Файл: Politologia_Kurs_lektsy_Reshetnikov_2005.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 9008

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

36 

 

политической  системы  у  сторонников  институционализма 
являются  государство,  партии,  общественные  организации  и 
движения.  Однако  в  стороне  остаются  неинституциональные 
формы взаимодействия таких субъектов политики, как личность, 
малые социальные группы, различные группы интереса и группы 
давления.  Кроме  того,  политическая  система  как  целое  теряет 
свое значение в качестве предмета исследования. 

Системный 

подход

 

преодолевает 

правовую 

и 

институциональную ограниченность и обращает внимание на всю 
сферу  политической  деятельности  в  обществе.  Впервые 
применил системный подход к изучению общества американский 
политолог  и  социолог 

Талкотт  Парсонс

.  Его  концепция 

социальной  системы  оказалась  плодотворной  и  несла  в  себе 
огромный  познавательный  потенциал  для  политической  науки. 

Дэвид  Истон

  –  американский  ученый,  использовал  системный 

подход  в  политике.  Его  научная  деятельность  положила  начало 
системным теориям политики и политической власти. 

При  системном  подходе  главным  предметом  анализа 

является  не  институт,  а 

социальное  взаимодействие

  между 

индивидами  и  группами,  которые  осуществляют  определенные 
политические 

роли. 

Политические 

взаимодействия 

ориентированы  на  авторитетное  распределение  ценностей  в 
обществе. 

Политическая  система

  –  это  особая  реальность,  которая 

качественно отличается от других систем общества и развивается 
в соответствии с собственной логикой. 

Политическая 

система 

характеризуется 

властным 

верховенством. 

С 

помощью 

политической 

системы 

осуществляется  верховная  власть  в  обществе,  принимаются 
решения, обязательные для всех. 


background image

 

 

37 

 

Политическая  система  ориентирована  на  авторитетное 

распределение  ценностей  в  обществе,  причем  таким  образом, 
чтобы  достигнуть  баланса  интересов  и  сохранить  систему  как 
единое целое. Каждый субъект политической системы стремится 
реализовать свои интересы с помощью механизма политической 
власти, но делает это в контексте системной интеграции. Поэтому 
сущность  политического  взаимодействия  между  индивидами, 
группами,  организационными  структурами  заключается  в 
обеспечении достижения общих целей. Достижение общих целей 
политической системой происходит в условиях, когда различные 
политические  субъекты  преследуют  противоположные  цели, 
когда  существует  реальное  неравенство  в  контроле  за 
политическими  ресурсами  и  в  распределении  политического 
влияния. Общая цель, общий интерес не появляются произвольно 
из головы политической элиты или государственных чиновников, 
а становятся результатом взаимодействия политических влияний, 
сложным  компромиссом  между  требованиями  различных 
социальных групп. 

Обладая  властным  верховенством,  политическая  система 

является 

легитимной, 

поддерживающей 

порядок 

и 

преобразующей  системой  в  обществе.  Получая  импульсы  их 
окружающей  среды,  политическая  система  предпринимает 
действия, 

реализует 

определенные 

решения, 

чтобы 

адаптироваться 

к 

среде. 

Адаптация

 

– 

не 

простое 

приспособление  политической  системы  к  явлениям  жизни,  типа 
цветовой  мимикрии  хамелеона.  Адаптационная  реакция 
политической системы направлена на разумное изменение среды, 
либо  самой  системы,  либо  того  и  другого  вместе.  В  итоге 
политической  системе  удается  преобразовать  различные 
воздействия, которые создают для нее напряжение. 


background image

 

 

38 

 

Политическая  система  претендует  на  конечный  контроль 

над  применением  физического  принуждения,  на  законное  право 
наказывать,  подчинять,  выносить  обязывающие  решения.  Это 
связано  с  наличием  государства  как  основного  элемента 
политической  системы.  Поэтому  политическую  систему  иногда 
определяют  как  совокупность  отношений,  охватывающих 
управление  государством  и  все  политические  процессы  в  нем. 
Однако  представители  системного  подхода  дают  термину 
политическая  система  более  обширное  толкование,  не 
ассоциируя  его  с  государственным  управлением,  а  охватывая 
всех  лиц  и  все  институты,  участвующие  в  политических 
отношениях. Политическая система характеризуется как система 
социальных  взаимодействий,  направленных  на  целедостижение, 
интеграцию  и  адаптацию  внутри  общества  посредством 
применения более или менее легитимного принуждения. 

