Файл: Регулирование общественных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В Хартии выделен целый ряд угроз становлению и развитию информационного общества: информационные злоупотребления, угрожающие целостности сети, компьютерная преступность; международный разрыв в сфере информации и знаний; защиты права на интеллектуальную собственность и авторского права; технологические возможности отдельных стран и регионов; защиты частной жизни потребителя, в том числе при обработке личных данных; разница во владении информационными навыками; безопасность информационных систем.

Для разрешения возможных проблем и достижения поставленных целей нужны эффективные международные и национальные стратегии. Хартия выступает неким призывом к ликвидации международного разрыва в области информации. Только эффективное партнерство, совместное политическое сотрудничество могут стать ключевым моментом для развития информационного общества.

В ноябре 2005 года в Тунисе прошел очередной этап Всемирной встречи на высшем уровне по проблемам информационного общества. Основной целью встречи являлось обсуждение проблемы цифрового неравенства, содействие использованию потенциала информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития в разных странах мира.

Важнейшим фактором становления информационного общества является обеспечение доступа к новейшим информационным технологиям, повышения безопасности и доверия при использовании ИКТ. Информационные технологии позволяют значительному количеству людей принимать участие в расширении баз данных и знаний, работать с информацией, содействовать накоплению знаний в различных сферах человеческой деятельности.

Отдельным образом регулируется информационная безопасность в рамках информационного права Евросоюза. Электронные публикации нормативных актов, других данных о политике и праве Европейского Союза базируются на достижениях информационных и телекоммуникационных технологий. Совет и Комиссия Евросоюза, опираясь на возможности новых технологий, создали компьютерную систему распространения и хранения информации - специализированных компьютерных программ, банков данных и сетей применительно к разным сферам общественной жизни и деятельности Сообщества (в том числе, создание информационных компьютерных систем по праву В Европейском Союзе. Все это позволяет должностным лицам и разным органам ЕС, государствам-членам Евросоюза, юристам, предприятиям, другим пользователям оперативно получать доступ к информации о правовых актах и решениях Европейского суда, а также хранить данную информацию с другими традиционными средствами. Существует целый ряд информационно-правовых систем:


  1. Система CELEX является универсальным источником хранения и распространения источников права Евросоюза. Систему можно рассматривать как электронный аналог Официального журнала. В банке данных содержатся тексты документов, принятых с 1951 года Союзом и Европейскими сообществами.

Все документы можно разделить на группы:

  • учредительные договоры;
  • соглашения;
  • законодательные акты, принятые Союзом («вторичное» право Европейских сообществ);
  • документы подготовительного и вспомогательного характера (заключения Комитета Регионов, Европарламента и др.);
  • решения Суда первой инстанции и Европейского суда; парламентские вопросы;
  • ссылки на законодательные акты членов государств Союза, принятые для осуществления положений директив ЕС.

Система CELEX функционирует на семи языках ЕС (французском, английском, немецком, итальянском, греческом, голландском и датском). Доступ к ресурсам системы возможен благодаря использованию CD-ROM, или через подсоединение телекоммуникационных сетей для передачи информации.

  1. Системы ECLAIS и SCAD включают автоматизированный каталог Библиотеки Комиссии в Брюсселе. Системы предоставляют научные монографии, статьи в периодических изданиях, диссертации, посвященные разным аспектам права и европейской интеграции Евросоюза.
  2. Система ЕPISTOTE. Банк данных системы содержит более 10 тыс. публикаций, касающихся правовой системы и всего Европейского Союза в целом.
  3. Европарламент, или EPOQUE содержит собственную базу данных с полными информационными данными о функционировании представительного органа Союза, материалы, предлагаемые национальными парламентами ее членов, стран-участниц.
  4. Система BIAS содержит банк данных о функционировании всех органов и институтов Европейского Союза, а также их подразделений.

Кроме официальных информационно-правовых систем, управляемых и организуемых Европейским Союзом, существуют неофициальные компьютерные системы документации и законодательства права Союза, разработанные государствами-членами, научными институтами и коммерческими организациями: LEXIS, Великобритания; JURIS, ФРГ; CD-ROM EUROPA, Нидерланды. В них содержаться важные правовые акты, которые представляют наибольший интерес для граждан, юридических лиц, государственных органов. EUR-OP (Европейское агентство официальных публикаций). Реализует информационное обеспечение различных сторон деятельности Евросоюза в области электронных и традиционных средств распространения информации. Заказчиками публикаций, как правило, выступают Комиссия и ее подразделения (Статистическое агентство, генеральные директораты и др.), Европарламент. Отделы EUR-OP расположены во всех странах-членах ЕС, а также в других государствах. Информационные центры расположены в наиболее крупных городах Евросоюза. Они распространяют информацию, представляющую интерес для законодательных актов Союза и для общественности государств-членов. Информационные центры проводят симпозиумы и семинары, выпускают бюллетени, предоставляют консультации по всем вопросам деятельности ЕС заинтересованным лицам.


В Европейском Союзе разработаны информационные программы и системы, основная цель которых - расширение международного и регионального сотрудничества в сфере информатизации. В рамках Союза работает информационная сеть ЕВРОНЕТ, которая распространяет научные, технические, социально-экономические юридические данные в Европейском Союзе. Для решения социально-политических проблем создан банк данных EUROBASE. Программа технологического сотрудничества «Эврика» предусматривает обмен достижениями и данными в области информатизации между участниками ЕС. Созданная система Трансграничных центров информации для потребителей служит защите интересов и прав потребителей в Союзе. Центры оказывают содействие по приобретению товаров и услуг, предоставление консультаций экономического и юридического характера, необходимой информации, посредничества при спорах потребителей с государственными органами, производителями, продавцами и др.

