ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2019
Просмотров: 1693
Скачиваний: 2
Модель Гиппократа содержит исходную профессиональную гарантию, которая рассматривается как условие и основание признания врачебного сословия не только обществом в целом, но и каждым человеком, который доверяет врачу свою жизнь.
Нормы и принципы поведения врача, определенные Гиппократом наполнены содержанием, обусловленным целями и задачами врачевания, независимо от места и времени их реализации. Несколько изменяясь, они соблюдаются и сегодня в том или ином этическом документе.
Примером документа, созданного на основе «модели Гиппократа» служит «Клятва врача Республики Беларусь».
Формы вреда со стороны врача:
― вред, вызванный бездействием, неоказанием помощи тому, кто в ней нуждается;
― вред, вызванный небрежностью либо злым умыслом, например, корыстной целью;
― вред, вызванный неверными, необдуманными или неквалифицированными действиями;
― вред, вызванный объективно необходимыми в данной ситуации действиями.
Таким образом, принцип «не навреди» нужно понимать, что вред, исходящий от врача, должен быть только вредом объективно неизбежным и минимальным.
Модель Парацельса и принцип «делай добро» ― модель врачебной этики, которая сложилась в Средние века. Наиболее четко ее принципы были изложены Парацельсом (Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхейм (1493–1541). Этот принцип является расширением и продолжением предыдущего принципа.
Принципы Парацельса: «врач должен денно и нощно думать о своем больном»; «врач не смеет быть лицемером, мучителем, лжецом, легкомысленным, но должен быть праведным человеком»; «сила врача ― в его сердце, работа его должна освещаться естественным светом и опытностью»; «величайшая основа лекарства ― любовь».
В отличие от модели Гиппократа, когда врач завоевывает социальное доверие пациента, в модели Парацельса основное значение приобретает патернализм («pater» — латинское понятие «отец») ― эмоциональный и духовный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс. Основным моральным принципом, формирующимся в границах данной модели, является принцип «делай добро», благо или «твори любовь», благодеяние, милосердие. Врачевание — это организованное осуществление добра.
Принцип «делай добро» может передаваться с помощью таких слов, как «милосердие», «благотворительность», «благодеяние».
Деонтологическая модель и принцип «соблюдения долга».
Соответствие поведения врача определенным этическим нормативам составляет существенную часть медицинской этики. Это ее деонтологический уровень, или «деонтологическая модель».
Термин «деонтология» (от греч. deontos — должное) был введен в советскую медицинскую науку в 40-х годах ХХ века профессором Н. Н. Петровым. Он использовал этот термин, чтобы обозначить реально существующую область медицинской практики — врачебную этику.
Деонтологическая модель врачебной этики — это совокупность «должных» правил, соответствующих той или иной конкретной области медицинской практики. Примером такой модели может служить хирургическая деонтология. Н. Н. Петров в работе «Вопросы хирургической деонтологии» выделял следующие правила:
― «хирургия для больных, а не больные для хирургии»;
― «делай и советуй делать больному только такую операцию, на которую ты согласился бы при наличной обстановке для самого себя или для самого близкого тебе человека»;
― «для душевного покоя больных необходимы посещения хирурга накануне операции и несколько раз в самый день операции, как до нее, так и после»;
― «идеалом большой хирургии является работа с действительно полным устранением не только всякой физической боли, но и всякого душевного волнения больного»;
― «информирование больного», которое должно включать упоминание о риске, о возможности инфекции, побочных повреждений.
С точки зрения Н.Н.Петрова «информирование» должно включать не столько «адекватную информацию», сколько внушение «о незначительности риска в сравнении с вероятной пользой операции».
Принцип «соблюдения долга» — основной для деонтологической модели. «Соблюдать долг» — это, значит, выполнять определенные требования. Недолжный поступок — тот, который противоречит требованиям, предъявляемым врачу со стороны медицинского сообщества, общества и его собственной воли и разума. Если человек способен действовать по безусловному требованию «долга», то такой человек соответствует избранной им профессии, если нет, то он должен покинуть данное профессиональное сообщество.
Наборы сформулированных правил поведения разработаны для каждой медицинской специальности.
