ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6526
Скачиваний: 11
181
постоянные
объединения
межправительственного
и
неправительственного
характера,
созданные
на
основе
международного соглашения (устава, статута или иного
учредительного
документа)
для
содействия
решению
международных проблем и развития сотрудничества государств.
Международные
организации
классифицируются
по
различным основаниям.
По характеру членства выделяются
межгосударственные
(межправительственные – МПО) и
неправительственные
(НПО)
организации.
Для
межгосударственной
организации
характерны
следующие
признаки:
членство
государств,
наличие
учредительного международного договора, постоянных органов,
уважение суверенитета государств-членов.
Типологии МПО
:
по
геополитическому
признаку
:
универсальные
(ООН),
межрегиональные (Организация Исламская Конференция),
региональные (ОБСЕ, СНГ), субрегиональные (Бенилюкс);
по
направлениям
деятельности
:
общецелевые
(ООН),
экономические (Европейская Ассоциация Свободной торговли
– ЕАСТ), военно-политические (НАТО), финансовые (МВФ,
Всемирный
банк),
научно-технические
(Международное
Агентство
по
Атомной
Энергии
–
МАГАТЭ),
правоохранительные (Международная Организация Уголовной
Полиции – «Интерпол») и др.;
по характеру полномочий:
межгосударственные (их цель –
организация международного сотрудничества, принимаемые
решения
адресуются
государствам-членам)
и
надгосударственные (цель которых – развитие интеграции,
принимаемые решения распространяются непосредственно на
граждан и юридические лица государств – членов организации
(например, ЕС));
по порядку вступления
бывают открытые (любое государство
по своему желанию может стать их членом) и закрытые (прием
в
члены
осуществляется
с
согласия
первоначальных
учредителей).
Особый тип постоянного международного объединения
182
представляет Движение неприсоединения. Его организационная
структура имеет признаки, свойственные международным
организациям, в то же время, отличаясь от них по ряду
показателей (от первых – постоянным характером и решением
широкого круга международных проблем, от вторых –
отсутствием постоянного руководства, бюджета, штаб-квартиры).
НПО
возникают в результате объединения физических и
(или) юридических лиц, деятельность которых осуществляется
вне рамок официальной внешней политики государств. Такие
организации отвечают трем критериям: международный характер
их состава и целей; частный, т.е. негосударственный характер
учредительства; добровольный характер их деятельности.
В 90-е гг. XX в. большое распространение получили
трансрегиональные объединения, включающие международные
организации различных географических регионов (ЕС – АСЕАН,
ЕС - МЕРКОСУР и др.).
Другими
участниками
международных
отношений,
способными вносить определенные изменения в них, являются в
настоящее время национально-освободительные, сепаратистские
движения, террористические организации (Аль Каида Бен-
Ладана, Ирландская республиканская армия – ИРА, Организация
освобождения Палестины – ООП), региональные и местные
администрации, отдельные лица. Их деятельность нередко
порождает феномены «дикой» и «субнациональной» дипломатии
–
трансграничных
связей,
осуществляемых
без
участия
государства.
2. Современная система международных отношений
Система международных отношений
–
это определенная
совокупность
международных
акторов
–
государств
и
международных
организаций,
–
которые
постоянно
взаимодействуют между собой и средой своего окружения и
образуют устойчивую целостность.
Формирование
европейской
системы
международных
отношений происходило на рубеже средневековья и Нового
времени (XVI в). Важнейшими
предпосылками
процесса были:
1)
расширение
потенциального
пространства
международной политики как следствие Великих географических
183
открытий конца XV – начала XVI в.;
2) возникновение мировой системы международных
экономических отношений;
3) интенсификация различных форм международных
отношений;
4) образование крупных национальных государств.
За точку отсчета зарождения системы международных
отношений принимается завершение «тридцатилетней войны» в
Европе и заключение Вестфальского мирного договора 1648 г.
Вестфальскую
эпоху
(или
систему)
международных
отношений разбивают на несколько этапов (или подсистем):
систему англо-французского соперничества в Европе и борьбы за
колонии в XVII – XVIII вв.; систему «европейского концерта
наций
»
или Венского конгресса в XIX в.; более глобальную по
географии Версальско-Вашингтонскую систему между двумя
мировыми войнами; наконец, систему холодной войны, или, по
определению
некоторых
ученых,
Ялтинско-Потсдамскую.
