Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2 Кредитование

Одна из важнейших обязанностей МВФ заключается в предоставлении кредитов государствам-членам на общеэкономическую реконструкцию. Эта финансовая помощь помогает странам, стремящимся пополнить свои международные резервы, стабилизировать свои валюты, продолжать оплачивать импорт и восстановить условия для активного экономического роста одновременно с принятием мер по исправлению первоначальных проблем. Однако использование государствам-членам ресурсы МВФ возможна, лишь на определенных весьма жестких условиях. МВФ должен быть полностью уверен в действительности нехватки платежного баланса и возможности государства-члена в погашении кредита в бедующим.[12] В отличие от банков развития МВФ не предоставляет кредиты на конкретные проекты

Краткосрочное или долгосрочное кредитование стран-членов МВФ осуществляется порционно – траншами.

Транш - это доля кредита, предоставляемая на разных условиях через определенный промежуток времени в течение срока действия кредитного соглашения.[13]

Размер финансирования может соответствовать обычным кредитным долям (максимум 125% квоты) или же быть значительно увеличен. Получить увеличенную сумму средств государство может в случае серьёзных трудностей с платёжным балансом.

Транши выплачиваются каждые полгода, три месяца, месяц или чаще. Ресурсы МВФ должны быть направлены на проведение реформ и стабилизацию макроэкономических или структурных показателей.[14]

Ресурсы МВФ обеспечивают резервные возможности, облегчающие проведение мер стабилизации и реформы, которые страна должна осуществить, чтобы исправить проблему платежного баланса и способствовать восстановлению условий для активного экономического роста.

Процесс кредитования МВФ по получении просьбы государства-члена ресурсы МВФ обычно предоставляются в рамках «договоренности о кредитовании», которая в зависимости от применяемого инструмента кредитования может определять конкретные меры экономической политики и действия, которые страна соглашается осуществить для решения своей проблемы с платежным балансом. Программа экономической политики, лежащая в основе договоренности, разрабатывается страной на основе консультаций с МВФ и в большинстве случаев представляется Исполнительному совету Фонда в «Письме о намерениях» и более подробно излагается в прилагаемом «Меморандуме о договоренности». Как только Совет утверждает договоренность, ресурсы МВФ обычно выделяются долями поэтапно по мере реализации программы. Некоторые договоренности обеспечивают странам с очень высокими экономическими показателями единовременный немедленный доступ к финансовым ресурсам МВФ и, следовательно, не требуют конкретного согласования требований в отношении мер экономической политики. Международный Валютный Фонд Информационная справка 2 Инструменты кредитования МВФ Различные кредитные инструменты МВФ адаптированы для удовлетворения различных нужд, связанных с платежным балансом (фактических, ожидаемых или потенциальных, краткосрочных или среднесрочных), а также для реагирования на конкретные ситуации многообразного состава его государств-членов. Страны с низкими доходами могут заимствовать средства по льготным процентным ставкам через механизмы в рамках Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГТ).[15]


В 2017 финансовом году Исполнительный совет утвердил 15 договоренностей в рамках механизмов нельготного финансирования МВФ на общую сумму 98,2 млрд СДР (134,7 млрд долл. США по обменному курсу на 28 апреля 2017 года, равному 0,729382 СДР за 1 доллар).[16]

Также в 2017 финансовом году МВФ принял обязательства о предоставлении кредитов на сумму 1,1 млрд СДР (1,5 млрд долларов США) развивающимся государствам-членам с низкими доходами в рамках программ, поддерживаемых ресурсами Трастового фонда на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту. Совокупный объем непогашенных льготных кредитов 52 государствам-членам составил 6,3 млрд СДР на конец апреля 2017 года. В приложении №4, 5 можно рассмотреть уровень непогашенных льготных и нельготных кредитов.[17]

2.3 Структура органов управления

Международный валютный фонд, как и все международные организации, для точной, сбалансированной и исполнительной работы имеет большую внутреннюю организационную структуру. Который включает в себя: международный финансовый комитет, совет управляющих, исполнительный комитет и т.д. Подробную схему можно рассмотреть в приложении№6.[18]

Высший руководящий орган МВФ — Совет управляющих (англ. Board of Governors), в котором каждая страна-член представлена управляющим и его заместителем. Обычно это министры финансов или руководители центральных банков. В ведение Совета входит решение ключевых вопросов деятельности Фонда: внесение изменений в Статьи Соглашения, приём и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров. Управляющие собираются на сессии обычно один раз в год, но могут проводить заседания, а также голосовать по почте в любое время.