Этические комитеты (комиссии) ― разнообразные по составу и статусу аналитически-консультативные, а в отдельных случаях и контролирующие органы, призванные вырабатывать нравственные правила функционирования конкретных исследовательских и медицинских учреждений, а также давать этическую экспертизу и рекомендации по конфликтным ситуациям, возникающим в биомедицинских исследованиях и медицинской практике. Этические комитеты построены на междисциплинарной основе и включают, помимо медиков и биологов, юристов, психологов, социальных работников, экспертов в области медицинской этики, пациентов и их представителей, а также представителей общественности.
Таким образом, теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют ценностно-нормативное содержание профессиональной современной биомедицинской этики.
3. КАТЕГОРИИ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
В процессе развития и становления профессиональной медицинской этики были четко сформулированы гуманистические, нравственные принципы деятельности медицинских работников. На этой основе определялись наиболее обобщенные понятия морали или категории, отражающие нравственные связи между людьми и характеризующие отношение медработников к предмету своей повседневной деятельности — больному и здоровому человеку, к обществу.
Категории: равенство и справедливость.
Суждение Гиппократа — «врач должен быть справедливым при всех обстоятельствах» — давно стало аксиоматичным в медицинской этике.
Медицинская этика требует видеть в больном, прежде всего больного, устанавливая известное равенство всех людей перед лицом болезни и смерти. Нравственное чувство людей особенно чутко реагирует на неравенство распределения «медицинских услуг» в обществе.
Первый этический экзамен перед своими пациентами каждый медик сдает по предмету «равенство». Например, прием кого-то из больных в обход очереди (без медицинских на то показаний) является многократным моральным злом: проявлением неуважения ко многим людям одновременно, пренебрежением к состоянию больных, циничной, вызывающей демонстрацией медиками аморального поведения.
В то же время медицинская этика не может оставить без внимания и вопросы, касающиеся «этики пациента». Этичной будет такая позиция пациента, когда он с пониманием отнесется к любому случаю справедливого неравного внимания, которое врач уделяет некоторым больным в силу естественных различий течения болезней у них.
Категории: благо и добро.
Эти категории близки по смыслу, но не тождественны.
В медицинской практике, прежде всего, следует обратить внимание на такие проявления блага, как жизнь и здоровье. Улучшение состояния больного, случайное совпадение способствующих успеху лечения обстоятельств, неосведомленность значительной части больных относительно прогноза их заболевания — все это есть благо. Добро (как и зло) есть самое общее моральное понятие. Даже когда действия человека не увенчаются в силу каких-то внешних обстоятельств практическим успехом, сам по себе правильно сделанный им моральный выбор позволяет говорить о данном человеке, что он не изменил себе как человек, так как стремился сделать добро.
Благо больного — цель профессиональной деятельности врача. В медицинской практике больной олицетворяет категорию «блага», а врач — категорию «добра».
Категория «долг» отражает единство общественного и личного в понятиях морали.
Долг — центральная категория медицинской этики, определяющая как должностную, так и нравственную стороны профессиональной деятельности, отношение медицинского работника к исполнению своих служебных обязанностей.
Категория «долг» во врачебной этике раскрывается как профессиональный долг медиков перед больным, как их долг перед своей профессией и перед обществом.
В представлении больного образцовый врач — это человек долга, для которого оказание помощи больному не только должностная обязанность, но подлинно моральное деяние. Истинный врач всегда преодолеет эгоистические или корыстные соблазны, которые могут затруднить выполнение им врачебного долга. Об этом свидетельствуют бессмертные строки «Клятвы Гиппократа»: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного...».
Верность профессиональному долгу требует от врача мудрости, моральной стойкости, моральной закаленности.
Мудрость ― это мера развития, зрелости разума врача, осознания им коллективного нравственно-этического опыта коллег, способность делать разумные выводы из собственных успехов и ошибок.
Моральная стойкость ― приобретение врачом своеобразного нравственно-этического опыта в преодолении различного рода искушений.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) указывается что здоровье ― это социальное благополучие человека. Верность медиков своему профессиональному долгу ― это залог веры больных в медицину.
Категория «ответственность». Ответственность есть конкретная мера долга.
