Файл: Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.04.2023

Просмотров: 2249

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если после совершения преступления добровольно явилось с повинной, способствовало раскрытию преступления, возместило причиненный ущерб или иным образом загладило вред, причиненный в результате преступления, и вследствие деятельного раскаяния перестало быть общественно опасным (ч. 1 ст. 75 УК). Как это вытекает из редакции ст. 75, освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием является окончательным и безусловным. Оно не связано с какими-либо последующими воспитательными и предупредительными мерами.

Данный вид освобождения может применяться органом дознания, следователем, прокурором или судом. Норма, регламентированная в ч. 1 ст. 75, распространяется на всех лиц, впервые совершивших преступление небольшой или средней тяжести. А по ч. 2 ст. 75 УК от уголовной ответственности освобождаются лица, совершившие (причем не только впервые, как это указано в ч. 1 ст. 75) преступление тяжкое или особо тяжкое только в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК. Действующий УК значительно расширил возможность освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием на основании специальных указаний в статьях Особенной части УК. Деятельное раскаяние следует отличать от добровольного отказа. Первое возможно только после окончания преступления, в том время, как добровольный отказ от преступления заключается в прекращении лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий, непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца. Если отказ доброволен и окончателен, то уголовную ответственность лицо несет лишь в том случае, если фактически осуществленное им деяние содержит иной состав преступления. Если деятельное раскаяние не может рассматриваться в качестве основания освобождения от уголовной ответственности, оно учитывается как обстоятельство, смягчающее наказание.

Субъектом деятельного раскаяния является физическое, вменяемое лицо, достигшее установленного законом возраста привлечения к уголовной ответственности за совершение конкретного преступления. Им может быть именно то лицо, которое совершило преступление, а не его представители, родственники и знакомые или посторонние лица, проявившие действия, свидетельствующие в определенной степени о деятельном раскаянии виновного.


Субъективной стороной деятельного раскаяния является психическое отношение к совершаемым общественно полезным постпреступным деяниям. Это внутренние, осознанные, побудительные мотивы, чувства и эмоции.

Объект деятельного раскаяния - это то, на что раскаяние направлено, то, о чем сожалеет, то есть конкретное преступное деяние, причиненный имущественный, физический или морально-нравственный вред. Содержание объекта деятельного раскаяния определяется содержанием объекта соответствующего преступления, а также характером наступивших или могущих наступить общественно опасных последствий.

Объективной стороной деятельного раскаяния являются определенные действия, из которых оно складывается, их последствия, причинная связь между действиями и последствиями, а также время и способ их совершения. К объективной стороне можно отнести: раскаяние в содеянном, явку с повинной, предотвращение вредных последствий, способствование раскрытию преступления, заглаживание причиненного вреда. При этом неудавшиеся попытки заглаживания причиненного вреда или предотвращения преступного результата должны также относиться к признакам деятельного раскаяния. Нормы-примечания статей Особенной части представляют собой разновидность деятельного раскаяния (специальный вид), но, поскольку не все из них по своей природе являются деятельным раскаянием, для исключения спорных ситуаций и ошибочных решений в практической деятельности, а также для единообразного толкования и применения уголовного законодательства предлагаем следующую редакцию ч. 2 ст. 75 УК РФ: «Лицо, впервые совершившее преступление иной категории, может быть освобождено от уголовной ответственности только в случаях, специально предусмотренных статьями 126, 1271, 178, 184, 200.1, 204, 205.1, 205.3, 205.4,205.5, 206, 208, 210, 212, 222, 222.1, 223, 223.1, 228, 228.3, 275, 276, 278, 282.1, 282.2, 282.3, 284.1, 291, 291.1, 307, 322.2, 322.3 УК РФ, если в результате выполнения требований, закрепленных данными статьями, лицо полностью или частично утратило свою общественную опасность»[31].

2.2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим (ст.76 УК РФ).

