ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 11014

Скачиваний: 28

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Министерство здравоохранения Республики Беларусь 

 

Учреждение образования 

«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  

УНИВЕРСИТЕТ» 

 

Кафедра фармакологии 

Кафедра анестезиологии и реаниматологии  

с курсом клинической биохимии  

 
 

Михаил Бушма  

Кирилл Бушма 

 
 

 

 

НАГЛЯДНАЯ  

ФАРМАКОЛОГИЯ 

 

Учебное наглядное пособие   

для студентов лечебного, педиатрического,  

медико-психологического и медико-диагностического  

факультетов 

 
 

Том 1 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Гродно 

ГрГМУ 

2011

 


background image

 

УДК 615. 015 + 615.032(075.8)(084.3-22) 
ББК 52.81я73 

Б94 

 
Рекомендовано 

Центральным 

научно-методическим 

советом  

УО «ГрГМУ» (протокол № 3 от 12.01.2011) 
 
Авторы:

 

зав. каф. фармакологии д-р мед. наук, проф. М.И. Бушма; 

ассист. каф. анестезиологии и реаниматологии с курсом  
клинической биохимии канд. мед. наук К.М. Бушма. 

 
Рецензент: зав. каф. госпитальной терапии д-р мед. наук,  

проф. В.М. Пырочкин.  

 

 

Б94 

Бушма, М.И. 

Наглядная фармакология : учеб. наглядное пособие для сту-

дентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и 
медико-диагностического факультетов : в 2 т. Том 1 / М.И. Буш-
ма, К.М. Бушма. – Гродно : ГрГМУ, 2011. – 416 с.  

ISBN 978-985-496-763-9 

 

Учебное  наглядное  пособие  составлено  в  соответствии  с  типовой 

учебной программой по фармакологии для студентов лечебного, педиатриче-
ского, медико-психологического и медико-диагностического факультетов ме-
дицинских  университетов.  Материал  изложен  на  основе  современных  науч-
ных знаний по фармакологии. Текст сокращен до минимума, представлен до-
ступно  и  богато  иллюстрирован,  что  облегчает  его  восприятие.  Для  более 
полного понимания дисциплины внимание лучше всего сконцентрировать на 
иллюстрациях. Они просты, понятны и воспринимаются с первого раза. Важ-
ная  текстовая  информация  включена  непосредственно  в  иллюстрации.  Это 
позволяет воспринимать (сканировать) рисунок и текст как единое целое без 
постоянного переключения  от  рисунка  к  тексту.  В  конце  тома  представлено 
содержание 1 и 2 томов. 

Наслаждайтесь чтением

Благодарность

.  Пособие  издано  во  многом  благодаря  усилиям  Павла 

Завадского (изготовление иллюстраций) и Татьяны Мышко (набор текста). 

 

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроиз-

ведена в любой форме и любыми средствами без письменного разрешения авторов. 

 

УДК 615. 015 + 615.032(075.8)(084.3-22) 
ББК 52.81я73 

 
 

ISBN 978-985-496-763-9

 

© Бушма М.И., Бушма К.М., 2011 
© УО «ГрГМУ», 2011 


background image

 

ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ 

 

1.

 

ВВЕДЕНИЕ В ФАРМАКОЛОГИЮ 

 

Михаил Бушма, Кирилл Бушма 

 

                   

 

 

«Лекарственные средства не приводят к новому типу 

 деятельности клеток. Они лишь изменяют скорость  

протекания нормальных процессов в клетках.  

Развивается фармакологический эффект» 

 

Как учить фармакологию? 

1.

 

Запомните название лекарственных средств и их харак-

теристики: механизм действия, применение, побочное действие  
[Примечание.  Лекарственные средства  одной группы, как пра-
вило, имеют одинаковое окончание]. 

2.

 

Хорошо  изучите  свойства  прототипа  (родоначальника) 

каждой группы лекарственных средств. 