В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голосов: возможность стран-членов оказывать воздействие на деятельность Фонда с помощью голосования определяется их долей в его капитале. Каждое государство имеет 250 «базовых» голосов независимо от величины его взноса в капитал и дополнительно по одному голосу за каждые 100 тыс. СДР суммы этого взноса. В том случае, если страна покупала (продавала) СДР, полученные ей при первичной эмиссии СДР, число её голосов увеличивается (сокращается) на 1 за каждые 400 тыс. купленных (проданных) СДР. Эта коррекция осуществляется не более чем на 1/4 от числа голосов, полученных за взнос страны в капитал Фонда. Такой порядок обеспечивает решающее большинство голосов ведущим государствам.


Решения в Совете управляющих обычно принимаются простым большинством (не менее половины) голосов, а по важным вопросам, имеющим оперативный либо стратегический характер, — «специальным большинством» (соответственно 70 или 85% голосов стран-членов). Несмотря на некоторое сокращение удельного веса голосов США и ЕС, они по-прежнему могут налагать вето на ключевые решения Фонда, принятие которых требует максимального большинства (85 %). Это означает, что США вместе с ведущими западными государствами располагают возможностью осуществлять контроль над процессом принятия решений в МВФ и направлять его деятельность исходя из своих интересов. При наличии скоординированных действий развивающиеся страны также в состоянии не допускать принятия не устраивающих их решений. Однако достичь согласованности большому числу разнородных стран сложно.

Существенную роль в организационной структуре МВФ играет Международный валютный и финансовый комитет (МВФК; англ. International Monetary and Financial Committee). C 1974 г. до сентября 1999 г. его предшественником был Временный комитет по вопросам международной валютной системы. Он состоит из 24 управляющих МВФ, в том числе от России, и собирается на свои сессии дважды в год. Этот комитет является совещательным органом Совета управляющих и не имеет полномочий для принятия директивных решений. Тем не менее, он выполняет важные функции: направляет деятельность Исполнительного совета; вырабатывает стратегические решения, относящиеся к функционированию мировой валютной системы и деятельности МВФ; представляет Совету управляющих предложения о внесении поправок в Статьи Соглашения МВФ. Подобную роль играет также Комитет по развитию — Объединенный министерский комитет Советов управляющих ВБ и Фонда (Joint IMF — World Bank Development Committee).

Совет управляющих делегирует многие свои полномочия Исполнительному совету (англ. Executive Board). Исполнительный совет в составе 24 членов, который представляет все государства- члены, наблюдает за повседневной работой МВФ в штаб-квартире в Вашингтоне, округ Колумбия; руководство этой работой осуществляет МВФК, и она поддерживается персоналом МВФ. Директор-распорядитель МВФ является главой персонала МВФ и Председателем Исполнительного совета; ему содействуют четыре заместителя Директора-распорядителя.

Исполнительный совет МВФ выбирает на пятилетний срок директора-распорядителя (англ. Managing Director), который возглавляет штат сотрудников. Как правило, он представляет одну из европейских стран.[19]


МВФ стремится обеспечивать разнообразие персонала по гео­графическим регионам, полу и образованию. На 30 апреля 2017 года 143 из189 государств-членов МВФ были представ­лены в составе персонала. Граждане стран недостаточно пред­ставленных регионов — стран Африки к югу от Сахары, Восточной Азии и Ближнего Востока, а также Северной Африки — составляли 29 процентов всего внешнего найма специалистов в 2016 году.

