ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.11.2019
Просмотров: 1694
Скачиваний: 2
Эта эмблема была принята на I Всемирной Ассамблее здравоохранения в Женеве (1948 год) и состоит из двух эмблем: эмблемы ООН (земной шар в обрамлении лавровых ветвей) и эмблемы медицины (посох, обвитый змеей). Символика этой эмблемы отражает господство медицины над целебными, охраняющими жизнь силами природы.
Посох Асклепия не следует путать с кадуцеем («знак полномочий вестника») — атрибутом греческого бога торговли Гермеса (у римлян Меркурия).
Это символ уравновешенного и добродетельного поведения, представляющим собой жезл с крылышками наверху, обвитый двумя змеями. В римской мифологии Меркурий использовал жезл, чтобы помирить двух дерущихся змей.
Жезл, обвитый двумя змеями, сочетает в себе сразу несколько фундаментальных символических элементов: центральный стержень символизирует Древо Жизни (в значении связи между небесами и землей): двойная спираль, сформированная змеями, ― символ космической энергии, двойственности, а также единства противоположностей; сами змеи ― плодотворные силы земного и потустороннего миров. В античном мире эта эмблема не являлась медицинской. Лишь с 15–16 вв. кадуцей стал символом медицины. С 19 в. кадуцей употребляется в качестве официальной медицинской эмблемы в ряде стран Америки (например, США), Африки и Азии.
Ассоциация с медициной произошла из-за присутствия в кадуцее змей ― как в посохе Эскулапа. Знаменитый психолог Карл Юнг считал кадуцей эмблемой гомеопатической медицины — змея обозначает одновременно яд и лечебное снадобье.
Кадуцей стали использовать в качестве знака, защищающего тайну коммерческой или политической переписки. В настоящее время это ― эмблема медицины или коммерции.
Первые изображения чаши со змеей относятся к 800–600 гг. до н.э. Змея и чаша изображались отдельно и были атрибутами в основном богини здоровья Гигиеи, которая обычно изображалась со змеей в одной руке и с чашей в другой.
Изображения амфоры или чаши, обвитой змеей, появились намного позднее.
Точного и узаконенного символа медицины в виде змеи, обвивающейся вокруг чаши или изображенной рядом с ней, ни в древние времена, ни много позже не было.
По данным академика Е. Н. Павловского, чаша со змеей как символ медицины появилась лишь в 16 веке благодаря знаменитому врачу Парацельсу, впервые предложившему подобное сочетание взамен традиционного на то время кадуцея. В античном мире эмблемой медицины была не ядовитая змея, а безобидный уж.
Возможно, что эта эмблема олицетворяет собой лечебные свойства змеиного яда, так широко использовавшегося в медицине, и означает сосуд, где хранился змеиный яд. Змея же символизирует мудрость, знание, бессмертие и вообще все доброе начала.
Одним из первых российских историков медицины, обратившихся к анализу содержания символа чаши, обвитой змеей, был Ф. Р. Бородулин. Он высказался так: «Мы склонны рассматривать эту эмблему как напоминание врачу о необходимости быть мудрым, а мудрость черпать из чаши познания природы». То есть в наше время чаша в медицинской эмблеме определена им как чаша человеческого разума, объемлющего весь мир.
В античной мифологии боги пили из чаши напиток бессмертия. Поэтому чашу в медицинской эмблеме можно трактовать как символ исцеляющих сил природы вообще.
В России эта эмблема под названием «Гиппократова чаша» стала основным медицинским символом в XVIII в.
Как отличие врачебной службы в армии чаша со змеей была введена еще при Петре 1. Змея, обвивающая ножку чаши и склонившая голову над самой чашей, как символ военной медицины, был утвержден в СССР в 1924 году. Этот знак сохраняется в России до сих пор в качестве официальной эмблемы военно-медицинского состава всех родов войск.
Наиболее общепринятой является применение эмблемы в виде чаши со змеей для фармацевтической деятельности.
Известна эмблема медицины в виде треножника Аполлона, обвитого змеей.
В Европе (Франция, Бельгия, Греция и др.) с 18 в. существовала медицинская эмблема в виде зеркала, обвитого змеей. Зеркало является классическим символам чистоты и осторожности — качества необходимые врачу, но так как зеркало также является и символам роскаши, то чтобы избежать путаницы, его как символ осторожности стали изображать вместе со змеей – самым осторожным из животных.
Наряду с эмблемами врачевания, на которых была изображена змея, с древних времен существовали и другие.
Древнеегипетского бога врачевания Имхотепа (приходящий с миром) изображали с крестообразной петлей в руках — так называемым анком Имхотепа. Этот символ обозначал благополучие, жизнь и здоровье. Позднее он был известен под названием «тау — крест» (изображение греческой буквы «тау» использовали в качестве амулета).
Существуют медицинские эмблемы в виде горящего факела или светильника (позднее свечи).