3.

 

Не  запоминайте  мало  применяемые  производные  каж-

дой группы. 

4.

 

Выучите  классические  побочные  эффекты  лекарствен-

ных средств  одной группы  и специфические  побочные эффек-
ты, характерные для отдельных представителей группы.  

5.

 

Не  запоминайте  торговые  названия  лекарственных 

средств. Выучите их международные названия.  


background image

 

Как запоминать названия лекарственных средств? 

Следует запоминать международные названия. Они всегда 

приведены  на  упаковке,  часто  в  скобках,  мелким  шрифтом.  В 
названиях  лекарственных  средств  одной  группы,  как  правило 
(хотя и не для всех), одинаковые окончания (табл. 1.1). 

 

Таблица 1.1. Как запомнить названия лекарственных средств? 

 

Группа 

Пример  

(подчеркнуто общее  

окончание) 

Местные анестетики 

Лидокаин

 

Ингибиторы холинэстеразы 

Физостигмин

 

β

2

-Агонисты 

Албутерол

 

Ингаляционные анестетики 

Галотан

 

Бензодиазепиновые  
анксиолитики 

Диазепам

 

Нейролептики, производные 
фенотиазина                             

 

Хлорпромазин

 

Антидепрессанты  
(трициклические) 

Имипрамин

 

Бронходилататоры  
(метиксантины) 

Теофиллин

 

Ингибиторы АПФ 

Каптоприл

 

Сердечные гликозиды 

Дигоксин

 

Н

2

-Антагонисты 

Ранитидин

 

Гормональные препараты  
гипофиза 

Соматропин

 

Пенициллины 

Пиперациллин

 

Антибиотики, ингибирующие  
синтез белков микроорганизмов 

Тетрациклин

 

Противогрибковые 

Кетоконазол

 

Средства при СПИДе (ингиби-
торы протеаз) 

Саквинавир

 

 

Фармакология  – 

учение  о  лекарственных  средствах  или 

лекарствоведение.  Это  наука  о  взаимодействии  веществ  с  жи-
выми системами. 


background image

 

Задачи  фармакологии  как  науки  и  учебной  дисциплины:  

1) поиск новых лекарственных средств; 2) изучение механизма 
их  действия  и  влияния  на  органы,  системы  организма;  3)  изу-
чение  побочного  и  токсического  действия  лекарственных 
средств. 

 

Задачи 

фармакологии 

как 

учебной 

дисциплины:

  

1)  установление  показаний  и  противопоказаний  к  назначению 
лекарственных  средств,  2)  разработка  их  рационального  дози-
рования. 

 

Роль фармакологии в системе здравоохранения. 

Фармако-

терапия  –  универсальный  метод  лечения  большинства  заболе-
ваний. 

 

Роль фармакологии в системе медицинского образования. 

Поскольку  роль  фармакотерапии  для  медицины  огромна,  зна-
ние  фармакологии  необходимо  для  врача  любой  специально-
сти. 

 
Место фармакологии в системе здравоохранения и меди-

цинского образования 

Фармакология тесно связана:  
1. С физиологией. [Например, с помощью лекарственных 

средств, влияющих на вегетативную нервную систему, раскры-
ты  механизмы  синаптической  передачи  с  помощью  медиато-
ров]. 

2.  С  биохимией.  [Например,  создание  лекарственных 

средств, ингибирующих активность ферментов, способствовало 
прогрессу энзимологии]. 

3.  С  хирургией.  [Например,  создание  анестетиков  и  мио-

релаксантов способствовало прогрессу хирургии]. 

4.  С  психиатрией.  [Например,  благодаря  нейролептикам 

больные  шизофренией  покинули  психиатрические  клиники  и 
смогли жить в более гуманных условиях без постоянных огра-
ничений]. 

5.  С  эндокринологией.  [Например,  создание 

инсулина

 

улучшило результаты лечения больных сахарным диабетом].