Файл: Практические задания.pdf

Добавлен: 25.10.2018

Просмотров: 2988

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

21 

Характеристики заданий и работы пользователя 
Способ использования этой про-

граммы 

По  усмотрению/[обязательная  →  сде-
лать  программу  интересной  в  исполь-
зовании] 

Частота использования 

Постоянная  /  частая  /  случайная  /  [ра-
зовая  →  предоставить  всю  справоч-
ную информацию с каждым экраном] 

Коэффициент текучести кадров   Низкий/ средний/[высокий → предста-

вить  всю  справочную  информацию  с 
каждым экраном] 

Важность задания 

Высокая / средняя / [низкая → сделать 
интересной в использовании] 

Повторяемость задания  
 

Низкая / средняя / [высокая → автома-
тизировать  как  можно  больше  шагов, 
предоставить  разнообразие  в  пред-
ставляемых  данных,  предоставить 
возможности обучения] 

Предварительное обучение        
 

Нет/самостоятельное 

изучение 

по 

справочникам  /  [интенсивное  → 
предоставить  интерактивную  систему 
обучения] 

Категория работы 

 

Администратор/менеджер/  профессио-
нал  /  секретарь  /  [клерк  и  т.  д.  →  ис-
пользовать язык, примеры и описания, 
знакомые обычному клерку] 

Психологические характеристики пользователя 
Вероятное отношение   
к работе 

Положительное  /  безразличное  /  отри-
цательное 

Вероятные мотивации   
 

Высокие /средние / [низкие → сделать 
приложение  особенно  привлекатель-
ным] 

Стиль процесса познания       
 

Словесный  или  [пространственный  → 
подчеркнуть геометрический вид] 
Аналитический  или  [интуитивный  → 
подчеркнуть символы в тексте] 
Конкретный      или      [абстрактный    →   
разработать обобщения] 

 Шаг 3 (понимание принципов хорошего экранного дизайна). Перечислим 

некоторые основные элементы хорошего экранного дизайна. 

1. Убедитесь  в  единообразии  экранов  приложения,  а также  в логично-

сти каждого отдельно. 

•  Соглашения; процедуры; местоположение. 


background image

 

 

22 

2.  Сделайте  предположение  о  том,  откуда,  обычно  пользователь  будет 

начинать работу. 

•  Часто «первый» элемент размещают в верхнем левом углу. 

•  3. Сделайте навигацию как можно более простой: 

•  выровняйте похожие элементы; 

•  сгруппируйте похожие элементы; 

•  учтите границы вокруг похожих элементов. 

4. Примените иерархию для подчеркивания порядка важности. 

5. Примените принципы приятных визуальных эффектов: 

•  баланс, симметрия, регулярность, предсказуемость; 

•  простота, единообразие, пропорциональность, экономия. 

6. 

Предоставьте подписи. 

Шаг 4 (выбор подходящего типа окна). Цели каждого пользовательского 

интерфейса могут обслуживаться наиболее эффективно одним или двумя кон-

кретными типами окон.  

Шаг 5 (разработка системного меню). Ниже перечислены некоторые пра-

вила для создания главных меню. 

•  Сделать главное меню. 

•  Показать все уместные альтернативы (но только их).  

•  Привести структуру меню в соответствие со структурой задачи при-

ложения. 

•  Минимизировать число уровней меню. 

Шаг  6  (выбор  подходящих  устройств  управления).  Под  устройствами 

управления  здесь  понимаются  физические  устройства,  с  помощью  которых 

пользователи  сообщают  свои  пожелания  приложению.  Сюда  относятся 

джойстики, трекболы, графические планшеты, сенсорные экраны, мыши, мик-

рофоны и клавиатуры. 

Шаг  7  (выбор  подходящих  экранных  элементов  управления).  Экранные 

элементы  управления  –  это символы, появляющиеся на  мониторе,  с  помощью 

которых пользователь передает программе вводимые данные и свои намерения. 


background image

 

 

23 

Сюда относятся значки, кнопки, текстовые окна, списки и др. Правила органи-

зации экранных элементов управления в окне практически те же, что и для: ди-

зайна экрана в общем. Их число также обычно варьируется: от пяти до девяти.   

Это число, однако,  может быть увеличено в случае использования иерархии.  

Шаг 8 (организация и планирование окон). Правила для компоновки мно-

гочисленных  окон  аналогичны  правилам  для  дизайна  одиночных  окон  (в  том 

числе симметрия, пропорциональность и т.д.), но сюда включена также и орга-

низация окон – соприкасающиеся или каскадные.  

Шаг  9  (выбор  подходящих  цветов).  При  использовании  с  умением  и  со 

вкусом цвет может обогатить экран. Использование цвета не делает автомати-

чески пользовательский интерфейс более полезным или привлекательным, од-

нако может легко испортить его. По выражению знаменитого дизайнера Поля 

Рэнда  «цвет  –  это  воплощение  сложности».  Инженеры-программисты,  не  со-

трудничающие  с  профессиональными  дизайнерами,  должны  быть  очень  уме-

ренными  и  консервативными  в  использовании  цветов.  Сначала  попробуйте 

черно-белую  схему.  Если  есть  очевидная  потребность  в  этом,  добавьте  один 

цвет.  Убедитесь,  что  это  помогает  пользователю.  Серьезно  подумайте  перед 

тем, как добавлять больше цветов.  

Результирующее  расписание  по  работе  над  проектом  может  быть  таким 

как показано в таблице 2. 


background image

 

 

24 

Таблица 2 –Типичный план после анализа С-требований 

 

1

7 мая 

3

1 мая 

 
13июн 

2

7июн 

1

1июл 

2

 25июл 

1

1 авг 

2

5 авг 

8

 8 сен 

Вехи 

Законченная версия 0.1Х 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка версии 0.1 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С-требования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D-требования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детальное  проек-
тирование 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирование 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка версии 0.2 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С-требования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

D-требования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Архитектура 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Детальное  проек-
тирование 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реализация 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тестирование  ком-
понентов 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интеграция 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Системное  тести-
рование 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


background image

 

 

25 

Практическое  задание  №4.  Разработка  детальных  требований  (D-

требования) 

 

1.  На  основании  данных полученных от заказчика и  сборе  пользователь-

ских историй провести:   

•  структурирование пользовательских историй; 

•  спецификацию требований. 

2. Провести контроль  функциональных требований и нефункциональных 

требований 

3.  На  диаграмме  последовательности  показать реализации вариантов  ис-

пользования.  

4.  Разработать  пользовательский  интерфейс,  на  котором  показать  реали-

зацию функциональных требований и эргономичность интерфейса.   

 

Методические рекомендации для выполнения практической работы  

 

Разработчикам  программного  обеспечения  нужна  база  для  проектирова-

ния  и разработки. Эта  база  состоит из  детальных  требований.  Их  также  назы-

вают  конкретными  требованиями,  функциональными  спецификациями,  требо-

ваниями  разработчика  или  D-требованиями.  D-требования  состоят  из  полного 

списка  конкретных  свойств  и  функциональности,  которую  должна  иметь  про-

грамма,  сформулированных  в  подробностях.  Каждое  из  этих  требований  про-

нумеровано,  помечено  и  отслеживается  по  ходу  разработки.  D-требования 

должны  быть  согласованы  с  С-требованиями.  Предполагается,  что  D-

требования будут читать преимущественно разработчики.

 

Основной  целью  анализа  требований  является  их  систематизация  и  из-

бавление от дублируемых данных. Это достигается за счет разделения пользо-

вательских  историй  на  отдельные пакеты  по  функциональному  признаку  и  их 

иерархической структуризации.