ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.11.2019
Просмотров: 6523
Скачиваний: 11
186
Литовское, Русское и Жемойтское (середина ХIII-ХVIII вв.),
Белорусская Народная Республика (1918-1925 гг.), Белорусская
Советская
Социалистическая
Республика
(1919-1990
гг.)
проводили активную внешнюю политику.
Конец 80-х – начало 90-х гг. ознаменовались распадом
социалистического лагеря и СССР, что, в свою очередь, привело
к
окончанию
двухполюсного
миропорядка.
Проблемами
глобального масштаба стали геополитическая перегруппировка
сил в Европе, судьба ядерного оружия бывшего Советского
Союза, размещенного в отдельных странах СНГ, экономический
кризис в новых независимых государствах, гражданская
нестабильность, поиск новых ориентиров в мировой политике.
Принятие Верховным Советом БССР 27 июля 1990 г.
Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание
ей 25 августа 1991 г. конституционного статуса, провозглашение
экономической и политической независимости Беларуси открыли
качественно новый период международной деятельности страны.
Перед ней встала задача утвердиться экономически и
политически на международной арене. Накопление и осмысление
собственного опыта в международных связях необходимо
Беларуси как независимому государству, развивающемуся в
постсоветском и европейском пространстве.
Республика Беларусь
получила
возможность
самостоятельно
определять
свою
внешнюю и внутреннюю политику, разрабатывать нормативно-
правовые основы международных взаимоотношений, заключать
соглашения с зарубежными странами и международными
организациями, формировать механизм их реализации.
Основные принципы, цели и задачи внешней политики
Республики Беларусь получили законодательное закрепление в
законе «Об утверждении Основных направлений внутренней и
внешней политики Республики Беларусь», подписанном 14
ноября 2005 г. президентом Республики Беларусь.
Основными принципами белорусской внешней политики
являются:
соответствие
внешнеполитических
целей
национальным ресурсам, приоритет общепризнанных принципов
и
норм
международного
права, развитие
всестороннего
сотрудничества
с
иностранными
государствами
и
международными
организациями,
следование
политике
187
демилитаризации международных отношений. Стратегические
цели внешней политики Беларуси: защита суверенитета и
независимости государства; защита интересов граждан и
государства; сохранение безъядерного статуса. Среди основных
задач белорусской внешней политики: создание внешних условий
для
повышения
благосостояния
народа;
укрепление
политического, экономического, культурного и духовного
потенциала государства; равноправная интеграция Беларуси в
мировое политическое, экономическое, научное, культурное и
информационное
пространство;
содействие
в
построении
стабильного, справедливого, демократического миропорядка,
основанного
на
принципах
международного
права;
формирование добрососедских отношений с пограничными
государствами; защита прав и интересов белорусских граждан
зарубежом.
Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на
международной арене является принцип многовекторности,
сбалансированности
внешнеполитических
направлений,
доказавший свою эффективность и жизнеспособность.
В настоящее время Республика Беларусь поддерживает
дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из
которых открыто 53 дипломатических представительства. В их
числе 44 посольства, 2 постоянных представительства при
международных организациях, 6 генеральных консульств и 1
консульство. За границей также функционируют 12 отделений
посольств Республики Беларусь.
Иностранные государства представлены в Беларуси 35
посольствами, 2 отделениями посольств, 1 торгпредством, 17
консульскими учреждениями (включая почетных консулов);
международные организации – 12 представительствами. По
совместительству в Республике Беларусь аккредитовано 87
иностранных диппредставительств.
В настоящее время Республикой Беларусь осуществляется
исполнение 2787 международных договоров. Из них 1444 –
двусторонние, 1343 – многосторонние договоры.
Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь
– страны-соседи.
Основным
экономическим
и
торговым
партнером
188
Республики Беларусь остается Российская Федерация. На долю
России приходится более половины общего объема внешней
торговли Республики Беларусь. В свою очередь, Республика
Беларусь также является одним из основных торговых партнеров
Российской
Федерации
и
занимает
второе
место
во
внешнеторговом обороте России, уступая лишь Германии.
Следующий приоритет на данном направлении внешней
политики Республики Беларусь – партнеры по СНГ.
Беларусь
придает
большое
значение
развитию
интеграционных образований на постсоветском пространстве,
прежде
всего,
ЕврАзЭС
(Евразийское
экономическое
сообщество) и ОДКБ (Организация Договора о коллективной
безопасности).
Это
наиболее
динамично
развивающиеся
организации с большой перспективой.
Европейский вектор является одним из приоритетных
направлений
внешней
политики
Республики
Беларусь.
Дипломатические отношения между Республикой Беларусь и
Европейским союзом были установлены в августе 1992 г.
Несмотря на существующие на сегодняшний день проблемы в
политической сфере, экономические контакты со странами ЕС
развиваются
довольно
динамично.