Огонь, по учению Гераклита Эфесского (6–5 вв. до н.э.), рассматривался в медицине как крайнее, все исцеляющее средство, к которому обращались в случае безрезультатности медикаментозного и хирургического лечения. К концу средневековья античный факел в изображениях сменился свечой в связи с тем, что свеча являлась религиозным атрибутом. Изображение свечи сопровождалось изречением: «Светя другим, сгораю», «Служа другим, уничтожаю себя» и др.
В настоящее время горящий факел является эмблемой санитарного просвещения.
Частные эмблемы.
Частные эмблемы обозначают те или иные отрасли медицины. В период средневековья в Европе эмблемой терапии являлось изображение цветка ландыша, лекарства из которого уже в средние века широко применялись для лечения болезней сердца. Другими символами терапии были изображения сосуда для сбора мочи – уринария, руки прощупывающие пульс и др.
Символами хирургии служили изображения различных хирургических инструментов.
Эмблемой кардиологии является изображение сердца на ладони. Эмблема очень точно отражает ее содержание ― бережное отношение к сердцу.
Эмблемой аптекарей были изображения разных животных (крокодила, носорога и др.) и растений (лилии), но чаще всего — аптекарской ступки с пестиком.
В течении XVIII и особенно XIX в. эмблемой фармации во всех странах Европы стала змея, обвивающая либо чашу Гигиеи, либо посох Асклепия. Соединение изображений змеи Асклепия и чаши Гигиеи на эмблеме было предложено аптекарями Падуи.
Эмблема педиатрии в ряде стран (Италия, Россия, Англия и др.) стало изображение «флорентийского младенца».
Впервые это изображение было исполнено Андреа Делла Роббиа (15 в.) на фаянсовых медальонах, украшавших здание сиротского дома во Флоренции.
В России с 18 в. эмблемой ведомств, занимавшихся призрением, учением детей, было изображение пеликана. Согласно средневековому преданию, во время засухи и голода пеликан спас своих птенцов, разорвав себе грудь и напоив их своей кровью.
Изображение пеликана наряду с каплей крови использовалось в ряде стран в качестве эмблемы донорства.
Эмблемой геронтологии служит изображение векового дерева.
Не исключено, что прообразом этой эмблемы является, платан Гиппократа — вековое дерево, растущее на острове Кос, где жил Гиппократ.
Эмблема ортопедии и травматологии — надломленное молодое деревце, подвязанное к столбику.
Особое место среди медицинских эмблем занимают символы различных медицинских организаций.
Красный крест и красный полумесяц на белом поле принадлежат к числу немногих знаков, которые легко узнают люди во всем мире. Созданные первоначально для обозначения санитарных служб вооруженных сил и обеспечения защиты больных и раненых, они постепенно превратились в символы беспристрастной гуманитарной помощи, предоставляемой всем, кто страдает.
Эти символы вовсе не означает «все медицинское». Эти символы являются официальными эмблемами Международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца.
Инициатором создания Движения в 19 в. стал швейцарец Анри Дюнан. Под впечатлением увиденного в одном из сражений франко-австрийской войны, он опубликовал статью, в которой задавал вопросом: а возможно ли создать добровольную благотворительную организацию, оказывающую помощь раненым во время войн и вооруженных конфликтов?
Женевское благотворительное общество «Женевский союз по поддержанию общественного блага» учредило Международный Комитет Красного Креста (МККК).
Первое заседание МККК состоялось 17 февраля 1863 в Швейцарии. В дань уважения к стране, исторически сохранявшей нейтралитет по отношению к воюющим сторонам, и организовавшей первую Женевскую Международную конференцию в 1863 году, за основу эмблемы был принят государственный флаг Швейцарии с конверсией федеральных цветов, то есть красный крест на белом фоне. Четыре части креста символизируют четыре доблести: умеренность, благоразумие, справедливость и мужество.
Во время Восточного Кризиса (1875–1878) и Русско-турецкой войны (1877–1878) Османская империя разрешила деятельность Красного Креста на своей территории, однако, обязав МККК изменить свою символику на Красный Полумесяц.
С тех пор в большинстве исламских стран ту же роль играет красный полумесяц, а в Иране — красный лев и солнце.
Согласно Женевским конвенциям 1949 г. эмблема Красного Креста присваивается гуманитарным и медицинским транспортам, зданиям, конвоям и миссиям с целью их защиты от атак со стороны конфликтующих сторон. Только медицинская служба армии государства-участника женевских конвенций вправе ее использовать. Эти эмблемы изображаются на крышах и боковых поверхностях зданий, капотах и дверцах военных машин, палатках и других объектах, где находятся раненые и больные воины, военные врачи, а также пострадавшее гражданское население.
Нельзя приобрести лицензию на использование этих эмблем даже в самых благородных целях. Наиболее распространенным нарушением в использовании эмблемы в мирное время считается имитация, то есть использование знака, который по форме или цвету может ассоциироваться с красным крестом. Незаконное присвоение права использовать эмблему: речь идет об использовании эмблемы организациями или лицами, не имеющими на то право.
