ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.11.2019

Просмотров: 811

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Следующий период творчества Платона связан с постепенным изменением содержания и способа философствования Платона. Он отходит от собственного сократического «этического идеализма» и закладывает основы объективного идеализма. Объективно-идеалистическая концепция Платона весьма тесно связана с острой критикой «линии Демокрита», т.е. всех материалистических воззрений, которые встречались в античной философии.

Платон дает цельное изложение своей системы в работе «Закон» («Политея»), где его философские, политические, этические и эстетические взгляды объединяются в единое целое.

Большое внимание в этот период Платон уделяет вопросам метода познания идеи.

Третий, заключительный период творчества Платона, характеризуется объединением теории «идей» с пифагорейской мистикой чисел.

В трудах Платона отражены почти все элементы прежних идеалистических философских учений. Однако по сравнению с ними философия Платона является качественно более высокой ступенью развития идеалистической мысли. Идеализм до Платона проявлялся лишь «в намеках» и во многом носил интуитивный характер. Платон же создает рациональную идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами.

Основной вопрос философии он решает идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является, согласно Платону, лишь «тенью» и производен от мира идей, т.е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются, идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Идеи – это подлинное, действительное бытие.

Идею Платон отрывает от реальных предметов, абсолютизирует и провозглашает априорной (доопытной) по отношению к ним же. Идеи суть подлинные сущности, существуют вне материального мира и не зависят от него, объективны, материальный мир им лишь подчинен. В этом – ядро объективного идеализма Платона.

Платон впервые ввел в философию понятие «материя», которую понимал как возможность любых геометрических фигур, отождествляя с пространством.

Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) является важной частью философского учения Платона. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которых отражены определенные образцы – идеи.

Много внимания Платон уделяет вопросу «иерархизации идей». Эта иерархизация представляет определенную упорядоченную систему объективного идеализма. Выше всего стоит, по Платону, идея красоты и добра. Наиболее подробно учение Платона об идеях разработано в работах «Пир», «Закон», «Федон», «Федр».

В царство идей вводится движение и развитие. «Диалектика понятий определяет диалектику вещей».

Последовательно идеалистическую позицию занимает Платон и в вопросах теории познания. Платон отрывает чувственное познание от рационального. Чувственное познание, предметом которого является материальный мир, выступает как вторичное, несущественное, потому что информирует нас лишь о кажущемся бытии, но ни в коем случае не о бытии подлинном. Истинное, настоящее познание, согласно Платону, - это познание, проникающее в мир идей, познание разумное. Ядром его гносеологических концепций является теория воспоминания (анамнесис). Душа вспоминает идеи, с которыми она встречалась и которые она познала в то время, когда еще не соединилась с телом, когда свободно существовала в царстве идей. Эти воспоминания тем сильнее и интенсивнее, чем больше душе удается отстраниться от телесности.


На основе теории воспоминания Платон производит и определенную иерархизацию души. Душа бестелесна, бессмертна, она не возникает одновременно с телом, но существует вечно. Тело подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть – влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Души, в которых преобладает разум, поддерживаемый волей и благородными устремлениями, продвинутся наиболее далеко в процессе воспоминания.

Последовательным идеализмом отличались и космологические представления Платона. Он отвергает учение о материальной сущности мира. Космос только один», он не вечен, ибо был сотворен. Он конечен и имеет шаровидную форму. Центром космоса является Земля, окруженная планетами и неподвижными звездами. Небесные тела Платон считает одушевленными существами, богами. Движение небесных планет вызвано их душами. Создатель, которого Платон называет демиургом, сообщил миру определенный порядок и последовательность.

Государство, по Платону, возникает потому, что человек как индивид не может обеспечить удовлетворение своих главных потребностей. Он строит теорию идеального государства, возникающего как общество трех социальных групп. Этими группами являются правители – философы, стратеги - воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители – земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей. Эти три сословия соответствуют трем частям души. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладает чувственность и влечения, которые должны быть управляемыми, умеренными.

Трем основным сословиям соответствуют также три из четырех основных добродетелей. Мудрость является добродетелью правителей и философов, храбрость – добродетелью воинов, а умеренность – добродетелью народа. Четвертая добродетель – справедливость – не относится к отдельным сословиям, но является «надсословной».

