Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования (Понятие и сущность системы управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 180

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Управление организациями – одна из наиболее важных проблем в современных быстро изменяющихся рыночных условиях. Обеспечить эффективность – цель всякой организации, т.к. именно эффективность управления способствует успешному функционированию и развитию всех организационно-хозяйственных звеньев ее деятельности.

Эффективность – это одна из наиболее важных характеристик результативности управления функционированием организации, которое определяет необходимость ее детального изучения. Отсутствие во многих организациях целостной эффективной системы управления, которая адекватна требованиям изменяющейся рыночной среды, делает актуальной проблему совершенствования управления деятельностью организаций.

Объект исследования – процесс управления организацией.

Предмет исследования – акционерное общество «Боулинг Космик».

Цель курсовой работы – выявить особенности управления организациями в современных условиях и наметить пути его совершенствования.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

  1. рассмотреть понятие и сущность системы управления организацией;
  2. охарактеризовать элементы системы управления;
  3. дать краткую характеристику организации АО «Боулинг Космик»;
  4. осуществить анализ системы управления АО «Боулинг Космик»;
  5. определить направления совершенствования системы управления АО «Боулинг Космик».

При написании курсовой работы использованы следующие источники: монографии, учебники и учебные пособия, статьи в периодической литературе, внутренние документы АО «Боулинг Космик».

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

1.1. Понятие и сущность системы управления организацией

Управление представляет собой процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации [10, с. 23].

Суть управления заключается в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. Управление – это «реализация нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля» [14, с. 12].


В современных условиях рынка менеджмент как управление означает [7, с. 9]:

- ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести намеченную прибыль;

- постоянное стремление к повышению эффективности производства с меньшими затратами, получение оптимальных результатов;

- хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, что несет конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

- постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

- конечный результат деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений, который выявляется на рынке в процессе обмена;

- необходимость исполнения современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии оптимальных и обоснованных решений.

Систему управления определяют как подсистему предприятия. Составными частями являются группы взаимодействующих людей, при этом функции системы управления являются восприятием входов предприятия (определенных проблем) и выходов (выполнение комплекса действий, процессов, итогом которых будут определенные решения), при этом должны увеличиваться доходы вследствие оптимизации взаимосвязи всех входов и выходов от деятельности всего предприятия [14, с. 12].

В.А. Абчук понимает систему управления как такую систему, которая предназначена для воздействия на объект управления, при этом переводит этот объект в желаемое состояние, придавая его параметрам и процессам определенные количественные или качественные значения, при этом являясь конкретным аппаратурным, нормативным, функциональным вариантом реализации технологий для решения конкретной проблемы управления [1, с. 26].

Как отмечает Н.И. Кабушкин, система управления предприятием представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка, при этом состав элементов каждой из подсистем системы управления предприятием является разнообразным и зависящим от конкретного содержания системы организации [7, с. 10].

Конечной целью управления является обеспечение прибыльности или доходности в деятельности организации путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие техники технологической базой, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.


Менеджмент призван создавать условия для успешного функционирования хозяйствующего субъекта исходя из того, что прибыль является не причиной существования предприятия, а результатом его деятельности, который в конечном счете определяет рынок. Прибыль создает дополнительные гарантии дальнейшему функционированию фирмы, поскольку только прибыль и ее накопления на предприятии в виде различных резервных фондов позволяют ограничить и преодолеть риски, связанные с реализацией товаров на рынке. Ситуация на рынке постоянно меняется, происходят изменения на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состояниях хозяйственной конъюнктуры в отрасли или стране в целом, в обстоятельствах торговли на мировых товарных рынках. Отсюда постоянное наличие рынка.

Поэтому, целью менеджмента является преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем, для чего требуются денежные средства и предоставление менеджерам определенной степени свободы и самостоятельности в хозяйственной деятельности в целях быстрого реагирования и адаптации к изменяющимся условиям [10, с. 25].

В связи с этим в задачи менеджмента входит [7, с. 10]:

- обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;

- стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;

- постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;

- постоянный поиск и освоение новых рынков.

- определение конкретных целей развития фирмы;

- выявление приоритетности целей, их очередности и последовательности достижения;

- разработка стратегии развития фирмы хозяйственных задач и путей их решения;

- выработка системы мероприятий для решения намеченных проблем на различные временные периоды;

- определение необходимых ресурсов и источников их обеспечения;

- установление контроля за выполнением поставленных задач.

