ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.11.2019

Просмотров: 6523

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

186 

Литовское,  Русское  и  Жемойтское  (середина  ХIII-ХVIII  вв.), 
Белорусская  Народная  Республика  (1918-1925  гг.),  Белорусская 
Советская 

Социалистическая 

Республика 

(1919-1990 

гг.) 

проводили активную внешнюю политику. 

Конец  80-х  –  начало  90-х  гг.  ознаменовались  распадом 

социалистического лагеря и СССР, что, в свою очередь, привело 
к 

окончанию 

двухполюсного 

миропорядка. 

Проблемами 

глобального  масштаба  стали  геополитическая  перегруппировка 
сил  в  Европе,  судьба  ядерного  оружия  бывшего  Советского 
Союза,  размещенного  в  отдельных  странах  СНГ,  экономический 
кризис  в  новых  независимых  государствах,  гражданская 
нестабильность, поиск новых ориентиров в мировой политике. 

Принятие  Верховным  Советом  БССР  27  июля  1990  г. 

Декларации о государственном суверенитете Беларуси, придание 
ей 25 августа 1991 г. конституционного статуса, провозглашение 
экономической и политической независимости Беларуси открыли 
качественно новый период международной деятельности страны. 
Перед  ней  встала  задача  утвердиться  экономически  и 
политически на международной арене. Накопление и осмысление 
собственного  опыта  в  международных  связях  необходимо 
Беларуси  как  независимому  государству,  развивающемуся  в 
постсоветском и европейском пространстве.

 

Республика Беларусь 

получила 

возможность 

самостоятельно 

определять 

свою 

внешнюю  и  внутреннюю  политику,  разрабатывать  нормативно-
правовые  основы  международных  взаимоотношений,  заключать 
соглашения  с  зарубежными  странами  и  международными 
организациями, формировать механизм их реализации. 

Основные  принципы,  цели  и  задачи  внешней  политики 

Республики  Беларусь  получили  законодательное  закрепление  в 
законе  «Об  утверждении  Основных  направлений  внутренней  и 
внешней  политики  Республики  Беларусь»,  подписанном  14 
ноября 2005 г. президентом Республики Беларусь. 

Основными  принципами  белорусской  внешней  политики 

являются: 

соответствие 

внешнеполитических 

целей 

национальным ресурсам, приоритет общепризнанных принципов 
и 

норм 

международного 

права,  развитие 

всестороннего 

сотрудничества 

с 

иностранными 

государствами 

и 

международными 

организациями, 

следование 

политике 


background image

 

187 

демилитаризации  международных  отношений.  Стратегические 
цели  внешней  политики  Беларуси:  защита  суверенитета  и 
независимости  государства;  защита  интересов  граждан  и 
государства;  сохранение  безъядерного  статуса.  Среди  основных 
задач белорусской внешней политики: создание внешних условий 
для 

повышения 

благосостояния 

народа; 

укрепление 

политического,  экономического,  культурного  и  духовного 
потенциала  государства;  равноправная  интеграция  Беларуси  в 
мировое  политическое,  экономическое,  научное,  культурное  и 
информационное 

пространство; 

содействие 

в 

построении 

стабильного,  справедливого,  демократического  миропорядка, 
основанного 

на 

принципах 

международного 

права; 

формирование  добрососедских  отношений  с  пограничными 
государствами;  защита  прав  и  интересов  белорусских  граждан 
зарубежом. 

Базовым  принципом  стратегии  Республики  Беларусь  на 

международной  арене  является  принцип  многовекторности, 
сбалансированности 

внешнеполитических 

направлений, 

доказавший свою эффективность и жизнеспособность.  

В  настоящее  время  Республика  Беларусь  поддерживает 

дипломатические отношения со 154 государствами мира, в 46 из 
которых  открыто  53  дипломатических  представительства.  В  их 
числе  44  посольства,  2  постоянных  представительства  при 
международных  организациях,  6  генеральных  консульств  и  1 
консульство.  За  границей  также  функционируют  12  отделений 
посольств Республики Беларусь. 

