Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Международный валютный фонд: цели, функции, особенности

В мировом хозяйстве невозможно обойтись без валютных и кредитных отношений между странами. Валютные отношения представляют собой общественные отношения, связанные с функционированием валюты при осуществлении внешней торговли, оказании экономического и технического содействия, предоставлении и получении за границей различного рода кредитов и займов, совершении сделок по покупке или продаже валюты и т.д. Валютные отношения включают также повседневные связи, в которые вступают частные лица, фирмы, банки на валютных и денежных рынках с целью осуществления международных расчетов, кредитных и валютных операций. Участниками валютных отношений являются государства, международные организации, юридические и физические лица. Что говорит о важности влияния международных финансовых отношений на внутреннею экономическую и политическую структуру страны. Что также дает понять о важности регулирования и надзора международных валютных отношений, которые выполняют международные организации. Эти организации объеди­няет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них одно из особых мест занимает организация в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ).

В данной курсовой работе будут изложены история и причины создания Международного валютного фонда, а также деятельность Международного валютного фонда, которая будет подкреплена Годовым отчетом МВФ за 2017г.. И раскрыта значимость МВФ для всех стран мира.

Глава 1. Международный валютный фонд

МВФ является ведущей мировой организацией по международному сотрудничеству в валютной сфере, в которой почти все страны мира работают сообща на благо всех. Главная цель МВФ состоит в сохранении стабильности международной валютной системы — системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам (и их гражданам) покупать друг у друга товары и услуги. Это необходимо для обеспечения устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни. Что делает Международный Валютный Фонд важнейшим мостом для стабильного сотрудничества, развития и расширения их экономической деятельности Стран.

Число государств-членов: 189 стран

• Штаб-квартира: Вашингтон, округ Колумбия


• Исполнительный совет: 24 директора, каждый из которых представляет страну или группу стран

• Число сотрудников: приблизительно 2 663 из 148 стран

• Общая сумма квот: 650 млрд. долларов (по состоянию на 9/13/2016)

• Дополнительные обязательства о выделении ресурсов: 642 миллиарда долларов

• Суммы принятых обязательств в рамках существующих кредитных договоренностей (по состоянию на 10/3/2016): 120 млрд долларов, из них 108 млрд долларов еще не были использованы (см. таблицу)

• Крупнейшие заемщики (предоставленные и непогашенные суммы на 29/2/2015): Португалия, Греция, Украина, Ирландия

• Самые крупные превентивные кредиты (суммы, утвержденные на 10/3/2016): Мексика, Польша, Колумбия, Марокко

• Консультации в рамках надзора: 130 консультаций в 2013 году, 132 консультации в 2014 году и 124 консультации в 2015 году

• Техническая помощь: 274 человеко-лет в 2013 финансовом году, 285 человеко-лет в 2014 финансовом году и 288 человеко-лет в 2015 финансовом году.

Приведенная выше информация является обобщенной, но в данной курсовой работе я попытаюсь раскрыть всю структурную деятельность Международного валютного фонда.

1.1. История создания

Для лучшего понимания необходимости предназначения Международного валютного фонда необходимо знать причину и историю его создания. Потрясения начала XX века - Первая мировая война, Великая депрессия, а затем и Вторая мировая война во многом предопределили структуру и функции МВФ. Уже после Первой мировой войны ставился вопрос о необходимости многостороннего межгосударственного регулирования международных экономических отношений. С этой целью были созваны Брюссельская 1921 г. и Генуэзская 1922 г. конференции по экономическим проблемам, которые признали необходимость создания специального органа, который бы содействовал экономическому сотрудничеству между странами. Однако ни одна конференция не дала ожидаемых результатов. Необходимо было добиться сотрудничества всех стран, в невиданных ранее масштабах, для создания новой валютной системы и международного учреждения для контроля над ней. Великая депрессия того времени нанесла сокрушительный удар мировой экономике. В промежутке между 1929 и 1932гг. цены на товары во всем мире упали на 48%, а объем мировой торговли снизился на 63%. Уже в самом начале Второй мировой войны было очевидно, что Соединенные Штаты Америки имеющая на тот момент быстро растущую экономику и самые сильные вооруженные силы, единственная страна, которая может обоснованно претендовать на место лидирующей нации в послевоенном мире. И уже в январе 1940 г. в своем послании к конгрессу президент Соединенных Штатов Америки Рузвельт сказал, что США будут призваны сыграть руководящую роль в момент, когда придет время восстановления всеобщего мира.[1]