Примирение не предполагает установление каких-то приятельских отношений между обвиняемым и потерпевшим. Для этого достаточно, чтобы последний заявил органу расследования или в судебном заседании о нежелании привлечь виновного к уголовной ответственности. Мотивы, которыми руководствуется потерпевший, могут быть различными (прощение в связи с возмещением или заглаживанием вреда, жалость в связи с тяжелым материальным положением обвиняемого и его семьи, удовлетворение в связи с раскаянием обвиняемого и др.). Освобождение от уголовной ответственности возможно лишь до объявления приговора суда, вынесенного с учетом обстоятельств дела и требований закона, поэтому примирение обвиняемого с потерпевшим после вынесения приговора не может быть основанием такого освобождения. освобождение от уголовной ответственности за примирением обвиняемого и потерпевшего возможно лишь в отношении лица, впервые совершившего преступление небольшой или средней тяжести и загладившего причиненный вред, при наличии его примирения с потерпевшим. Конечно, орган расследования или суд, принимающий такое решение, должен учитывать и другие обстоятельства, характеризующие преступление и личность виновного (раскаяние или непризнание своей вины, мотивы, побудившие потерпевшего к примирению с обвиняемым, и др.). Однако эти обстоятельства не могут в решающей степени влиять на отказ в освобождении от уголовной ответственности, поскольку закон не требует учета каких-то иных обстоятельств, касающихся преступления и личности виновного.


Потерпевшим признается субъект общественных отношений, охраняемых уголовным законом. В составе преступления он выступает признаком объекта преступления, поскольку в механизме нарушения общественных отношений, характеризующих объект посягательства, деяние непосредственно направлено на него как участника, субъекта этих отношений. В зависимости от направленности преступного посягательства потерпевшими в уголовном праве могут быть физические и юридические лица, государство, муниципальные образования и общество (социальные группы и объединения). Дополнительными объектами при этом являются права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства. 

Субъективной стороной является психическое отношение к совершаемым общественно полезным постпреступным деяниям (к самому процессу примирения, желание примириться). Это внутренние, осознанные, побудительные мотивы, чувства и эмоции.

К объективной стороне можно отнести: раскаяние в содеянном, предотвращение вредных последствий, способствование раскрытию преступления, заглаживание причиненного вреда.

Как правило, привлечению к уголовной ответственности и назначению соответствующего наказания способствует совершение определенным лицом той или иной категории преступления. Однако судебная практика применения норм уголовного законодательства показывает, что привлекать лицо к уголовной ответственности во всех случаях нецелесообразно.

Уголовное законодательство руководствуется принципами справедливости и гуманизма, что способствовало созданию такого института, как освобождение от уголовной ответственности. Учитывая личные качества виновного лица, а также его поведение после совершения преступных действий, суд принимает решения о фактическом неприменении к нему мер уголовного–правового характера, в чем и заключается основной смысл рассматриваемого института.

Важно подчеркнуть, что освобождение от уголовной ответственности возможно лишь при наличии оснований, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. Однако основной предпосылкой реализации практически любого вида освобождения выступает сам факт совершенного лицом преступного деяния. Именно карательная сущность и их юридическая природа объединяет все виды освобождения от уголовной ответственности, так они являются одной из форм реакции со стороны государства на совершенное преступление[32].

В соответствии со ст. 76 Уголовного кодекса РФ за впервые совершенное преступление именно небольшой и средней тяжести может быть принято решение об освобождении от уголовной ответственности в том случае, если лицо, его совершившее примирилось с пострадавшим лицом и возместило причиненный им ущерб. Интересно складывается положения судебной практики, свидетельствующие о том, что со ссылкой на статьи 76 Уголовного кодекса и 25 Уголовно-процессуального кодекса РФ в отношении лиц, причинившие по неосторожности смерть человеку прекращаются уголовные дела. Несмотря на небезупречную правовую регламентацию и меняющуюся судебную практику освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим остается в числе самых редких правовых институтов. Удивительно и то, что по мере «взросления» нормы ст. 76 УК РФ ее недостатки не только не сглаживаются, но и «обрастают» другими, еще более сложными и неразрешимыми вопросами. Также внимания требует мнения большинства криминалистов, которые выступали против включения преступлений небольшой и средней тяжести в круг, допускающих примирение. В науке сложились различные мнения о расширении или же сужении перечня деяний, по которым следует примирение. По мнению Шатихиной Н.С. наиболее приемлемым способ отражения в законодательстве диспозитивных начал является необходимость ограничится преступлениями небольшой тяжести[33]. Противоположным мнением руководствуется А.В. Ендольцева, которая предлагала объединить дела частного и частно-публичного обвинения, по которым возможно примирение[34].


