ВУЗ: Оренбургский государственный университет
Категория: Методичка
Дисциплина: Проектирование информационных систем
Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 2977
Скачиваний: 5
31
рования. Функции проверки могут затем быть разложены на функции чековой
книжки, баланса счета, составление отчетов и т. д. Это традиционный способ
упорядочивания детальных требований;
• по состояниям (то есть путем указания детальных требований, приме-
нимых к каждому состоянию). В частности, требования для программы, управ-
ляющей химическим процессом, лучше всего классифицировать по состояниям,
в которых может находиться процесс (начало, реакция, охлаждение и т. д.).
Внутри классификации каждого состояния перечислены события, влияющие на
программу, находящуюся в конкретном состоянии.
Классификация по состояниям может быть уместна, если требования для
каждого состояния сильно отличаются. Например, бухгалтерская система мо-
жет вести себя по-разному в зависимости от ее состояний, таких как «Конфигу-
рация», «Исполнение» или «Сохранение».
32
Заключение
В методических указаниях приведено поэтапное формирование требова-
ний к разработке программного обеспечения. На основании определения кон-
цепции программного средства и выявления пожеланий заказчика определя-
ются сценарии работы и бизнес роли пользователей. Определяются функцио-
нальные и не функциональные требования к ПП, а также их контроль. На ос-
новании профилей пользователей разрабатывается, протопит пользовательского
интерфейса, на котором показывается реализация функциональных требований
и эргономичность с учетом принципов хорошего экранного дизайна: подходя-
щего типа окон, системного меню и др.
В результате выполнения практических заданий студенты закрепляют
теоретические знания и формируют практические навыки по разработке техни-
ческого задания к программному продукту.
Представленный теоретический и справочный материал позволяет ис-
пользовать методические рекомендации для разработки требований к ПП.
33
Список использованных источников
1 Кулямин, В. В. Технологии программирования. Компонентный подход:
/ В. В. Кулямин . - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий;
БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 463 с. : ил. ISBN 978-5-94774-544-3 (БИ-
НОМ.ЛЗ), ISBN 5-9556-0067-1 (ИНТРУИТ.РУ)
2 Орлов, С. А. Технологии разработки программного обеспечения: раз-
работка сложных программных систем: учеб. для вузов / С. А. Орлов .- 3-е изд.
- CПб. [и др.] : Питер, 2004. - 527 с.: ил. ISBN 5-94723-145-Х
3 Пилон, Д. Управление разработкой ПО/ Д. Пилон, Р. Майлз. – СПб.:
Питер, 2011. – 464 с.: ил. ISBN 978-5-459-00522-6
4 Брауде, Э. Технология разработки программного обеспечения/ Э.
Брауде. – СПб.: Питер, 2004. – 655 с.: ил. ISBN 5-94723-663-Х
5 Гагарина, Л. Г. Технология разработки программного обеспечения:
учеб. пособие для вузов по направлению "Информатика и вычислительная тех-
ника" / Л. Г. Гагарина, Е. В. Кокорева, Б. Д. Виснадул; под ред. Л. Г. Гагариной.
- М. : ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 400 с: ил. ISBN 978-5-8199-0342-1
(ИД «ФОРУМ») ISBN 978-5-16-003193-4 (ИНФРА-М)
6 Иванова, Г. С. Технология программирования: учебник для вузов / Г. С.
Иванова .- 3-е изд., перераб. и доп. - М. : МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2006. - 336 с.:
ил. ISBN ISBN 5-7038-2077-4
34
Приложение А
Унифицированный язык моделирования
UML – стандартный язык для написания моделей анализа, проектирова-
ния и реализации объектно-ориентированных программных систем (Unified
Modeling Language). UML может использоваться для визуализации, специфика-
ции, конструирования и документирования результатов программных проектов.
UML – это не визуальный язык программирования, но его модели прямо транс-
лируются в текст на языках программирования (Java, C++, Visual Basic, Ada 95,
Object Pascal) и даже в таблицы для реляционной БД.
Словарь UML образуют три разновидности строительных блоков: пред-
меты, отношения, диаграммы.
Предметы – это абстракции, которые являются основными элементами в
модели, отношения связывают эти предметы, диаграммы группируют коллек-
ции предметов.
Предметы в UML
В UML имеются четыре разновидности предметов:
структурные предметы;
предметы поведения;
группирующие предметы;
поясняющие предметы.
Эти предметы являются базовыми объектно-ориентированными строи-
тельными блоками. Они используются для написания моделей.
Структурные предметы являются существительными в UML-моделях.
Они представляют статические части модели – понятийные или физические
элементы. Перечислим восемь разновидностей структурных предметов.
1. Класс – описание множества объектов, которые разделяют одинаковые
свойства, операции, отношения и семантику (смысл). Класс реализует один или
35
несколько интерфейсов. Как показано на рисунке 1, графически класс отобра-
жается в виде прямоугольника, обычно включающего секции с именем, свой-
ствами (атрибутами) и операциями.
Рисунок 1 – Классы
2. Интерфейс – набор операций, которые определяют услуги класса или
компонента. Интерфейс описывает поведение элемента, видимое извне. Интер-
фейс может представлять полные услуги класса или компонента или часть та-
ких услуг. Интерфейс определяет набор спецификаций операций (их сигнату-
ры), а не набор реализаций операций. Графически интерфейс изображается в
виде кружка с именем, как показано на рисунке 2. Имя интерфейса обычно
начинается с буквы «I». Интерфейс редко показывают самостоятельно. Обычно
его присоединяют к классу или компоненту, который реализует интерфейс.
Рисунок 2 – Интерфейсы
3. Кооперация (сотрудничество) определяет взаимодействие и является
совокупностью ролей и других элементов, которые работают вместе для обес-
печения коллективного поведения более сложного, чем простая сумма всех
элементов. Таким образом, кооперации имеют как структурное, так и поведен-
ческое измерения. Конкретный класс может участвовать в нескольких коопера-