Вследствие чего, в приоритете для руководства Америки стала задача быстрого достижения в послевоенном мире лидирующих позиций. Возникала необходимость принятия курса на новую многостороннюю схему международных экономических взаимоотношений. Тем более что необходимости вырабатывать теоретические основы реализации этой идеи «с нуля» не было. Они были сформулированы уже после событий Первой мировой войны Вудро Вильсоном американским президентом, основная мысль которого заключалась в создании мира «открытых дверей», где международные отношения могли бы основываться на многосторонней универсальной основе. Регулирование и руководство механизмами международных отношений в рамках предполагаемого нового мирового порядка должно было осуществляться через международные организации, где были бы представлены все страны - субъекты международных отношений. Именно такая система, не получившая своего развития в 20-е гг. XX в., стала как никогда актуальной среди американской правящей элиты к концу Второй мировой войны.

Было необходимо создать механизм экономических международных отношений, который позволил бы восстановить и объем довоенный международной торговли, и перестроил бы его на новых основах. Добиться такого механизма можно было лишь, принудив, крупнейшие страны-участницы как бы добровольно пересмотреть основы и отказаться от всех имеющихся в довоенном мире экономических привилегий.[2]

Трудность в поставленной цели усложнялась тем, что в правительстве Америки было множество противостоящих мнений о путях формирования открытых мировых экономических отношений. Дискуссия происходила вокруг основных путей и способов достижения долгосрочных и краткосрочных целей в развитии послевоенной экономики.

Существовало две большие политические группировки, каждая из которых имела свой взгляд на то, как должна развиваться послевоенная мировая экономика. В первую и наиболее влиятельную группу входили Г. Моргентау, Г.Д. Уайт, Р. Морли и ряд чиновников администрации. Они были сторонниками кейнсианской модели централизованного планирования экономики, и развитие экономической системы в послевоенной мире они рассматривали через призму концепции «национального капитализма».

Вторая группа формировалась из самых влиятельных фигур госдепартамента. Ее представители - К. Хэлл, В. Клэйтон, Д. Ачесон, Дж. Форрестол - считали, что упор в послевоенной мировой экономике необходимо сделать на максимальной открытости национальных рынков и свободном доступе на них товаров всех стран, то есть на идее интернационализированной экономики или концепции «интернационального капитализма».


При этом представители обеих сторон исходили из стремления закрепить экономическое лидерство США на мировой арене, сложившееся в ходе войны. Однако они серьезно расходились в путях достижения этой цели, которые пролегали через преодоление послевоенного кризиса.

Сторонники национального капитализма были уверены в том, что необходимо ограничить послевоенную мировую торговлю достаточно высокими тарифными барьерами, создав при этом механизмы их регулирования через международные экономические организации. Эти механизмы позволили бы снижать тарифы по мере выхода стран из кризиса. Планировалось, что такими организациями должны были стать Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Первый должен был установить и регулировать колебания курсов валют стран-субъектов международных экономических отношений, в пределах 10%[3], а второй контролировал бы сферу международных инвестиций и займов. Автором стратегии подобного развития стал молодой экономист Г.Д. Уайт, заместитель главы казначейства США.[4]

Оформленный таким образом механизм экономического регулирования, в котором ключевые позиции отводились США, позволил бы им активно влиять на сферу международной торговли и финансов, меняя их в соответствии с изменениями обстановки на мировой экономической арене.

