Файл: Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 2254

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Фиктивное банкротство» или ст. 199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов» УК; 2) совершение преступления впервые; 3) возмещение ущерба, причиненного гражданину, организации или государству в результате совершения преступления, либо перечисление в федеральный бюджет дохода от преступления; 4) выплата в федеральный бюджет пятикратной суммы причиненного ущерба или такой же суммы незаконно полученного дохода.

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что часть преступлений, включенных в приведенный перечень, относится к категории тяжких преступлений: манипулирование рынком, совершенное организованной группой или причинившее ущерб в особо крупном размере (ч. 2 ст. 185.3 УК), преднамеренное (ст. 196) и фиктивное (ст. 197) банкротство. Вместе с тем для преступлений иной категории, нежели преступления небольшой или средней тяжести, согласно ч. 2 ст. 75 УК освобождение от уголовной ответственности допустимо «только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части» Кодекса. Эта коллизия должна решаться в пользу ч. 2 ст. 76.1, допускающей освобождение от уголовной ответственности при соблюдении установленных законом условий, в случае совершения специально названных тяжких преступлений, несмотря на отсутствие указания на это в статьях Особенной части.

Кораблев О.Н. был обвинен в совершении преступления, предусмотренного ч. 2. ст. 199.1 УК РФ «Неисполнение обязанностей налогового агента». Следствие установило, что в течение налогового периода, возглавляемое им предприятие не удерживало с зарплат работников и не перечисляло в бюджет НДФЛ. Деньги шли на поддержание текущей деятельности предприятия[43].

В судебном заседании было установлено, что подсудимый ранее не судим, впервые совершил преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 199.11 УК РФ, которое относится к преступлениям в сфере экономической деятельности. Кроме того, он в полном объеме уплатил НДФЛ, исчисленный и удержанный из заработной платы налогоплательщиков (организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется Кораблеву О.Н., полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ). Таким образом, установлено, что ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, возмещен в полном объеме.


Фактически в законе создан механизм предварительного, альтернативного уголовно-правовому (арбитражного, гражданско-правового) разрешения налоговых споров, результаты которого будут иметь преюдициальное значение по уголовному делу, если таковое будет возбуждено. Но в последнем случае обвиняемый уже не сможет рассчитывать на прекращение уголовного преследования по ст. 28.1 УПК РФ. Кроме того, законодатель пытается если не исключить, то минимизировать практику параллельного ведения уголовного дела и разбирательства в арбитражном суде или суде общей юрисдикции по одному и тому же факту нарушения налогового законодательства.

В части третьей ст. 76.1 УК РФ содержится специальный обязательный вид освобождения от уголовной ответственности, который носит льготный и ограниченный по времени характер, применяется при совокупном наличии следующих оснований: а) субъектами являются: декларант— физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, иностранным гражданином или лицом без гражданства, представившее специальную декларацию в соответствии с Федеральным законом от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лицо, информация о котором содержится в соответствующей специальной декларации — это лицо, осуществляющее права собственника имущества в интересах и/или по поручению физического лица на основании договора номинального владения имуществом; б) деяния подпадают под признаки составов преступлений, указанных в комментируемой части и связаны с осуществлением правомочий собственника имущества и (или) с управлением контролируемыми иностранными компаниями, информация о которых указана в специальной декларации; в) указанные деяния совершены им до 1 января 2015 г. либо до 1 января 2019 г.; г) специальная декларация предоставлена в налоговый орган один из этапов декларирования: первый этап — с 1 июля 2015 г. по 30 июня 2016 г., второй — с 1 марта 2018 г. по 28 февраля 2019 г.; третий — с 1 июня 2019 г. по 29 февраля 2020 г. Льготный характер данного вида освобождения заключается в том, что от лица не требуется возмещение ущерба, перечисление в федеральный бюджет денежного возмещения и полученного дохода.

Таким образом, уголовная ответственность – обязанность лица претерпевать неблагоприятные последствия в связи с совершением им преступления. Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности – это самостоятельный, специальный вид деятельного раскаяния, являющийся по своей правовой природе императивным, безусловным, субъективным, не реабилитирующим. Основанием освобождения от уголовной ответственности является нецелесообразность дальнейшего привлечения лица к уголовной ответственности, вследствие утраты либо снижения общественной опасности лица, совершившего преступление, и (или) утраты либо снижения общественной опасности совершенного лицом преступления, а также возможности достижения целей уголовной ответственности без назначения наказания.


Нормы, содержащиеся в статье 76.1 УК РФ относятся к поощрительным нормам, которые стимулируют позитивное постпреступное поведение виновного. Целями этих норм являются экономия репрессии в отношении виновного лица, предупреждение совершения новых преступлений, экономия на судебно-следственных расходах, а также пополнение бюджета РФ (фискальная цель).

3.2. Специальные виды освобождения от уголовной ответственности

Согласно ч. 2 ст. 75 УК лицо, совершившее преступление иной категории, нежели небольшой и средней тяжести, при наличии условий, образующих понятие деятельного раскаяния, может быть освобождено от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Сущность таких случаев формулируется в примечаниях к соответствующим статьям Особенной части УК. Причем некоторые из таких примечаний содержат не только общие признаки - условия деятельного раскаяния, сформулированные ст. 75 УК, но и варьируют их или комбинируют с другими условиями. Такие виды освобождения от уголовной ответственности получили название специальных. Рассмотрим некоторые из этих видов.

