ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.10.2019

Просмотров: 1204

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 ПОНЯТИЕ "ПСИХОТЕРАПИИ", ЕЕ ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 

 

Вопросы:

  

1.

 

Определение понятия «психотерапии».  

2.

 

Отличие 

помощи 

психотерапевтической 

от 

психологической 

и 

общемедицинской. 

3.

 

Основные факторы психотерапевтического воздействия (специфические и 
неспецифические ).  

4.

 

Основные модели психотерапии. 

5.

 

 Цели, задачи и методы психотерапии.  

6.

 

Классификация методов.  

7.

 

Оценка эффективности психотерапии. 

8.

 

Этапы психотерапевтической беседы. 

9.

 

Клинические  основы  применения  психотерапии  и  выбор  метода 
психотерапии. 

10.

 

Понятие «инсайта». 

11.

 

Вклад терапевта и вклад пациента в процесс психотерапии. 

12.

 

Этико-деонтологические проблемы психотерапии. 

13.

 

Цели психотерапии при различны неврозах. 

14.

 

Особенности психотерапии детского возраста. 

 

В  настоящее  время  словом  "психотерапия"  (П.)  часто  называют  крайне 

различные  действия,  осуществляемые  при  этом  разными  особами.  Нередко 
на  практике  психотерапия  не  функционирует  согласно  своему  истинному 
лечебному назначению, исходя из понимания его основы: (therapia - означает 
лечение).  

О  различном  понимании  «психотерапии»  говорит  и  множество 

существующих определений этого понятия. 

 Так 

по 

определению 

С.Кратохвила: 

"Психотерапия 

– 

это  

целенаправленная 

коррекция 

расстройств 

функций 

организма 

психологическими средствами".  

По  П.  Жане:  "П.  -  это  использование  психологических  знаний  для 

лечения  разных  болезней.  Или  -  «использование  психологических  средств 
для восстановления нарушенной деятельности организма».  

П.  Шнейдер:  "  П.  -  это  метод  лечения  психических  и  соматических 

расстройств,  вызванных  неразрешимыми  интрапсихическими  осознанными 
или  неосознанными  конфликтами,  требующими  от  пациента  участия  и 
совместной  работы,  желания  и  умения  завязывать  контакт,  способность 
наладить  психотерапевтические  отношения,  которые  делают  возможным 
существование  психотерапевтического  процесса,  в  котором  основным 
способом коммуникации является речь."  

К.  Роджерс:"  Это  такой  способ  пребывания  с  другой  особой,  который 

способствует здоровым изменениям и облегчает развитие".  


background image

Е.  Александрович:  "П.  -  это  психологические  действия,  целью  которых 
является  лечение,  т.  е.  устранение  расстройств,  имеющихся  у  пациента, 
признаваемых  им  самим  или  его  окружением  за  болезнь.  Действия, 
влияющие  на  функциональные  расстройства,  влечения  и  поведение  путем 
изменения  психических  процессов  больного  в  тех  рамках,  которые 
необходимы для устранения причины и проявлений болезни». 

Наиболее  широкая  общепринятая  трактовка:    «(П.)  -  это  различные 

формы  помощи  людям,  которые  имеют  трудности.  Эта  помощь 
осуществляется путем коммуникации, преимущественно путем беседы».  

 

Отличие 

психотерапевтической 

помощи 

от 

психологической 

и 

общемедицинской.

 

Иногда  встречается  утверждение,  что  всякая  встреча  врача  с  больным  - 

это  и  есть  психотерапия.  Некоторые  психотерапией  называют    «особые 
межчеловеческие  взаимоотношения».  Наиболее  часто  психотерапией 
называют просто любую психологическую помощь. 

Внешнее  сходство  этих  двух  воздействий  вытекает  из  того,  что  оба 

опираются  на  непосредственное  влияние  двух  особ  друг  на  друга,  а  кроме 
того,  общим    для  них  является  создание  настроения,  улучшающего 
самочувствие, 

предоставление 

утешения, 

снятие 

напряженности, 

сочувствие, просто пребывание рядом с особой, испытывающей страдание. 

Все эти психологические факторы имеют неизмеримо  важное значение, 

но  для  психотерапии    являются  неспецифическими  лечебными  действиями. 
 

Основным 

отличием 

от 

психологической 

помощи, 

помощи 

психотерапевтической являются: 

1.