Иностранные  государства  представлены  в  Беларуси  35 

посольствами,  2  отделениями  посольств,  1  торгпредством,  17 
консульскими  учреждениями  (включая  почетных  консулов); 
международные  организации  –  12  представительствами.  По 
совместительству  в  Республике  Беларусь  аккредитовано  87 
иностранных диппредставительств. 

В  настоящее  время  Республикой  Беларусь  осуществляется 

исполнение  2787  международных  договоров.  Из  них  1444  – 
двусторонние, 1343 – многосторонние договоры. 

Главный приоритет внешней политики Республики Беларусь 

– страны-соседи. 

Основным 

экономическим 

и 

торговым 

партнером 


background image

 

188 

Республики  Беларусь  остается  Российская  Федерация.  На  долю 
России  приходится  более  половины  общего  объема  внешней 
торговли  Республики  Беларусь.  В  свою  очередь,  Республика 
Беларусь также является одним из основных торговых партнеров 
Российской 

Федерации 

и 

занимает 

второе 

место 

во 

внешнеторговом обороте России, уступая лишь Германии. 

Следующий  приоритет  на  данном  направлении  внешней 

политики Республики Беларусь – партнеры по СНГ. 

Беларусь 

придает 

большое 

значение 

развитию 

интеграционных  образований  на  постсоветском  пространстве, 
прежде 

всего,

 

ЕврАзЭС 

(Евразийское 

экономическое 

сообщество)  и  ОДКБ  (Организация  Договора  о  коллективной 
безопасности). 

Это 

наиболее 

динамично 

развивающиеся 

организации с большой перспективой. 

Европейский  вектор  является  одним  из  приоритетных 

направлений 

внешней 

политики 

Республики 

Беларусь. 

Дипломатические  отношения  между  Республикой  Беларусь  и 
Европейским  союзом  были  установлены  в  августе  1992  г. 
Несмотря  на  существующие  на  сегодняшний  день  проблемы  в 
политической  сфере,  экономические  контакты  со  странами  ЕС 
развиваются 

довольно 

динамично. 

Наиболее 

эффективно 

торгово-экономические 

связи 

развиваются 

с 

Германией, 

Польшей,  Литвой,  Латвией,  Великобританией,  Голландией, 
Италией,  Францией,  Бельгией.  Такие  взаимные  объективные 
интересы  как  трансграничное  сотрудничество,  борьба  с 
преступностью, 

стратегический 

транзит, 

поддержание 

региональных 

контактов, 

экологическое, 

культурное 

взаимодействие  служат  дополнительным  мотивом  для  развития 
конструктивных  отношений  между  Республикой  Беларусь  и 
Европейским союзом в указанных сферах. 

В  качестве  одного  из  перспективных  направлений  внешней 

политики  Беларуси  выступает  азиатско-африканский  вектор  – 
Китай, Индия, Вьетнам, Иран, Республика Корея, Япония, Сирия, 
Ливия, 

Саудовская 

Аравия, 

Египет, 

Южно-Африканская 

Республика, 

страны 

Персидского 

залива. 

Наработанные 

политические  контакты,  прогнозируемый  экономический  рост 
Китая,  Индии  и  других  стран  Юго-Восточной  Азии,  их  высокая 
платежеспособность  создают  предпосылки  для  серьезного 


background image

 

189 

наращивания 

торгово-экономического 

сотрудничества 

и 

успешной реализации национальных внешнеполитических задач.  

К 

середине 

2006 

г. 

установлены 

дипломатические 

отношения  с  81  страной  региона  (из  105).  Несмотря  на  наличие 
всего  12  посольств  в  странах  Азии  и  Африки,  Беларусь 
поддерживает  достаточно  активное  сотрудничество  и  тесно 
взаимодействует с почти 60 странами региона. 

На  качественно  новый  уровень  выходят  отношения 

Республики 

Беларусь 

со 

странами 

Латинской 

Америки. 