Компоненты политической системы 

Политическая система имеет определенные компоненты, без 

которых  невозможно  ее  существование.  Прежде  всего,  это 

политическое  сообщество

  –  совокупность  людей,  стоящих  на 

разных  ступенях  политической  иерархии,  но  связанных  вместе 
определенной  политической  культурой,  знаниями  о  политике, 
историей  страны,  традициями  и  ценностными  ориентациями,  а 
также  чувствами  в  отношении  политической  системы  и  целей 
правления. 

Второй  необходимый  компонент  – 

должностные  лица

решения  которых  признаются  политическим  сообществом  как 
обязательные. 

Должностные 

лица 

персонифицируют 

должностные посты, они – основа политической власти, правят и 
действуют  от  имени  и  в  пользу  системы.  Существует  два  слоя 
должностных  лиц.  Первый  –  должностные  лица,  занимающие 


background image

 

 

39 

 

посты  в  общесистемной  иерархии,  имеющей  более  общий 
характер.  Это  президент,  глава  правительства,  министры,  глава 
администрации  президента,  губернаторы  и  т.п.  Второй  слой  – 
лица,  выполняющие  исполнительную  работу  специального 
профиля,  а  также  исполнители  –  посредники,  т.е.  чиновники, 
которые 

должны 

беспристрастно 

управлять, 

точно 

и 

добросовестно  выполнять  приказы,  распоряжения,  крепить 
государственную  дисциплину  и  служить  государственному 
интересу в соответствии с законом. 

Третий  компонент  – 

правовые  нормы  и  нормы 

политической  этики

,  которые  регулируют  работу  системы, 

методы,  способы  осуществления  политической  власти.  Данный 
компонент находит свое выражение в политическом режиме. 

Четвертый  компонент  – 

территория

,  которая  выполняет 

связующую роль и имеет определенные границы. Территория как 
компонент  политической  системы  не  обязательно  равнозначна 
государству.  Город,  городской  или  сельский  район  с  их 
политическим  сообществом,  органами  местного  управления, 
территорией – это тоже политическая система. 

Политическая система обладает определенной структурой – 

устойчивыми  элементами  и  устойчивыми  связями  между  этими 
элементами.  Политические  системы  могут  иметь  сложную  или 
простую структуру. Это зависит  от институтов, входящих в  нее, 
степени  дифференциации  и  специализации  элементов  системы, 
глубины политического разделения труда. Политические системы 
традиционно  патриархального  типа  характеризуются  слабой 
дифференциацией. 

Современные 

политические 

системы 

отличаются  сложной  дифференциацией.  Они  имеют  широкую 
базу  структур,  принимающих  решения  или  влияющих  на 
принятие  решений:  разветвленный  государственный  аппарат, 


background image

 

 

40 

 

группы  интереса,  политические  партии,  ассоциации,  средства 
массовой информации и т.п. 

Политические  структуры  включают  в  себя  различные 

организации,  как  собственно  политические  –  государство, 
политические партии, так и неполитического характера, которые 
могут преследовать серьезные политические интересы, например, 
профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие. 

Политические структуры

 – это не только организации, но 

и устойчивые отношения, взаимодействия различных участников 
политики – политических актеров, которые играют определенные 
роли.  Депутаты  парламента,  судьи,  избиратели,  партийные 
функционеры  –  это  все  роли,  тесно  взаимосвязанные  между 
собой  в  политике  и  составляющие  структуру  политической 
системы. Политическая система таким образом – это устойчивое 
взаимодействие ролевых структур. 

Политическим 

структурам 

присуща 

определенная 

устойчивость. В отличие от быстрых изменений – процессов или 
функций, структурные изменения происходят медленно. Быстрое 
преобразование  политических  структур  или  их  слом  характерны 
для периода революций и несут в себе значительные социальные 
издержки.  Политические  системы  в  это  время  отличаются 
нестабильностью.  Антагонистические  аспекты  политических 
интересов доминируют над интеграционными. 

В  политической  системе  социальные  группы  стремятся 

реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть 
дает  возможность  конкурирующим  группам  распределять 
ценности,  блага  в  соответствии  с  весомостью  их  влияния. 
Политическая  сфера,  как  отмечал  американский  политолог 
Г.Лассуэлл, отвечает на вопросы, кто и что получает, когда и как? 
Конкретная политика, т.е. принятие решений и их реализация на