Согласно примечанию к ст. 126 УК, озаглавленной "Похищение человека", "лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления". Похищение человека - тяжкое преступление, а совершенное при особо отягчающих обстоятельствах - особо тяжкое. Освобождение потерпевшего ("пленника") в данном случае расценивается как единственное и достаточное проявление деятельного раскаяния; ни явки с повинной, ни других условий, перечисленных в ч. 1 ст. 75 УК, при этом не требуется. Главное в том, чтобы возвращение потерпевшего было действительно добровольным. От уголовной ответственности на основании примечания к ст. 126 УК не может быть освобожден тот, кто потерпевшего освободил в предвидении неизбежного разоблачения, недостижения преступной цели, ради которой предпринято похищение человека (например, получения выкупа), а равно вследствие того, что удержание похищенного стало по каким-то причинам не под силу.

Аналогичный вид освобождения от уголовной ответственности предусмотрен в ст. 206 УК, устанавливающей ответственность за захват или удержание человека в качестве заложника, совершенные в целях понуждения государства, организации или гражданина совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения заложника. Это преступление также является тяжким, а при отягчающих обстоятельствах - особо тяжким. Тем не менее, если это лицо не только добровольно, но даже по требованию властей освободило заложника и в его действиях не содержится иного состава преступления, кроме предусмотренного ст. 206 УК, то оно освобождается от уголовной ответственности (примечание к названной статье). В отличие от примечания к ст. 126 УК здесь содержатся, по сути, два нереабилитирующих основания для освобождения виновного: а) добровольный отказ от продолжения преступной деятельности; б) подчинение требованию властей о прекращении преступной деятельности. Оба они представляют оригинальную конструкцию нового вида обязательного освобождения виновного от уголовной ответственности исключительно во имя возвращения свободы потерпевшему и ликвидации угрозы для его жизни и здоровья.[44]


Согласно примечанию к ст. 204 УК лицо, совершившее коммерческий подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если: а) в отношении его имеет место вымогательство или б) это лицо добровольно сообщило о подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело. Категорическая формулировка положения ("освобождается") также означает: при доказанности, что незаконная передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации (менеджер), денег, ценных бумаг и т.п. за совершение действий (бездействия) в интересах дающего имела место под угрозой насилия, шантажа или иных действий, образующих понятие вымогательства, орган дознания, следователь, прокурор или суд (судья) должны прекратить уголовное дело.

Аналогичная конструкция установлена по делам о взяточничестве. Согласно примечанию к ст. 291 УК лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имеет место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить дело, о даче взятки или в криминальную милицию (подразделение по борьбе с экономическими преступлениями), которая правомочна возбудить уголовное дело о взяточничестве в качестве органа дознания. Дача взятки - преступление также с формальным составом. Поэтому освобождение от ответственности виновного в тяжком преступлении в данном случае не предполагает заглаживания какого-то вреда или устранения иных общественно опасных последствий. Существование такого вида освобождения играет профилактическую роль как реальное средство разоблачения взяткополучателя.[45]

Согласно примечанию к ст. 205 УК лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным образом способствовало предотвращению акта терроризма и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Здесь могут представиться две ситуации с различной юридической оценкой. Если действия лица, принимавшего участие в подготовке к террористическому акту, оказались успешными и преступление не состоялось - налицо добровольный отказ, т.е. реабилитирующее основание для освобождения от уголовной ответственности. Если же террористический акт, несмотря на все принятые меры, предотвратить не удалось, виновный в приготовительных действиях к нему также подлежит освобождению от уголовной ответственности, но уже в силу деятельного раскаяния, т.е. по нереабилитирующему основанию.


Согласно примечанию к ст. 205.1 УК лицо, виновное в вовлечении другого лица в совершение хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. ст. 205, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК, а равно в финансировании терроризма, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению либо пресечению преступления, которое оно финансировало и (или) совершению которого содействовало, и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления. Ключевое значение в этом примечании имеют криминологические понятия: а) предотвращение, т.е. недопущение начала преступного деяния; б) пресечение, т.е. прекращение начатого силой, резким вмешательством. Предотвращение и пресечение конкретных посягательств, в совершение которых виновный вовлек другое лицо или лиц, должны выступать в виде результата его действий, которые образуют нереабилитирующее основание освобождения его от уголовной ответственности.

Согласно примечанию к ст. 208 УК, устанавливающей ответственность за создание незаконного вооруженного формирования, участие в нем, а также за руководство таким формированием, "лицо, добровольно прекратившее участие в незаконном вооруженном формировании и сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления". Этот специальный вид освобождения от уголовной ответственности, внешне сходный с деятельным раскаянием, также существенно отличается от последнего, поскольку от виновного не требуется ни явки с повинной, ни совершения действий по раскрытию преступления (например, направленных на прекращение самого незаконного вооруженного формирования), ни ликвидации вреда; необходимыми условиями освобождения от ответственности являются лишь добровольное прекращение участия в незаконном вооруженном формировании и сдача оружия, принадлежащего лично виновному.[46]

Согласно примечанию к ст. 210 УК лицо, добровольно прекратившее участие в преступном сообществе (преступной организации) или входящем в него (нее) структурном подразделении либо объединении организаторов, руководителей или иных представителей организованных групп и активно способствовавшее раскрытию или пресечению этого преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Активно способствовать раскрытию преступления - значит своими действиями помогать установлению фактических обстоятельств дела и лиц, совершивших данное преступление, а также их задержанию и изобличению обвинительными доказательствами. (Определение понятия "пресечение преступления" уже приводилось выше.) Действия участника преступного сообщества в подобных случаях являются логическим продолжением решения прекратить участие в таком сообществе. Вместе с тем освобождение от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 210 УК не реабилитирует данное лицо.