ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 9013
Скачиваний: 6
51
корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы
избежать разрушения.
Политическая система и государственная политика
Государственная политика
– это выражение целей
политической системы и средств, с помощью которых они
достигаются. Традиционно государственную политику делят на
внутреннюю и внешнюю. Если за основу берут сферу политико-
властного воздействия, то выделяют экономическую, аграрную,
экологическую политику, политику в области здравоохранения,
образования, государственного строительства и т.п. Системный
подход позволяет усилить понимание политики как выражения
общественных целей, реализуемых на государственном уровне.
Поскольку политическая система принимает авторитетно-
властные решения, связанные с распределением ценностей в
обществе, то государственная политика в первую очередь должна
быть направлена на добывание необходимых ресурсов. Это
экстракционная
политика.
Она
включает
в
себя
налогообложение, призыв граждан на государственную службу
(военную и гражданскую), приобретение государственной
собственности и другие меры, направленные на приобретение
материальных и человеческих ресурсов. Только при наличии
определенных ресурсов политическая система может выполнить
функцию целедостижения.
Дистрибутивная политика связана с распределением
материальных и нематериальных ценностей в обществе. С ее
помощью достигается определенный баланс интересов, а также
может происходить перераспределение ценностей. Налоговые
меры могут иметь своей целью укрепление слоя крупных
собственников, а могут быть направлены на перераспределение
доходов от более зажиточной части общества к бедным.
Социальные программы и меры по защите гражданских прав
52
способствуют формированию равенства возможностей. Курс на
приватизацию создает перспективу для возникновения слоя
собственников как массового, но может превратиться в практику
ограбления народа, ведущую к маргинализации общества.
Политика
– это не только принятие властных решений,
определение целей общественного развития, но и организация
эффективного коллективного действия для достижения общих
целей.
Поэтому
регулирующая
политика,
призванная
регулировать, контролировать, влиять на поведение отдельных
людей, групп в обществе, является важнейшей для решения
насущных
и
перспективных
общественных
проблем.
Регулирующая политика, если она эффективна, снижает
общественные издержки принимаемых решений.
Процедурная политика определяет структуры, связанные с
государственным управлением и политической системой.
Процедурная политика устанавливает полномочия "ветвей
власти", механизм избрания и назначения должностных лиц,
определяет властные взаимоотношения между различными
уровнями и отраслями государственного управления, создает
новые бюрократические структуры, реорганизует политические
институты. Эта политика акцентирует внимание на том, кто и как
принимает политическое решение, каковы процедуры контроля,
вырабатывает меры по укреплению центров власти, реализующих
государственную политику.
Жизнестойкость политической системы зависит от ее
способности
изменяться
в
соответствии
с
новыми
общественными процессами, формировать сплоченное общество,
реальное единство интересов и целей государства и народа.
Эффективность ее функционирования зависит от типа
политического режима, от того, какое отношение общества
складывается к его политическому устройству. Глубокие
преобразования материальной и духовной жизни современного
человечества ведут к образованию нового динамичного типа
53
политической системы – общества с более свободными
отношениями между государством и гражданами, с социальным
контролем
за
политической
жизнью,
действующими
демократическими правовыми нормами.
Контрольные вопросы и задания по лекции №2:
1.
В чем отличие системного подхода к изучению
политических систем от институционального?
2.
Дайте
определение
политической
системы
и
охарактеризуйте ее предназначение.
3.
Каковы основные компоненты политической системы?
4.
Перечислите и охарактеризуйте элементы модели
политической системы; предложенной Д.Истоном.
5.
Какие импульсы поступают на "вход" политической
системы"?
6.
Какие функции выполняются на "входе" и "выходе"
политической системы?
7.
Назовите основные элементы политической системы
Республики Беларусь.
Литература
[5; 10; 12; 13; 29; 43; 59; 83
]
54
ЛЕКЦИЯ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ
Основные понятия:
политический
режим;
тоталитарный
режим;
тоталитаризм;
авторитарный
режим;
авторитаризм;
демократический
режим;
прямая
демократия;
представительная демократия; демократия; тирания
; и
дея
автономии
личности;
плюралистические
модели;
коллективистские
модели
демократии;
политическая
система; идеология; "третий сектор"; СМИ; политическое
поведение; права и свободы граждан.
§1. Понятие и факторы дифференциации политического
режима
Понятие политического режима
В исследовании политических режимов наибольший опыт
накопила
западная
политическая
наука.
Советское
обществоведение долго уходило от этого понятия вообще,
оперируя
одним
понятием
–
политическая
система.
Политический режим как теоретическая категория существовал
только в науке о государстве и праве, в тесной взаимосвязи с
такими категориями, как форма правления и форма
государственного устройства. После 1985 года в связи с началом
распада тоталитаризма в СССР и других социалистических
странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как
в политической теории, так и в политической практике.
Следует, однако, отметить, что, несмотря на наличие
большой теоретической базы исследований и практического
опыта различных стран, многие аспекты этой проблемы не имеют
единого решения ни в западной, ни в отечественной
55
политической науке. В научной литературе существует большое
количество определений политического режима.
В данном случае нет необходимости рассматривать всю
совокупность взглядов и подходов, однако следует обязательно
обратить внимание на следующие факторы.
В государственно-правовой
науке политический режим
рассматривается как совокупность средств и методов в
осуществлении государственной власти.
В политической науке
понятие политического режима очень тесно связано с категорией
"политическая система" и рассматривается, как правило, только в
связи с особенностями развития и функционирования
политических систем, хотя соотношение этих понятий вызывает
в политической науке существенные разногласия. Иногда их
рассматривают как синонимы. Иногда понятие политического
режима вообще не выделяют. Иногда политическую систему и
политический режим разводят довольно далеко друг от друга.
Дать универсальное определение политического режима
достаточно
сложно.
Широкую
известность
приобрело
определение, данное политологом Ж.Л.Кермонном: "Под
политическим режимом понимается совокупность элементов
идеологического, институционального и социологического
порядка, способствующих формированию политической власти
данной страны на определенный период" (Цит. по: Политология.
Часть 2. Под общ. ред. проф. Ю.А.Северова. Тула. – 1994. – С.
11).
В научной литературе наиболее распространенным является
подход, согласно которому политический режим представляет
собой
функциональный компонент политической системы
. При
таком подходе политический режим включает в себя методы,
способы, направление развития политических отношений. В
современном
обществе
–
это
конституционно-правовые