С позиций своего идеального государства Платон классифицирует существующие государственные формы на две большие группы: приемлемые и регрессивные – упадочные. Первое место в группе приемлемых государственных форм занимает Платоново идеальное государство. Из существующих государственных форм ближе всего к нему стоит аристократия, а именно аристократическая республика.

К упадочным государственным формам он относит тимократию – власть нескольких личностей, основанная на военной силе, т.е. на добродетелях средней части души. В античной Греции этому типу соответствовала аристократическая Спарта V и IV вв. до н.э. Существенно ниже тимократии стоит олигархия – власть нескольких личностей, опирающаяся на торговлю, ростовщичество, которые тесно связаны с низкой, чувственной частью души. Главным предметом раздражения Платона являются демократия (власть толпы, неблагородного демоса) и тирания (диктатура, направленная против аристократии).


Основой этики Платона является осознание врожденных добродетелей, характерных для отдельных общественных сословий. Соблюдение этих добродетелей ведет к справедливости. Кроме этого Платон подчеркивает значение набожности и почитания богов.

Социальной функции и общественному призванию идеального государства соответствует и предложенная Платоном система воспитания. Важное место в ней занимает гимнастика, телесное воспитание, обучение чтению, письму, изучение арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Этот уровень образования достаточен для воспитания стражей. Те же, кто хочет быть правителем, должны изучать также философию, в частности диалектику.

Искусство Платон оценивает весьма низко. Он считал его лишь подражанием материальному миру, т.е. неподлинному бытию. А т.к. чувственно воспринимаемый мир Платон считает подобием мира идей, то искусство для него лишь подражание подражанию. Искусство должно служить укреплению могущества государства и развитию религии.

Философия Платона является первой рационально, логически построенной системой объективного идеализма. Богатый категориальный аппарат дал возможность Платону постичь, хотя и в идеалистической форме, ряд объективно существующих диалектических отношений.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Ученик Платона, в результате серьезных разногласий и долгих споров с Платоном он отверг точку зрения Платонизма и после смерти Платона покинул Академию. Был воспитателем Александра Македонского. Основал в Афинах Ликей, ставших одним из главных центров развития науки в Древней Греции. Философская школа Аристотеля называлась также перипатетической, т.е. школой прогуливающихся философов, т.к. Аристотель обычно беседовал со своими учениками во время прогулки.

Аристотель – выдающийся представитель и преобразователь науки древних греков. Научные интересы древнегреческого мыслителя носили всеобъемлющий характер, он создал «энциклопедическую науку», разрабатывал вопросы философии, логики, психологии, естествознания, истории, политики, этики, эстетики. Философские взгляды Аристотеля изложены в сочинениях «Метафизика» и «О душе», логическая теория в «Органоне» (орудие, орган познания), социально-политические взгляды – в «Этике» и «Политике», эстетические воззрения – в «Поэтике».

В своих философских взглядах Аристотель колебался между идеализмом и материализмом, т.е. был дуалистом.

Значительную роль в истории философии сыграла критика Аристотелем Платона. Против идеализма Платона он выдвинул ряд серьезных возражений.

Платоновские «идеи», как и пифагорейские «числа», не могут объяснить явления природы, ибо, по Платону, сущность («идея») оторвана от того, сущностью чего она является. Аристотель считал невозможным, чтобы сущность вещи находилась в потустороннем мире, отдельно от самой вещи. Критикуя идеи Платона, Аристотель сказал: «Платон мне друг, но истина дороже».


Аристотель признавал объективное существование материального мира. Природа, по Аристотелю, есть совокупность вещей, имеющих материальный субстрат и находящихся в вечном движении и изменении. Материальный мир всегда существовал и всегда будет существовать; для своего объяснения он не нуждается в вымышленном платоновском мире «идей». Познание истины есть в первую очередь познание природных явлений; ощущения, представления и понятия производны от реальных вещей.

Отвергнув платоновский мир «идей», осудив попытку Платона найти сущность вещей вне самих вещей, Аристотель построил теорию, согласно которой сущность (субстанция) находится в самих вещах. Он разработал теорию четырех видов причин:

  1. материальная причина, или материя;

  2. формальная причина, или форма;

  3. производящая причина;

  4. конечная причина, или цель.


