Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9013

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

51 

 

корректировать  внутренние  процессы  и  структуры,  чтобы 
избежать разрушения. 

Политическая система и государственная политика 

Государственная  политика

  –  это  выражение  целей 

политической  системы  и  средств,  с  помощью  которых  они 
достигаются.  Традиционно  государственную  политику  делят  на 
внутреннюю и внешнюю. Если за основу берут сферу политико-
властного  воздействия,  то  выделяют  экономическую,  аграрную, 
экологическую  политику,  политику  в  области  здравоохранения, 
образования,  государственного  строительства  и  т.п.  Системный 
подход  позволяет  усилить  понимание  политики  как  выражения 
общественных  целей,  реализуемых  на  государственном  уровне. 
Поскольку  политическая  система  принимает  авторитетно-
властные  решения,  связанные  с  распределением  ценностей  в 
обществе, то государственная политика в первую очередь должна 
быть  направлена  на  добывание  необходимых  ресурсов.  Это 
экстракционная 

политика. 

Она 

включает 

в 

себя 

налогообложение,  призыв  граждан  на  государственную  службу 
(военную  и  гражданскую),  приобретение  государственной 
собственности  и  другие  меры,  направленные  на  приобретение 
материальных  и  человеческих  ресурсов.  Только  при  наличии 
определенных  ресурсов  политическая  система  может  выполнить 
функцию целедостижения. 

Дистрибутивная  политика  связана  с  распределением 

материальных  и  нематериальных  ценностей  в  обществе.  С  ее 
помощью  достигается  определенный  баланс  интересов,  а  также 
может  происходить  перераспределение  ценностей.  Налоговые 
меры  могут  иметь  своей  целью  укрепление  слоя  крупных 
собственников,  а  могут  быть  направлены  на  перераспределение 
доходов  от  более  зажиточной  части  общества  к  бедным. 
Социальные  программы  и  меры  по  защите  гражданских  прав 


background image

 

 

52 

 

способствуют  формированию  равенства  возможностей.  Курс  на 
приватизацию  создает  перспективу  для  возникновения  слоя 
собственников как массового, но может превратиться в практику 
ограбления народа, ведущую к маргинализации общества. 

Политика 

–  это  не  только  принятие  властных  решений, 

определение  целей  общественного  развития,  но  и  организация 
эффективного  коллективного  действия  для  достижения  общих 
целей. 

Поэтому 

регулирующая 

политика, 

призванная 

регулировать,  контролировать,  влиять  на  поведение  отдельных 
людей,  групп  в  обществе,  является  важнейшей  для  решения 
насущных 

и 

перспективных 

общественных 

проблем. 

Регулирующая  политика,  если  она  эффективна,  снижает 
общественные издержки принимаемых решений. 

Процедурная  политика  определяет  структуры,  связанные  с 

государственным  управлением  и  политической  системой. 
Процедурная  политика  устанавливает  полномочия  "ветвей 
власти",  механизм  избрания  и  назначения  должностных  лиц, 
определяет  властные  взаимоотношения  между  различными 
уровнями  и  отраслями  государственного  управления,  создает 
новые  бюрократические  структуры,  реорганизует  политические 
институты. Эта политика акцентирует внимание на том, кто и как 
принимает  политическое  решение,  каковы  процедуры  контроля, 
вырабатывает меры по укреплению центров власти, реализующих 
государственную политику. 

Жизнестойкость  политической  системы  зависит  от  ее 

способности 

изменяться 

в 

соответствии 

с 

новыми 

общественными процессами, формировать сплоченное общество, 
реальное  единство  интересов  и  целей  государства  и  народа. 
Эффективность  ее  функционирования  зависит  от  типа 
политического  режима,  от  того,  какое  отношение  общества 
складывается  к  его  политическому  устройству.  Глубокие 
преобразования  материальной  и  духовной  жизни  современного 
человечества  ведут  к  образованию  нового  динамичного  типа 


background image

 

 

53 

 

политической  системы  –  общества  с  более  свободными 
отношениями  между  государством  и  гражданами,  с  социальным 
контролем 

за 

политической 

жизнью, 

действующими 

демократическими правовыми нормами. 

Контрольные вопросы и задания по лекции №2: 

1.