 

Разность целей:  

 -  в  психотерапии  -  это  изменение,  которое  приводит  к  устранению 
расстройств  как  психических,  так  и  соматических  и  глубокому 
пониманию причин этих расстройств и поведения самого пациента, 

- в психологии -  целью является предоставление внимания и успокоения 

в  реальных  проблемах  особе,  ищущей  такой  помощи.  Причем,  в  отличие  от 
психотерапии  -  эта  помощь  не  основана  на  том,  чтобы  сделать    человека 
способным  самому  развязывать  свои  проблемы,  а  просто  помочь  убрать 
данное препятствие в данный период. 
2.  Психологическая  помощь  оставляет  человека  таким  же,  каким  он  был,  не 
вызывая  в  нем  глубоких  изменений.Это  помощь  в  том,  чтобы  помочь 
человеку  найти то, что он хочет. Для этого иногда психологическая помощь 
может  принимать  форму  обучения:    как  это  найти,  что  бы  стать  более 
счастливым. 

Психологическую помощь иногда характеризуют как совет. Эта помощь 

может  принести  значительное  облегчение,  даже  помогает  чувствовать  себя 
свободным  от  страдания.  Но  она  не  добивается  того,  чтобы  пациент  и  в 
дальнейшем мог функционировать без психологических расстройств. 


background image

3.  Другим  существенным  отличием  психотерапевтической  помощи  от 
психологической  является  тип  взаимоотношений  между  дающим  помощь  и 
получающим ее. Психотерапия может существовать только, если отношения 
носят  характер  лечебных  и  особа,  которой  оказывается  помощь  занимает 
положение  пациента.  Это  определяет  формы  функционирования  в 
определенных ролях и с соответствующими рамками.  

Где-то  на  границе  между  психотерапевтической  и  психологической 

помощью  находится  поддерживающая  психотерапия,  целью  которой 
является укрепление пациента,  не вникая  в прошлое пациента и в отражение 
этого прошлого в его нынешнем поведении.  

Возможности  психотерапии  более  ограничены,  по  сравнению  с 

психологической  помощью,  т.к.  ее  задачи  более  узки  и  специфичны  - 
устранить  данный симптом, который мешает нормально функционировать и 
который предъявляется пациентом. 

 
В современной медицине указывают 4 модели психотерапии:
  

1 - медицинская (как метод лечения); 
2 - психологическая (как метод научения); 
3 - социологическая (как метод манипулирования); 
4  -  философская  (  как  комплекс  явлений,  происходящих  в  ходе 
взаимодействия между людьми). 

Общие  цели

  всех  видов  П.:  помочь  пациентам  изменить  свое  мышление  и 

поведение таким образом, чтобы стать более счастливым и продуктивным.  

При этом задачами П. будут являться:  

1- помочь пациенту лучше понять свои проблемы;  
2- устранить эмоциональный дискомфорт;  
3- поощрить свободное выражение чувств;  
4- обеспечить  пациента новыми идеями или информацией о том, как  решать 

свои проблемы ; 

5- помочь  пациенту  в  проверке  новых  способов  мышления  и  поведения  за 

пределами терапевтической ситуации.  

При  решении  этих  задач  психотерапевт  прибегает  к  трем  основным 
методам:  

- обеспечивает психологическую поддержку;  
-  устраняет  дезадаптивное  поведение  и  формирует  новые  адаптивные 
стереотипы;  
-  содействует  инсайту  (осознанию)  и  самораскрытию  (самоэксплорации),  в 
результате  чего  пациент  начинает  лучше  понимать  свои  мотивы,  чувства, 
конфликты, ценности.  
 

Этапы психотерапевтической беседы:

 

1  этап  -  «заключение  договора»  (структурализация  работы,  определение  ее 
рамок, фиксация результатов). 


background image

2  этап  -  «этап  установления  эмоционального  контакта»  (сбор  объективной 
информации,  выяснение  отношения  пациента  к  определенным  фактам  и 
событиям, снятие напряжения, создание доверительных отношений). 
3  этап  -  «актуализация  базовой  структуры  внутреннего  диалога» 
(организация  проекций,  фиксация  понимания  и  поддержки,  работа  с 
переносными  операциями  пациента,  фиксация  экстериоризации,  фиксация 
использования контрпереносных чувств). 
 

Факторы лечебного действия психотерапии (специфические факторы).