По состоянию на 30 апреля 2017 года численность специ­алистов и управленческого персонала МВФ составляла 2 280 человек, а вспомогательного персонала — 488 человек. Общая численность принятого на работу нового персонала (218 человек) в 2016 году была немного выше уровня 2015 года (182). В 2016 году было принято на работу 14 сотрудников управленческого звена, 157 специалистов и 47 сотрудников в качестве вспомогательного персонала. МВФ требуются экономисты с опытом передовых методов анализа и разработки политики, и в 2016 году он принял на работу 20 выпускников ведущих университетов в рамках своей программы подготовки экономистов, а также 80 опыт­ных экономистов, находящихся в середине карьерного пути. Чуть менее половины нанятых опытных специалистов состав­ляли макроэкономисты, а остальную часть — эксперты по финансовому сектору и налогово-бюджетной политике.[20]

Глава 3. Международный валютный фонд и Россия

Россия является членом Международного валютного фонда с мая 1992 года, присоединившись к его Статьям Соглашения (Уставу). С начала своего членства в Фонде Россия существенным образом изменила свой статус, перейдя от роли реципиента средств Фонда к полноценному партнерству. Российская доля квот (quota shares) по состоянию на 2017 г. составляет 12,9 млрд. СДР (2,71%). Доля (количество) голосов (voting shares) России в Фонде – 2,59 %.

         Управляющий от Российской Федерации в МВФ в настоящее время –Министр финансов А.Г.Силуанов, Заместитель управляющего – председатель Банка России Э.С.Набиуллина, Исполнительный директор от России – А.В.Можин.

С момента вступления России в МВФ сотрудничество с Фондом осуществлялось на основе регулярных программ, определявших параметры оказания финансового содействия и обязательства российской стороны по проведению конкретной макроэкономической политики. Начиная с 1992 г. Россия в общей сложности восемь раз воспользовалась кредитами МВФ на общую сумму около 22 млрд. долл. США.[21]


Квота России

Вместе с Россией к МВФ присоединились и бывшие советские республики. Перед фондом встала задача определить для каждой из них квоту (членский взнос). Это важнейший источник финансирования МВФ, размер квоты зависит от экономики страны и ее золотовалютного запаса и влияет на доступ страны к финансовым ресурсам фонда и на право голоса. Однако на тот момент статистические данные этих стран были несовместимы с показателями, принятыми на Западе, в связи с этим МВФ вновь предпринял меры, не зафиксированные в уставе.

Квота, рассчитанная для бывшего СССР по стандартной формуле, была разделена между всеми 15 государствами с помощью специально разработанного метода. В итоге в апреле 1993 г., после очередного планового пересмотра, квота России составила 4313,1 млн. СДР (специальные права заимствования, расчетная единица МВФ), или 2,98% от общего объема квот всех членов фонда. В результате последующих пересмотров квота изменялась. На сегодняшний день она составляет 2,7%. Россия входит в десятку крупнейших акционеров фонда.

Кредиты и их погашение

В 1992-1999 гг. МВФ восемь раз предоставлял помощь России на общую сумму $22 млрд. Средства были направлены на поддержку экономических реформ и покрытие дефицита платежного баланса. Кредит, одобренный в марте 1996 г. и составлявший $10,1 млрд (на 10 лет с четырехлетним льготным периодом) был на тот момент крупнейшим в истории фонда. Из него было использовано $5,8 млрд. Последний заем был одобрен в июле 1999 г. в размере $4,5 млрд, однако Россия получила лишь один транш ($640 млн).

Выделяя кредиты, МВФ выдвигал ряд условий, касающихся либерализации внешней торговли. В их числе были ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть с одновременным повышением акцизов; отмена обязательной пред таможенной экспертизы экспортируемых товаров; понижение таможенного обложения импорта; устранение ограничений на импорт алкоголя. Не раз Россия оказывалась в ситуации, когда требования фонда выполнять не удавалось. В таких случаях МВФ прекращал выдавать транши.

Вначале 2000 г. некоторые российские экономисты, в том числе председатель Центробанка Виктор Геращенко, высказались за уменьшение зависимости России от иностранных кредитов, включая предоставляемые фондом. В июне того же года президент РФ Владимир Путин поддержал предложение не прибегать к помощи МВФ и самостоятельно разрабатывать экономические программы. В начале 2005 г. РФ досрочно погасила долги перед фондом (на тот момент - $3,3 млрд.) и с этого времени стала не заемщиком, а кредитором.