Очевидно, что во второй половине 80-х – начале 90-х гг. XX в. в
международных
отношениях
произошли
кардинальные
изменения, которые позволяют говорить о завершении холодной
войны
и
формировании
новых
системообразующих
закономерностей.
В последнее время, повышенное внимание уделяется
проблемам взаимозависимости и глобализации мира, общему
знаменателю национальных составляющих мировой политики,
регионализму. Экономизация мировой политики и формирование
нового качества мировой экономики становятся важными
параметрами формирующейся сегодня системы международных
отношений.
Подводя итог, можно сказать, что процесс формирования
единого мирового сообщества, глобальная волна демократизации,
новое
качество
мировой
экономики,
радикальная
демилитаризация и изменение вектора применения силы,
появление новых, негосударственных, субъектов мировой
политики,
интернационализация
духовной
сферы
жизнедеятельности
человечества
и
вызовов
мировому
сообществу дают основания для предположения о формировании
новой системы международных отношений, отличной не только
184
от существовавшей в период холодной войны, но во многом и от
традиционной Вестфальской системы. Судя по всему, не
окончание холодной войны породило новые тенденции в
мировой политике – оно только усилило их. Скорее, именно
новые
трансцендентные
процессы
в
области
политики,
экономики, безопасности и духовной сфере, зародившиеся в
период
холодной
войны,
взорвали
прежнюю
систему
международных отношений и формируют ее новое качество.
ТЕМА 19. Мировая политика и глобальные проблемы
современности
1. Внешняя политика, ее цели и функции
Внешняя политика
–
э
то деятельность государства на
международной арене, регулирующая его отношения с другими
субъектами внешнеполитической деятельности: государствами,
зарубежными партиями, иными общественными объединениями,
международными организациями. Внешнеполитический курс
любого государства определяется, главным образом, характером
его внутренней политики, и в то же время существенно влияет на
внутреннюю политику. В конечном итоге и внутренняя, и
внешняя политика решают одну задачу – сохранения и упрочения
существующей в государстве системы общественных отношений.
В основе внешней политики любого государства лежат
национальные, или национально-государственные интересы,
которые, в свою очередь, обусловлены нуждами, потребностями
национальной общности. Национальный интерес содержит два
основных элемента:
центральный
или коренной (постоянный) и
актуальный
(преходящий).
Традиционно
понимаемый
коренной
национальный
интерес
включает три основных элемента: безопасность
территории, населения и государственных институтов –
«
интересы
национальной
безопасности
»;
экономическое
процветание и развитие страны – «
национальные экономические
интересы
»; упрочение международного авторитета и позиции
государства – «
интерес в мировом порядке
».
Преходящие интересы
– это актуальные проблемы, на
185
решение
которых
направлена
в
данный
момент
внешнеполитическая деятельность государства. Преходящие
интересы
в
политической
науке
рассматриваются
как
четырехступенчатая шкала приоритетов государства: «
интересы
выживания
»
–
проблемы,
связанные
с
устранением
непосредственной угрозы вторжения на территорию страны либо
массированной ее атаки с воздуха или космоса; «
жизненные
интересы
» – проблемы предотвращения вероятности серьезного
ущерба безопасности и благосостояния нации; «
важные
интересы
» – это такие проблемы, которые связаны с
потенциально серьезным ущербом, если не будут предприняты
меры в отношении нежелательного для государства развития
событий внутри страны и за границей; «
периферийные, или
мелкие, интересы
» – проблемы локального характера, не
оказывающие какого-либо существенного воздействия на
позиции государства в мире.
Практическая значимость внешней политики выражается
через ее функции, общие для всех государств: охранительную,
представительно-информационную,
идеологическую,
координацию усилий государств по решению глобальных
проблем, торгово-организаторскую.
На основе интересов государства формулируются
цели
внешней
политики
государства.
Достижение
целей
обеспечивается путем применения разнообразных
средств
. К
ним относятся информационно-пропагандистские, политические,
экономические, военные. Помимо означенной типологии иногда
выделяют также два полюса типологии средств – насилие и
переговоры.
Конкретным проявлением насилия как политического
средства является война. Переговоры как средство находят свое
выражение в
дипломатии
– искусстве ведения переговоров и
поиска взаимоприемлемых решений в целях предотвращения или
регулирования международных конфликтов, расширения и
углубления сотрудничества.
2. История внешней политики Республики Беларусь
Существовавшие на территории Беларуси Полоцкое,
Туровское и другие княжества (IХ-ХIII вв.), Великое Княжество