем то, что сделали, с тем что поставили себе за цель. Вот такая ежедневная работа запускает специфичные управленческие функции и образуется своего рода управленческий цикл И, соответственно, через выполнение всех стадий цикла, мы осуществляем управленческое воздействие.