Наиболее
эффективно
торгово-экономические
связи
развиваются
с
Германией,
Польшей, Литвой, Латвией, Великобританией, Голландией,
Италией, Францией, Бельгией. Такие взаимные объективные
интересы как трансграничное сотрудничество, борьба с
преступностью,
стратегический
транзит,
поддержание
региональных
контактов,
экологическое,
культурное
взаимодействие служат дополнительным мотивом для развития
конструктивных отношений между Республикой Беларусь и
Европейским союзом в указанных сферах.
В качестве одного из перспективных направлений внешней
политики Беларуси выступает азиатско-африканский вектор –
Китай, Индия, Вьетнам, Иран, Республика Корея, Япония, Сирия,
Ливия,
Саудовская
Аравия,
Египет,
Южно-Африканская
Республика,
страны
Персидского
залива.
Наработанные
политические контакты, прогнозируемый экономический рост
Китая, Индии и других стран Юго-Восточной Азии, их высокая
платежеспособность создают предпосылки для серьезного
189
наращивания
торгово-экономического
сотрудничества
и
успешной реализации национальных внешнеполитических задач.
К
середине
2006
г.
установлены
дипломатические
отношения с 81 страной региона (из 105). Несмотря на наличие
всего 12 посольств в странах Азии и Африки, Беларусь
поддерживает достаточно активное сотрудничество и тесно
взаимодействует с почти 60 странами региона.
На качественно новый уровень выходят отношения
Республики
Беларусь
со
странами
Латинской
Америки.
Республика сотрудничает с 28 из 33 стран региона. Эффективно
развиваются отношения с Кубой, Бразилией и Аргентиной,
Венесуэлой, Мексикой, Чили, Эквадором, Панамой, Перу, Коста-
Рикой.
Значительная часть политического диалога Республики
Беларусь со странами Запада сосредоточена в рамках ОБСЕ.
Республика Беларусь является полноправным участником Совета
Евро-Атлантического партнерства (объединяет государства-
члены и партнеры НАТО) и программы «Партнерство ради
мира».
Являясь одним из государств-основателей Организации
Объединенных Наций, Республика Беларусь поддерживает
политику ООН.
Беларусь вошла в число стран-лидеров борьбы с
одной из самых острых проблем современности – торговлей
людьми.
Республика Беларусь – лидер в таких вопросах, как
борьба с любыми проявлениями неонацизма, чернобыльская
проблематика. Беларусь присоединилась ко всем без исключения
конвенциям ООН по борьбе с терроризмом, остается их
ответственным
участником,
твердым
противником
распространения оружия массового уничтожения, инициатором
резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия.
В Беларуси аккредитован по совместительству Глава
Представительства Европейской комиссии в Украине и Молдове.
В Минске действует Отделение Представительства ЕК «ТАСИС-
офис».
В
период,
последовавший
за
установлением
дипломатических отношений, взаимодействие двух сторон
поступательно развивалось. Начиная с 1991 г. в Республике
Беларусь было реализовано более 200 проектов ТАСИС
190
совокупным бюджетом более 150 млн. евро.
Таким образом, в постсоветский период Республика
Беларусь занимает важное место в системе европейского
сотрудничества, что определяется, в первую очередь, ее
географическим положением на пересечении торговых и
транзитных путей, потенциальной ролью посредника между
Востоком и Западом.
3. Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы
– это совокупность наиболее острых
мировых проблем, затрагивающих жизненные интересы всего
человечества и требующие для своего разрешения согласованных
коллективных усилий всех народов и государств, всего мирового
сообщества.
Понятие
«глобальные проблемы»
в современном его
значении вошло в научный оборот в середине 60-х гг. ХХ в.
Согласно выявленным и обобщенным критериям, к глобальным
современная наука относит проблемы, которые:
затрагивают жизненные интересы всего человечества, всех
государств и народов, каждого отдельного жителя планеты;
выступают в качестве объективного фактора развития
современной цивилизации, приобретают всемирный характер;
угрожают не только позитивному развития человечества, но и
гибелью
цивилизации,
если
не
будут
найдены
конструктивные пути их преодоления;
требуют для своего разрешения коллективных усилий всех
государств и народов, всего мирового сообщества.
Глобальные проблемы характеризуются планетарными
масштабами проявления, большой остротой, комплексностью,
динамизмом. В этом контексте ученые отдают приоритет, прежде
всего,
следующим
глобальным
проблемам:
опасность
возникновения ядерной войны, сохранение мира во всем мире,
охрана окружающей среды, этнополитическая, энергетическая,
сырьевая, продовольственная и демографическая проблемы,
мирное освоение космоса и богатств Мирового океана,
преодоление экономического отставания многих освободившихся
стран, ликвидация опасных болезней.