 

В  чем  отличие  системного  подхода  к  изучению 

политических систем от институционального? 

2.

 

Дайте 

определение 

политической 

системы 

и 

охарактеризуйте ее предназначение. 

3.

 

Каковы основные компоненты политической системы? 

4.

 

Перечислите  и  охарактеризуйте  элементы  модели 

политической системы; предложенной Д.Истоном. 

5.

 

Какие  импульсы  поступают  на  "вход"  политической 

системы"? 

6.

 

Какие  функции  выполняются  на  "входе"  и  "выходе" 

политической системы? 

7.

 

Назовите  основные  элементы  политической  системы 

Республики Беларусь.  

 

Литература 

[5; 10; 12; 13; 29; 43; 59; 83


background image

 

 

54 

 

ЛЕКЦИЯ 3. ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ

 

Основные понятия: 

политический 

режим; 

тоталитарный 

режим; 

тоталитаризм;

 

авторитарный 

режим; 

авторитаризм; 

демократический 

режим; 

прямая 

демократия; 

представительная  демократия;  демократия;  тирания

;  и

дея 

автономии 

личности; 

плюралистические 

модели; 

коллективистские 

модели 

демократии; 

политическая 

система;  идеология;  "третий  сектор";  СМИ;  политическое 
поведение; права и свободы граждан. 

§1. Понятие и факторы дифференциации политического 

режима 

Понятие политического режима 

В  исследовании  политических  режимов  наибольший  опыт 

накопила 

западная 

политическая 

наука. 

Советское 

обществоведение  долго  уходило  от  этого  понятия  вообще, 
оперируя 

одним 

понятием 

– 

политическая 

система. 

Политический  режим  как  теоретическая  категория  существовал 
только  в  науке  о  государстве  и  праве,  в  тесной  взаимосвязи  с 
такими  категориями,  как  форма  правления  и  форма 
государственного устройства. После 1985 года в связи с началом 
распада  тоталитаризма  в  СССР  и  других  социалистических 
странах эта проблема выдвинулась в число самых актуальных как 
в политической теории, так и в политической практике. 

Следует,  однако,  отметить,  что,  несмотря  на  наличие 

большой  теоретической  базы  исследований  и  практического 
опыта различных стран, многие аспекты этой проблемы не имеют 
единого  решения  ни  в  западной,  ни  в  отечественной 


background image

 

 

55 

 

политической  науке.  В  научной  литературе  существует  большое 
количество определений политического режима. 

В  данном  случае  нет  необходимости  рассматривать  всю 

совокупность  взглядов  и  подходов,  однако  следует  обязательно 
обратить внимание на следующие факторы. 

В  государственно-правовой

  науке  политический  режим 

рассматривается  как  совокупность  средств  и  методов  в 
осуществлении  государственной  власти. 

В  политической  науке

 

понятие политического режима очень тесно связано с категорией 
"политическая система" и рассматривается, как правило, только в 
связи  с  особенностями  развития  и  функционирования 
политических  систем,  хотя  соотношение  этих  понятий  вызывает 
в  политической  науке  существенные  разногласия.  Иногда  их 
рассматривают  как  синонимы.  Иногда  понятие  политического 
режима  вообще  не  выделяют.  Иногда  политическую  систему  и 
политический режим разводят довольно далеко друг от друга. 

Дать  универсальное  определение  политического  режима 

достаточно 

сложно. 

Широкую 

известность 

приобрело 

определение,  данное  политологом  Ж.Л.Кермонном:  "Под 
политическим  режимом  понимается  совокупность  элементов 
идеологического,  институционального  и  социологического 
порядка,  способствующих  формированию  политической  власти 
данной страны на определенный период" (Цит. по: Политология. 
Часть  2.  Под  общ.  ред.  проф.  Ю.А.Северова.  Тула.  –  1994.  –  С. 
11). 

В научной литературе наиболее распространенным является 

подход,  согласно  которому  политический  режим  представляет 
собой 

функциональный  компонент  политической  системы

.  При 

таком  подходе  политический  режим  включает  в  себя  методы, 
способы,  направление  развития  политических  отношений.  В 
современном 

обществе 

– 

это 

конституционно-правовые