Выполнение задач менеджмента по регулированию организации, координации и контролю за производительным процессом и достижение намеченных целей получают оценку на рынке [13, с. 27].

Как отмечает М. Армстронг, задачи управления непрерывно усложняются по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающим объемом ресурсов материальных, финансовых, трудовых и др. [2, с. 58].

Задачи управления можно рассмотреть с иной функциональной точки зрения. В этом случае к основным задачам управления относятся [1, с. 28]:


- управление персоналом (коллективом, кадрами);

- качеством продукции;

- инновациями (нововведениями в организации);

- стратегическое управление (стратегия роста, стратегия ограниченного роста, стратегия сокращения, сочетание стратегий);

- финансовыми ресурсами;

- материальными ресурсами и запасами;

- информационными ресурсами;

- временными ресурсами (сетевое планирование);

- производительностью труда;

- антикризисное управление предприятием;

- управление маркетингом (маркетинговыми стратегиями, например, стратегиями «цена - качество»);

- управление по целям (предложено в 1950-х гг. П. Друкером, предполагает правильную постановку цели(ей) и последующий переход к формированию функций и процессов управления; необходимо не только реагировать задним числом на негативную ситуацию, но и предварительно разрабатывать ряд мероприятий для ее недопущения [14, с. 21]);

- управление по результатам (цикличный процесс: постановка результатов (целей) процесс ситуационного управления контроль за результатами; на первый план выходят оперативная реакция на неожиданные ситуации и напористость менеджера).

1.2. Элементы системы управления

Как и любая другая система, система управления предприятием состоит из элементов, которые объединены воедино целью функционирования, при этом особенно важно выделять субъект и объект управления, основные элементы системы управления. Каждый элемент подлежит исследованию, чтобы обеспечить целостность исследования системы управления.

Система управления организацией включает такие элементы, как: функции управления, организационную структуру управления, персонал управления, технические средства управления, информацию, методы управления, технологию, финансы, управленческие решения. Рассмотрим их более подробно.

1) Функции управления.

Функции определяют структуру органов управления предприятия. При этом существует общие функции управления, которые являются обязательными для успешной работы любой организации (планирование, организация, мотивация и контроль), а также конкретные функции управления (специфические), определяемые объектом управления [12, с. 61].

К функциям управления современным предприятием относят: планирование, маркетинг, предпринимательство, финансы, организацию, производство, инновации, информацию и социальное развитие [6, с. 36].


Исследование практической реализации функций управления на предприятии связано с исследованием тех решаемых задач в ходе выполнения последовательных действий соответствующим аппаратом управления

2) Организационная структура.

Организационная структура управления представляет собой одну из основных категорий теории управления и является целостной системой, специально разработанной таким образом, что бы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели [9, с. 181].

Согласно определению Кабушкина Н.И, организационная структура управления предприятием – это такая совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, которые находятся между собой в устойчивых отношениях, а это в свою очередь обеспечивает их функционирование как единого целого [7, с. 85].

Организационная структура управления предприятием включает в себя состав организационный структуры, соотношение элементов структуры, а также расположение взаимосвязанных отдельных подсистем предприятия, при этом создание такой структуры нацелено на эффективное распределение прав и ответственности между всем управленческим персоналом предприятия, который тоже является элементом системы управления и подлежит исследованию.

Как отмечает В.В. Гончаров, исследуя такой элемент системы управления, как организационная структура управления с целью его оптимизации и рационализации, необходимо проводить анализ (диагностику) существующей структуры управления и синтез (проектирование) структуры управления, при этом задача анализа - установление необходимого уровня соответствия организационной структуры управления предприятием и условиями среды функционирования, синтез же используется как определение числа и состава структурных единиц управления и определенных способов, связывающих их во взаимодействие [6, с. 69].

Организационная структура предприятия должна постоянно совершенствоваться соразмерно ее развитию, чему может способствовать персонал управления предприятия, как один из элементов системы управления предприятием, требующий исследования и изучения [9, с. 181].

3) Персонал управления.

Предприятие должно ориентироваться на участие персонала управления в принимаемых решениях непосредственно на всех уровнях управления, в ходе использования приемов управления предприятием и системой, направленных на максимально возможное использование талантов и способностей работников.

Исследование персонала управления, как отмечает С.В. Платонов, должно рассматриваться с точки зрения эффективности использования и управления рабочим временем с помощью планирования и для взаимодействия с другими элементами системы управления, так как именно системный принцип может обеспечить большее достижение целей всей системы управления предприятием [14, с. 148].