Материя и форма определяется им как «то, из чего состоят вещи». Материя – «последний субстрат» каждой вещи. «Причина … обозначает входящий в состав вещи материал, из которого вещь возникает…, а также их более общие роды». Второй вид причин, по Аристотелю, это форма, формальная причина. Каждая вещь есть формальная материя. Материя, по Аристотелю, заключает в себе лишь возможность развития, она нуждается в оформлении; именно благодаря воздействию формы она актуализируется, превращается в действительность. Производящая причина определяется как «то, что делает». Например, «человек, давший совет, является причиною, и отец есть причина ребенка, и вообще то, что делает, есть причина того, что делается, и то, что изменяет – причина того, что изменяется». Причину «конечную» (цель) Аристотель понимает как «то, ради чего» происходят все природные явления.

Свою теорию Аристотель поясняет при помощи следующего сравнения: архитектор, строящий дом, и само искусство архитектора – это производящая причина; план – это форма; строительный материал – материя; законченное здание – цель. Диалектическая тенденция этих положений Аристотеля состояла в том, что материя и форма рассматривались в их единстве. Аристотель развивает мысль о взаимосвязи матери и формы, о развитии природных явлений как об оформлении материи.

Таким образом, природу Аристотель рассматривал в движении, в развитии; это развитие он понимал как процесс оформления материи, как переход возможности в действительность (диалектические догадки).

Аристотель считал материю пассивной и бесформенной, а форму определил как активное, деятельное начало, делающее вещь тем, что она есть (отступление от материализма к идеализму).

В природных явлениях форма, как начало деятельное, предшествует материи, как началу пассивному. Эта концепция, распространенная на всю природу, приводит Аристотеля, в конечном счете, к идеализму: к признанию «формы всех форм» - мирового духа, к защите телеологического взгляда на мир, к признанию изначальной целесообразности природных явлений. Мировой разум, «форма всех форм», или «первый двигатель», бог – это, по Аристотелю, форма, вовсе не связанная с материей; в то же время это – конечная причина, цель всех природных явлений и их производящая причина.


Будучи сам неподвижным, «первый двигатель» приводит в целесообразное движение весь мир.

Теологические и телеологические представления Аристотеля сближали его с Платоном. Именно за эти его представления ухватились средневековые схоласты, а затем и современные идеалисты.

В истории древнегреческой философии сыграла большую роль теория познания Аристотеля. Отвергнув платоновский мир «идей», Аристотель признал природу, материальный мир реальным предметом познания и, в первую очередь, источником опыта, ощущений.

Это точка зрения материалистического сенсуализма. Он утверждает, что ощущения дают знание лишь единичного, а задача науки – познание общего в единичных вещах, следовательно, высшей ступенью знания являются не ощущения, а происходящие из них понятия. Путь науки начинается от предметов, действующих на наши чувства, и приводит к законам, познаваемым нашим разумом. Чувства дают нам представления об отдельных, конкретных предметах. Разум, разлагая их на простейшие составные элементы, находит между ними нечто общее.

Материалистический сенсуализм и эмпиризм теории познания Аристотеля был направлен против платоновского идеалистического учения об анамнесисе (воспоминании). Если для Платона единственный источник знания – воспоминания бессмертной души о мире «идей», то для Аристотеля тот, кто не ощущает, ничего не познает и ничего не понимает.

Таким образом, в философии Аристотеля присутствуют взаимно исключающие точки зрения: наряду с идеализмом есть материалистические черты в натурфилософии и теории познания.

Одним из наиболее ценных разделов натурфилософии Аристотеля является его учение о различных видах (формах) движения и развития.

Аристотель различал 6 видов движения:

  1. возникновение;

  2. уничтожение;

  3. изменение по качеству;

  4. изменение по количеству (увеличение);

  5. изменение по количеству (уменьшение);

  6. перемещение (изменение по положению).

Аристотель разрабатывал вопросы диалектики и логики. Он внес большой вклад в разработку проблем логики, создал теорию логики, обобщившую научные достижения древнего мира.

Логика Аристотеля, основана на строгом различении истины и лжи. «Истина, - говорил он, - есть соответствие мысли действительности».

Аристотель сформулировал основные законы логики:

  1. закон тождества (во всяком правильном рассуждении мысль должна быть тождественна сама себе),

  2. закон непротиворечия (два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно истинными, т.е. нельзя одновременно что-то утверждать и это же отрицать),

  3. закон исключенного третьего (два несовместимых суждения не могут быть оба ложны, если одно из них ложно, то другое истинно, а третье – исключено).

Логику Аристотель понимал как теорию доказательства, в котором различал две стороны: вывод общего из частного (индукция) и вывод частного из общего (дедукция).