Программа, которую отстаивали сторонники экономического интернационализма («фритрейдеры»), основывалась на двух принципиальных моментах: на отсутствии дискриминации на мировом рынке и на одновременной ликвидации излишних протекционистских мероприятий. Глава госдепартамента Кордел Хэлл не переставал приводить аргументы в защиту низких торговых барьеров: «Перед первой мировой войной, в странах Западной Европы с самым высоким уровнем жизни, были самые низкие таможенные тарифы, и, напротив, в странах с самым низким уровнем жизни они оставались самыми высокими».[5]

По словам У. Клэйтона и Г. Гопкинса, отсутствие дискриминации в торговле при одновременном уменьшении торговых барьеров увеличило бы масштабы мировой торговли, привело бы к повышению уровня жизни, снизило бы конкуренцию между странами и таким образом ликвидировало бы одну из главных причин, вызывающих войны.[6]

Поначалу, президент США склонялся к точке зрения госдепартамента, что нашло отражение в «Атлантической хартии», где провозглашались идеи открытой торговли, после чего имела место попытка найти компромисс между противоборствующими группами. Была создана комиссия Хансена - Винера, двух бывших президентов американской ассоциации экономистов (АЕА), которая указала на необходимость максимального использования мировых экономических возможностей и ресурсов, обеспечение максимальной занятости, наиболее эффективный обмен товарами между странами, в соответствии с принципом «сравнительных преимуществ», который наглядно продемонстрировал Д. Рикардо.


Однако рекомендации этой комиссии не были услышаны враждующими сторонами, и борьба между ними в 1942-1943 гг. приобрела ожесточенный характер. К концу 1943 г. поддержку у Рузвельта получила программа казначейства.

Свое окончательное оформление эти планы получили в статьях Бреттон Вудских соглашений 1944 г. В их рамках были созданы Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР) на условиях, предлагавшихся группой Моргентау-Уайта.

Представители 44 стран (союзники в борьбе с гитлеровско-японской коалицией) в городе Бреттон-Вудс (США) составили и подписали договор о создании МВФ, который во многом отражал их страхи по поводу повторения довоенного опыта финансовой и ценовой нестабильности, безработицы и международной экономической дезинтеграции. Они надеялись создать международную денежную систему, которая бы обеспечила полную занятость и стабильность цен в послевоенное время, предоставила бы отдельным государствам возможность переживать периоды краткосрочных колебаний платежного баланса.

Все решения в МВФ и МБРР предполагалось принимать путем голосования стран-участниц. Количество голосов должно было определяться размером финансовой квоты страны в данных учреждениях. По плану Казначейства наибольшая квота предоставлялась США.

В настоящее время только узкому кругу специалистов известно о весьма сочувственном отношении в 1944-1945 гг. советских экономистов к проектам Бреттон-Вудской конференции. Один из них - И. Трахтенберг - писал в 1944 г. на страницах международного экономического журнала СССР «Мировое хозяйство и мировая политика»: «…мы заинтересованы в стабильности валюты зарубежных стран, как тех, куда мы экспортируем товары, так и тех, откуда мы товары импортируем. Мы заинтересованы в развитии мировой торговли. Всякого рода мероприятия, которые, в какой бы то ни было мере могут способствовать разрешению указанных задач, в том числе и валютные мероприятия, должны, поэтому привлекать наше внимание».[7]

Известно также и о позитивном настрое на сотрудничество с СССР со стороны президента Рузвельта и группы Моргентау-Уайта. Гарри Декстер Уайт - заместитель главы американского казначейства стремился в 1944-1945 гг. включить СССР в Бреттон-Вудскую систему МВФ и МБРР как равноправного партнера. Он полагал, что именно партнерство США с СССР, прежде всего в финансово-экономической сфере, должно было обеспечить стабильность в послевоенном мире.