ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 31.10.2019
Просмотров: 11197
Скачиваний: 30
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра фармакологии
Кафедра анестезиологии и реаниматологии
с курсом клинической биохимии
Михаил Бушма
Кирилл Бушма
НАГЛЯДНАЯ
ФАРМАКОЛОГИЯ
Учебное наглядное пособие
для студентов лечебного, педиатрического,
медико-психологического и медико-диагностического
факультетов
Том 1
Гродно
ГрГМУ
2011
2
УДК 615. 015 + 615.032(075.8)(084.3-22)
ББК 52.81я73
Б94
Рекомендовано
Центральным
научно-методическим
советом
УО «ГрГМУ» (протокол № 3 от 12.01.2011)
Авторы:
зав. каф. фармакологии д-р мед. наук, проф. М.И. Бушма;
ассист. каф. анестезиологии и реаниматологии с курсом
клинической биохимии канд. мед. наук К.М. Бушма.
Рецензент: зав. каф. госпитальной терапии д-р мед. наук,
проф. В.М. Пырочкин.
Б94
Бушма, М.И.
Наглядная фармакология : учеб. наглядное пособие для сту-
дентов лечебного, педиатрического, медико-психологического и
медико-диагностического факультетов : в 2 т. Том 1 / М.И. Буш-
ма, К.М. Бушма. – Гродно : ГрГМУ, 2011. – 416 с.
ISBN 978-985-496-763-9
Учебное наглядное пособие составлено в соответствии с типовой
учебной программой по фармакологии для студентов лечебного, педиатриче-
ского, медико-психологического и медико-диагностического факультетов ме-
дицинских университетов. Материал изложен на основе современных науч-
ных знаний по фармакологии. Текст сокращен до минимума, представлен до-
ступно и богато иллюстрирован, что облегчает его восприятие. Для более
полного понимания дисциплины внимание лучше всего сконцентрировать на
иллюстрациях. Они просты, понятны и воспринимаются с первого раза. Важ-
ная текстовая информация включена непосредственно в иллюстрации. Это
позволяет воспринимать (сканировать) рисунок и текст как единое целое без
постоянного переключения от рисунка к тексту. В конце тома представлено
содержание 1 и 2 томов.
Наслаждайтесь чтением
.
Благодарность
. Пособие издано во многом благодаря усилиям Павла
Завадского (изготовление иллюстраций) и Татьяны Мышко (набор текста).
Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроиз-
ведена в любой форме и любыми средствами без письменного разрешения авторов.
УДК 615. 015 + 615.032(075.8)(084.3-22)
ББК 52.81я73
ISBN 978-985-496-763-9
© Бушма М.И., Бушма К.М., 2011
© УО «ГрГМУ», 2011
3
ЧАСТЬ I. ОБЩАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ
1.
ВВЕДЕНИЕ В ФАРМАКОЛОГИЮ
Михаил Бушма, Кирилл Бушма
«Лекарственные средства не приводят к новому типу
деятельности клеток. Они лишь изменяют скорость
протекания нормальных процессов в клетках.
Развивается фармакологический эффект»
Как учить фармакологию?
1.
Запомните название лекарственных средств и их харак-
теристики: механизм действия, применение, побочное действие
[Примечание. Лекарственные средства одной группы, как пра-
вило, имеют одинаковое окончание].
2.
Хорошо изучите свойства прототипа (родоначальника)
каждой группы лекарственных средств.
3.
Не запоминайте мало применяемые производные каж-
дой группы.
4.
Выучите классические побочные эффекты лекарствен-
ных средств одной группы и специфические побочные эффек-
ты, характерные для отдельных представителей группы.
5.
Не запоминайте торговые названия лекарственных
средств. Выучите их международные названия.
4
Как запоминать названия лекарственных средств?
Следует запоминать международные названия. Они всегда
приведены на упаковке, часто в скобках, мелким шрифтом. В
названиях лекарственных средств одной группы, как правило
(хотя и не для всех), одинаковые окончания (табл. 1.1).
Таблица 1.1. Как запомнить названия лекарственных средств?
Группа
Пример
(подчеркнуто общее
окончание)
Местные анестетики
Лидокаин
Ингибиторы холинэстеразы
Физостигмин
β
2
-Агонисты
Албутерол
Ингаляционные анестетики
Галотан
Бензодиазепиновые
анксиолитики
Диазепам
Нейролептики, производные
фенотиазина
Хлорпромазин
Антидепрессанты
(трициклические)
Имипрамин
Бронходилататоры
(метиксантины)
Теофиллин
Ингибиторы АПФ
Каптоприл
Сердечные гликозиды
Дигоксин
Н
2
-Антагонисты
Ранитидин
Гормональные препараты
гипофиза
Соматропин
Пенициллины
Пиперациллин
Антибиотики, ингибирующие
синтез белков микроорганизмов
Тетрациклин
Противогрибковые
Кетоконазол
Средства при СПИДе (ингиби-
торы протеаз)
Саквинавир
Фармакология –
учение о лекарственных средствах или
лекарствоведение. Это наука о взаимодействии веществ с жи-
выми системами.
5
Задачи фармакологии как науки и учебной дисциплины:
1) поиск новых лекарственных средств; 2) изучение механизма
их действия и влияния на органы, системы организма; 3) изу-
чение побочного и токсического действия лекарственных
средств.
Задачи
фармакологии
как
учебной
дисциплины:
1) установление показаний и противопоказаний к назначению
лекарственных средств, 2) разработка их рационального дози-
рования.
Роль фармакологии в системе здравоохранения.
Фармако-
терапия – универсальный метод лечения большинства заболе-
ваний.
Роль фармакологии в системе медицинского образования.
Поскольку роль фармакотерапии для медицины огромна, зна-
ние фармакологии необходимо для врача любой специально-
сти.
Место фармакологии в системе здравоохранения и меди-
цинского образования
Фармакология тесно связана:
1. С физиологией. [Например, с помощью лекарственных
средств, влияющих на вегетативную нервную систему, раскры-
ты механизмы синаптической передачи с помощью медиато-
ров].
2. С биохимией. [Например, создание лекарственных
средств, ингибирующих активность ферментов, способствовало
прогрессу энзимологии].
3. С хирургией. [Например, создание анестетиков и мио-
релаксантов способствовало прогрессу хирургии].
4. С психиатрией. [Например, благодаря нейролептикам
больные шизофренией покинули психиатрические клиники и
смогли жить в более гуманных условиях без постоянных огра-
ничений].
5. С эндокринологией. [Например, создание
инсулина
улучшило результаты лечения больных сахарным диабетом].