Невозможно ни обратить внимание на буквальное толкование статьи 76 Уголовного кодекса РФ, которая никак не сужает круг преступлений, и по которым возникает вероятность освобождения от уголовной ответственности с последующим примирением с потерпевшим. Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении от 27.06.2013 года № 19[35] разъясняет, что суд в первую очередь должен учитывать все обстоятельства совершения преступления, в том числе и число и особенности объектов преступления, степень общественной опасности совершенного деяния, был ли возмещен причиненный ущерб, также обстоятельства, отягчающие и смягчающие наказание, личность совершившего преступное деяние и так далее.

Само понятие «примирение» однозначно означает отказ от имеющихся изначально претензий со стороны потерпевшего к лицу, совершившему в отношении него преступление, либо просьбу прекратить возбужденное по его заявлению уголовное дело. В связи с этим возникает необходимость официального заявления потерпевшего органам юстиции об отсутствии претензий с его стороны к лицу, совершившему преступление. Причины такого заявления могут быть абсолютно разными, а именно родственные либо дружеские отношения с виновным лицом и так далее.

При этом, если потерпевшим окажется несовершеннолетнее лицо, а его позиция на счет примирения с обвиняемым не соответствует с мнением его законных представителей, то нет никаких оснований прекращения уголовного дела в связи с примирением сторон, о чем свидетельствует положение п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 года № 19.

Здесь законодатель счел необходимым определить в качестве потерпевшего того лица, в отношении которого непосредственно было совершено преступление средней или же небольшой тяжести. Данное положение предусмотрено в части 1 статьи 76 УК РФ[36].

Будет справедливо выделить еще один важный вопрос, который считается проблемной на практике: «Влечет ли изменение судом категории преступления юридические последствия, а именно исчисление сроков давности, определение вида рецидива, изменение режима отбывания наказания, освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим?» на это вопрос Верховный Суд РФ безусловно дал следующий ответ: «Изменение судом категории совершенного преступления в обязательном порядке влечет за собой все указанные уголовно-правовые последствия».

Далее не может остаться не решенной проблема применения статьи 76 УК РФ является особенности разграничения освобождения от уголовной ответственности вследствие примирения сторон и прекращения возбужденного уголовного дела в связи с примирением обвиняемого и потерпевшего по делам частного обвинения согласно статье 20 УПК РФ.


Большинство ученых полагают, что есть вероятность возникновения коллизии между обеими нормами, поскольку по статье 20 УПК РФ[37] суд обязуется прекратить уголовное дело независимо от количества совершаемых преступлений, а по статье 76 УК РФ предусматривается совершение преступления впервые.

Думается, что было бы неправильным соглашаться с таким мнением по той простой причине, что здесь речь идет не о коллизии норм, а о различных процедурах применения норм восстановительного правосудия.

Однозначно, процедура примирения сторон при освобождении от уголовной ответственности и прекращение уголовного дела по делам частного обвинения абсолютно разные, что свидетельствует об отсутствии каких-либо коллизий[38].

Ст.76 УК РФ возлагает на лицо, совершившее преступление, обязанность не только примириться с потерпевшим лицом, но определенным образом загладить причиненный им вред. Вот основанием, послужившим прекращению уголовного дела по статье 20 УПК РФ, является само примирение с потерпевшим, то есть любое примирение, не относящееся к возмещению причиненного ущерба. Получается, что по делам частного обвинения ст. 76 УК РФ возможно примирение в случае, если потерпевший настаивает на возмещении причиненного вреда.

Во всех иных случаях, когда потерпевшая сторона примирилась с обвиняемым в преступлении лицом, дела частного обвинения прекращаются согласно части 2 статьи 20 УПК РФ.

В иных случаях, когда потерпевший примирился с обвиняемым, дела частного обвинения подлежат прекращению на основании ч. 2 ст. 20 УПК РФ. Важно отметить, что по смыслу статьи 20 УПК РФ уголовные дела подлежат прекращению, даже если преступление было совершено не впервые. В таких случаях не допускается отказ в прекращении уголовного дела в соответствии с ч. 2 ст. 20 УПК РФ, на том основании, что по требованию ст. 25 УПК РФ и ст. 76 УК РФ, преступление должно быть совершено впервые».

Таким образом, как и в случае деятельного раскаяния, для освобождения лица от уголовной ответственности в связи с примирением сторон обязательным является наличие всей совокупности объективных и субъективных условий, указанных в диспозиции ст. 76 УК РФ. Необходимо особо отметить, что освобождение лица от уголовной ответственности в связи с примирением сторон является безусловным, т.е. поощрение не ставится в зависимость от поведения виновного в будущем, и поэтому освобождение является окончательным.