 

Как помогает психотерапия, с помощью каких механизмов  достигаются 

желаемые  изменения  в  мышлении  и  поведении  пациента?  В  литературе 
описывается несколько специфических факторов лечебного действия:

 

1

 - универсальность, «чувство общности», «участие в группе», (т.е. проблемы 

пациента  проявляются  у  многих  людей,  он  не  одинок  в  этом).  Чувство 
единства  в  группе  и  принадлежности  к  ней  воздействуют,  как  наиболее 
эффективный фактор. 
2  -  акцептация  (принятие).  S.Kratochvil    называет  этот  фактор 
«эмоциональной поддержкой». Это «сплоченность» при групповой терапии. 
3 – альтруизм: положительный эффект оказывает  то, что он может помогать 
другим  в  группе  и  этим  становится  способным  преодолеть  болезненную 
направленность на самого себя. 
4  -  отреагирование  (катарсис)  -  сильное  проявление  аффектов  -  важная 
составная  часть  психотерапевтического  процесса.  Эта  предпосылка  для 
изменений и приносит значительное облегчение пациентам. 
5  -  самораскрытие  (самоэксплорация)  -  откровенность,  проявление  скрытых 
мыслей,  желаний,переживаний.  Для  лучшего  понимания  самораскрытия 
пользуются  «окном  Джогари»  (J.Luft  et  H.Ingham,  1970).  Оно  состоит  из  4 
частей: 
 -  открытая  область  («арена»)  чувства,  поведение  и  мотивы,  которые 
известны как самому пациенту, так и всем остальным; 
 - область слепого пятна - то, что известно другим, но не известно пациенту; 
 - скрытая область, то что известно только пациенту; 
 - неизвестное  

или   бессознательное; 

6.  -  обратная  связь  или  конфронтация  -  «интеракция  (R.Corsini)  -  как 
окружающие  воспринимают  его  поведение  и  как  оно  на  них  действует. 
Термин  «конфронтация»  применяется  иногда  для  отрицательной  обратной 
связи,  как  полезный  психотерапевтический  фактор  при  конструктивной 
критике. Ее необходимо сочетать с эмоциональной поддержкой. 
7.-  инсайт  (осознание)  -  понимание  неосознаваемых  прежде  связей    между 
особенностями  своей  личности  со  своими  неадаптивными  способами 
поведения.  
8.-коррективный 

эмоциональный 

опыт 

интенсивное 

переживание 

актуальных  отношений  или  ситуаций,  благодаря  которым  происходит 
коррекция неправильного обобщения; 


background image

9.-проверка  нового  поведения  («проверка  реальности»)  и  обучение  новым 
формам поведения; 
10.-предоставление информации (обучение наблюдением). 
 

R.Corsini (1989) факторы лечебного воздействия разделяет на три сферы: 

1.

 

когнитивная 

к 

ней 

относит 

«универсальность», 

«осознание», 

«моделирование»; 

2.

 

эмоциональная - «акцептацию», «альтруизм», «перенос»; 

3.

 

поведенческая 

«проверка 

реальности», 

«эмоциональное 

отреагирование», «интеракция». 

 

Психодинамический  подход  в  психотерапии  утверждает,  что  мысли, 

чувства  и  поведение  человека  детерминированы  бессознательными 
психическими процессами.  

Поэтому  целью  терапии  является  получение  инсайта  (англ.  - 

«проникновение», 

«понимание»). 

Понятие 

"инсайта": 

понимание 

неосознаваемых  ранее  связей  между  особенностями  своей  личности  с 
неадаптивными  формами  поведения.  Инсайт  относят  к  когнитивному 
научению  и  вместе  с  эмоциональным  коррективным  опытом  и  опытом 
нового поведения его относят в категорию интерперсонального научения.  
 

Кратохвил (1978) различает три уровня инсайта

:  

1- осознание  связи  между  внутриличностными  конфликтами,    проблемами  и 

эмоциональными расстройствами;  

2- осознание  собственного  вклада  в  возникновение  конфликтной  ситуации- 

"интерперсональное осознание";  

3- осознание  глубинных  причин  настоящих  отношений,  состояний,  чувств  и 

особенностей  поведения,  коренящихся  в  далеком  прошлом.  Это 
"генетическое осознание".  

 

Клинические применения психотерапии и выбор методов. 

В  самом  общем  плане  можно  говорить  о  двух  клинических 

предпосылках широкого и эффективного применения психотерапии.  

Во-первых,  это  прямое  использование  ее  лечебного  действия  при 

большом  круге  заболеваний,  в  этиопатогенезе  которых  психическому 
фактору  принадлежит  определяющая  (неврозы)  либо  весьма  существенная 
роль  (другие  пограничные    состояния,  психосоматические  расстройства  и 
пр.) 

Во-вторых,  ее  использование  как  лечебно-профилактического  метода    с 

учетом психосоциальных реакций на соматические болезни, их последствия, 
влияние  специфических  соматических  расстройств  на  психологическое 
функционирование индивида, его поведение и пр. 

Выбор  методов  психотерапии 

определяется  конкретными  клиническими 

характеристиками больного и болезни: 
-

 

личностными особенностями пациента и реакциями его на болезнь;