Каждое государство — участник Женевских конвенций — обязано принять меры, направленные на предотвращение и пресечение злоупотреблений в использовании эмблемы. Поэтому власти многих стран, в том числе и в СНГ, по рекомендации МККК приняли законы, ограничивающие использование официальной эмблемы МККК. Официальная эмблема этой организации должна использоваться как символ спасения во время боевых действий, чрезвычайных происшествий, дабы эмблема не стала чем-то обыденным. В Беларуси и Украине, например, красный крест на белом фоне может использоваться на машинах медицинской службы вооруженных сил, на машинах медслужбы внутренних войск, на транспорте Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Противотуберкулезные организации взяли для своего отличительного знака изображение лотарингского креста и белой ромашки.
Международная лига борьбы с туберкулезом на международной противотуберкулезной конференции в 1902 году (Берлин) утвердила изображение лотарингского креста и белой ромашки.
В 1962 году ВОЗ предложила специальную эмблему борьбы с малярией ― изображение на фоне земного шара копья, обвитого змеёй и направленного острием на малярийного комара.
Почтовая марка с эмблемой борьбы с малярией.
Эмблема борьбы с онкологическими заболеваниями ― краб, пронзённый стрелой или шпагой.
Почтовая марка (Нидерланды) с эмблемой противораковой борьбы.
Эмблема — синяя «снежинка».
Эмблема родом из США. Там ее называют Звездой жизни. В центре змея и посох Асклепия. Эта медицинская эмблема сопровождает службу Экстренной медицинской помощи. Каждый из 6 лучей означает одну из функций службы: обнаружение, извещение, отклик, помощь на месте, помощь при транспортировке, транспортировка для дальнейшей помощи. Эмблема разработана Лео Шварцем (1921–2004), шефом отдела экстренной медицинской помощи Национальной администрации безопасности движения на дорогах. Эмблема была разработана после того, как Американский Красный Крест запретил использование применявшегося ранее оранжевого креста на белом фоне, считая его имитацией эмблемы Красный крест. 1 февраля 1977 года синяя снежинка одобрена Американской медицинской Ассоциацией (АМА) и зарегистрирована как сертификационный знак от имени Национальной администрации безопасности движения. Использование эмблемы на дорожных картах и знаках указывает на места расположения квалифицированных служб скорой медицинской помощи.
8. МЕДИЦИНСКИЕ ПРАЗДНИКИ
1. Международные (светские, религиозные).
2. Государственные
1.1. Светские:
― Всемирный день борьбы с наркотиками ― 1 марта;
― Всемирный день борьбы с туберкулезом ― 24 марта;
― Всемирный день здоровья ― 7 апреля;
― Всемирный день семьи ― 15 мая;
― Всемирный день без табака ― 31 мая;
― Международный день защиты детей ― 1 июня;
― Всемирный день пожилых людей ― 1 октября;
― День психического здоровья ― 10 октября;
― Всемирный день профилактики сахарного диабета ― 14 октября;
― Всемирный день борьбы со СПИДом ― 1 декабря;
― Международный день инвалидов ― 3 декабря.
1.2. Религиозные:
― в православии — день Св. Пателеймона (покровителя врачевателей и больных);
― у католиков — день Св. Косьмы и Демьяна (покровители фармацевтов и врачевателей).
Признавая праздники полезными с точки зрения благочестия, Церковь всегда придавала их празднованию торжественный характер. Сообразно этому была устроена и вся жизнь христиан в праздничные дни: они освобождали себя от мирских занятий и трудов, не устраивали шумные увеселения, пиршества, но освящали их благотворениями в пользу Церкви и бедных.
В 4–6 веках покровительствовавшие Церкви византийские императоры издали закон, которым запрещалось нарушать святость праздников отправлением общественных должностей и судопроизводства, запрещены были также забавы и увеселения, например, театральные представления, поединки и конские скачки. Император Константин Великий запретил производить в воскресные дни торговлю.
Следуя этим и другим законодательствам, праздничные дни и по сей день отличаются от обыкновенных дней освобождением от трудов и работ, торжествами, некоторыми обрядами и церемониями, придающими отличительный характер тому или иному празднику.
День медицинского работника.
День медицинского работника проводится с 1966 года каждое третье воскресенье июня. Труд медработников — это высокое служение во имя и на благо людей. Медицинский персонал самоотверженно охраняет величайшие ценности, дарованные человеку, — жизнь и здоровье. Высокий профессионализм, верность своему делу, милосердие людей в белых халатах позволили многим людям вернуться к активной деятельности, обрести уверенность в завтрашнем дне, вновь почувствовать радость жизни.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература
-
Лисицын, Ю. П. История медицины: учебник / Ю. П. Лисицын. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400 с.
-
Сорокина, Т. С. История медицины / Т. С. Сорокина / 4-е изд., перераб. и доп. – М., 2005. – 584 с.
-
Грибанов, Э. Д. Медицина в символах и эмблемах / Э.Д. Грибанов. – М.: Медицина, 1990. – 208 с.
Дополнительная литература
4. Биомедицинская этика: сб. статей / под ред. Акад. В. Покровского. – М., 1997.
5. Тарасонов, В. М. Символы медицины как отражение врачевания древних народов / В. М. Тарасонов. – М.: Медицина, 1985. – 120 с.