Ответственность — важнейшее моральное качество медика, именно сознание, чувство ответственности питает его профессионализм в целом, это «гормон роста» самой его личности. Нравственная энергия профессиональной ответственности медицинского работника концентрируется во множестве конкретных действий: ни при каких обстоятельствах не нарушать обещание, данное больному, в отношении с больными врачу запрещены антипатия, раздражения, обида, спешка, нетерпеливость, забывчивость.
Понятие профессиональной ответственности в медицине имеет юридический смысл.
Категории: честь, достоинство, совесть.
Честь и достоинство — этические категории, определяющие отношение человека, как к самому себе, так и к другому человеку, к обществу в целом. По своему содержанию понятие чести очень близко к понятию «достоинство». Обе эти категории определенным образом регулируют поведение человека и определяют отношение к нему со стороны окружающих, они испытывают на себе влияние других категорий этики, особенно долга и совести.
Человек чести не выставляется впереди других, не обращает на себя внимания окружающих, а наоборот, повинуясь своему внутреннему убеждению, сам берется за выполнение трудной и сложной работы, помогает товарищу, не требуя за это какого-то вознаграждения. Вопросом чести является решение взять на себя ответственность, довести дело до конца и принести посильную пользу обществу.
Белый халат и шапочка как бы символизируют незапятнанность чести медицинских работников. В профессиональном чувстве чести медицинских работников заключается гордость за медицинский гуманизм, сознание огромной социальной значимости медицинского труда, вера в силу научного медицинского звания.
Получающий право врачевания, должен работать с такой ответственностью, которой требуют законы и традиции медицины. Несоответствие должному профессиональному уровню недопустимо с точки зрения профессиональной чести.
Профессиональное достоинство врача собирательно характеризует его нравственные качества. Самостоятельность, независимость, свобода нравственных решений — слагаемые личного достоинства человека. Сознание и чувство личного достоинства исключает малодушие, льстивость, самоунижение и неверие в себя.
Сознание профессионального достоинства не вырабатывается у студента-медика сразу, оно является плодом внутренней духовной работы, нравственного самовоспитания.
Если достоинство есть стремление личности не вступать в разлад с собой, то совесть — это стремление личности не вступать в разлад с правдой жизни.
Совесть — этическая категория, выражающая высшую форму способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков. Совесть — это внутреннее осознание и прочувствование своего профессионального долга, профессиональной ответственности как личного долга и личной ответственности.
Этическая категория совести призвана играть важнейшую роль в решении всех противоречивых проблем, порождаемых медицинской практикой. Делом совести врача является постоянная самооценка своего отношения к медицине — к ее прошлому и будущему, к ее исторической судьбе.
Таким образом, все этические категории связаны между собой, взаимно дополняют друг друга.
4. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ
Взаимоотношения врача со здоровым и больным и родственниками.
Взаимоотношения врача и пациента — центральная проблема медицинской этики (биоэтики). Основой этих взаимоотношений является преданность врача интересам больного, профессиональная честность, абсолютная вежливость, доброжелательность, внимательность, индивидуальный подход, включая и психологические особенности больного, клиническое и деонтологическое обоснование методов диагностики и лечения, борьба с болью, конфиденциальность (медицинская тайна), профилактика ятрогений.
Классическое понятие ятрогении возникло в 20-х годах 20 века. Под ятрогенией понимают ухудшение болезни или психогенные реакции, вызванные неправильным поведением медицинского персонала. В практике врача причинами таких информационных или психогенных ятрогений могут быть откровенная подробная беседа с пациентом или с родителями в присутствии ребенка, особенно содержащая описание возможных осложнений, неблагоприятного прогноза; неумелая информация о диагнозе и состоянии здоровья; неверно проведенная санитарно-просветительная беседа; выдача на руки пациентам истории болезни и других медицинских документов.
Издавно проблема отношения врача к больному рассматривалась в плане их сотрудничества и взаимопонимания.
Гиппократ отмечал, что «некоторые больные, несмотря на сознание обреченности, выздоравливают только потому, что уверены в мастерстве врача».
Врач и писатель Абу–аль Фарадж, живший в 13 веке, сформулировал следующее обращение к больному: «Нас трое ― ты, болезнь и я; если ты будешь с болезнью вас будет двое, я останусь один ― вы меня одолеете; если ты будешь со мной, нас будет двое, болезнь останется одна ― мы ее одолеем».