Республика  сотрудничает  с  28  из  33  стран  региона.  Эффективно 
развиваются  отношения  с  Кубой,  Бразилией  и  Аргентиной, 
Венесуэлой, Мексикой, Чили, Эквадором, Панамой, Перу, Коста-
Рикой.  

Значительная  часть  политического  диалога  Республики 

Беларусь  со  странами  Запада  сосредоточена  в  рамках  ОБСЕ. 
Республика Беларусь является полноправным участником Совета 
Евро-Атлантического  партнерства  (объединяет  государства-
члены  и  партнеры  НАТО)  и  программы  «Партнерство  ради 
мира».  

Являясь  одним  из  государств-основателей  Организации 

Объединенных  Наций,  Республика  Беларусь  поддерживает 
политику  ООН.

 

Беларусь  вошла  в число  стран-лидеров  борьбы  с 

одной  из  самых  острых  проблем  современности  –  торговлей 
людьми.

 

Республика  Беларусь  –  лидер  в  таких  вопросах,  как 

борьба  с  любыми  проявлениями  неонацизма,  чернобыльская 
проблематика. Беларусь присоединилась ко всем без исключения 
конвенциям  ООН  по  борьбе  с  терроризмом,  остается  их 
ответственным 

участником, 

твердым 

противником 

распространения  оружия  массового  уничтожения,  инициатором 
резолюции ООН о запрете создания новых систем такого оружия. 

В  Беларуси  аккредитован  по  совместительству  Глава 

Представительства Европейской комиссии в Украине и Молдове. 
В Минске действует Отделение Представительства ЕК «ТАСИС-
офис». 

В 

период, 

последовавший 

за 

установлением 

дипломатических  отношений,  взаимодействие  двух  сторон 
поступательно  развивалось.  Начиная  с  1991  г.  в  Республике 
Беларусь  было  реализовано  более  200  проектов  ТАСИС 


background image

 

190 

совокупным бюджетом более 150 млн. евро. 

Таким  образом,  в  постсоветский  период  Республика 

Беларусь  занимает  важное  место  в  системе  европейского 
сотрудничества,  что  определяется,  в  первую  очередь,  ее 
географическим  положением  на  пересечении  торговых  и 
транзитных  путей,  потенциальной  ролью  посредника  между 
Востоком и Западом. 
 

3. Глобальные проблемы современности 

Глобальные проблемы

 – это совокупность наиболее острых 

мировых  проблем,  затрагивающих  жизненные  интересы  всего 
человечества и требующие для своего разрешения согласованных 
коллективных усилий всех народов и государств, всего мирового 
сообщества. 

Понятие

  «глобальные  проблемы»

  в  современном  его 

значении  вошло  в  научный  оборот  в  середине  60-х  гг.  ХХ  в. 
Согласно  выявленным  и  обобщенным  критериям,  к  глобальным 
современная наука относит проблемы, которые: 

 

затрагивают  жизненные  интересы  всего  человечества,  всех 
государств и народов, каждого отдельного жителя планеты; 

 

выступают  в  качестве  объективного  фактора  развития 
современной цивилизации, приобретают всемирный характер; 

 

угрожают не только позитивному развития человечества, но и 
гибелью 

цивилизации, 

если 

не 

будут 

найдены 

конструктивные пути их преодоления; 

 

требуют  для  своего  разрешения  коллективных  усилий  всех 
государств и народов, всего мирового сообщества. 

Глобальные  проблемы  характеризуются  планетарными 

масштабами  проявления,  большой  остротой,  комплексностью, 
динамизмом. В этом контексте ученые отдают приоритет, прежде 
всего, 

следующим 

глобальным 

проблемам: 

опасность 

возникновения  ядерной  войны,  сохранение  мира  во  всем  мире, 
охрана  окружающей  среды,  этнополитическая,  энергетическая, 
сырьевая,  продовольственная  и  демографическая  проблемы, 
мирное  освоение  космоса  и  богатств  Мирового  океана, 
преодоление экономического отставания многих освободившихся 
стран, ликвидация опасных болезней.