Заключение

Исходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать ряд выводов:
1) Информационная безопасность – это в первую очередь защищенность государственных интересов в информационной сфере, определяющихся балансом между интересами государства, общества и личности.

Роль государства в информационном праве заключается в создании определенных условий для развития информационной среды, в которой реализуются конституционные права и свободы граждан и человека в области получения и использования информации, обеспечивая её законность и правопорядок для укрепления надежности и прочности конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета государства, а также гарантирования экономической, политической и социальной стабильности, и развития международного сотрудничества на взаимовыгодных условиях и равных правах.

В отдельно взятой же организации защита информации представляет собой комплекс мер и стратегию, включающую обеспечение правовой, организационной и инженерно-технической защиты. Этот комплекс регламентируется целым рядом различных нормативных документов, разработанных под каждую конкретную ситуацию, а их совокупность составляет общую стратегию по обеспечению информационной защиты. При этом, при разработке подобных документов, уполномоченному должностному лицу по обеспечению и организации безопасности на предприятии стоит избегать готовых решений, и самостоятельно подготовить необходимые документы, охватывающие все вопросы по информационной безопасности, привлекая при этом специалистов в сфере разработки и внедрения информационной безопасности.


2) Роль права как главного инструмента регулирования отношений в социальной сфере резко возрастает в стремительно развивающемся информационном обществе, где многие общественные отношения до сих пор неурегулированны. Растущая необходимость информационного общества в регулировании отношений ведёт к возникновению нового направления в праве – информационное право. Оно забирает на себя регулирование вопросов и проблем административного права, решения по которым собственными средствами являются для административного права недоступными и специфическим.

Так же в следствии развития информационных технологий в области социального управления из сферы административного права в сферу информационного права происходит перенос ряда вопросов, связанных с информационным обеспечением. Это происходит из-за растущего количества процессов информационной поддержки принятия решений в государственном управлении. Т.к. в демократизирующемся обществе в государственном управлении одним из основных постулатов является «информационная прозрачность» в административном аппарате, то и информационное обеспечение административного аппарата переходит под юрисдикцию информационного права.

3) Стандарты по информационной безопасности представляют собой ряд нормативных документов с обязательными или рекомендованными к выполнению мерами по обеспечению информационной безопасности. В частности в них приводятся подходы к оценке информационной безопасности и устанавливаются требования к уровню безопасности в информационных системах.
Сферы, в которых происходит стандартизация информационной безопасности, это: проведение аудита, построение моделей, разработка методов и механизмов по анализу и обеспечению защиты, криптография, межсетевое взаимодействие, управление и администрирование.
4) К основным отграничениям информационного права на современном этапе можно отнести:
• полный массив законодательства;
• становление, формирование и стремительное развитие правоотношений в информационной сфере, приводящих к расширению отношений информационной среде;
• социальная и экономическая заинтересованность государства в развитии и совершенствовании информационных отношений;
• наличие предмета правового регулирования.

Список использованной литературы


  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
  2. ГОСТ Р 51275-2006. Защита информации. Объект информатизации. Факторы, воздействующие на информацию.
  3. ГОСТ Р 50922-2006 Защита информации. Основные термины и определения.
  4. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2012 Информационная технология (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий.
  5. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018)
  6. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017)
  7. Алпеев А.С. Терминология безопасности: кибербезопасность, информационная безопасность. // Вопросы кибербезопасности, №8, 2014, С.82-88
  8. Бубнов, А.А. Основы информационной безопасности. 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2017. - 252 с.
  9. Гатчин Ю.А., Сухостат В.В. Теория информационной безопасности и методология защиты информации. 2-е издание. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2013. — 98 с.
  10. Журавлев М.С. Философия информационной безопасности. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, №5, 2014, С.64-69
  11. Кайнов В.И. Информационное право России: предмет, источники и субъекты информационного права, понятие, юридические свойства и виды информации, информационные права, свободы и гарантии граждан, право на доступ к информации о деятельности судебных органов, защита информации и ее режимы, виды охраняемой законом информации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 156 с.
  12. Марков А.С. Семь безопасных информационных технологий. Москва: ДМК, 2017. - 221 с.
  13. Панфилова О.А. Информационная безопасность и защита информации. Вологда: Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России, 2018. - 59 с.
  14. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: национальные стандарты Российской Федерации. 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 304 с.
  15. Рыданов А.А. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: правовые аспекты защиты информации. Санкт-Петербург: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2015. - 138 с.
  16. Сычев Ю.Н. Стандарты информационной безопасности. Защита и обработка конфиденциальных документов. Москва: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. – 206 с.
  17. Тараскин М.М. Комплексная защита информации в организации: монография. Москва: Русайнс, 2017. - 356 с.
  1. Алпеев А.С. Терминология безопасности: кибербезопасность, информационная безопасность. // Вопросы кибербезопасности, №8, 2014, С.82

  2. Панфилова О.А. Информационная безопасность и защита информации. Вологда: Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России, 2018. - 11 с.

  3. Тараскин М.М. Комплексная защита информации в организации: монография. Москва: Русайнс, 2017. - 25 с.

  4. Панфилова О.А. Информационная безопасность и защита информации. Вологда: Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России, 2018. – 23-24 с.

  5. Алпеев А.С. Терминология безопасности: кибербезопасность, информационная безопасность. // Вопросы кибербезопасности, №8, 2014, С.86

  6. Тараскин М.М. Комплексная защита информации в организации: монография. Москва: Русайнс, 2017. – 63-64 с.

  7. Гатчин Ю.А., Сухостат В.В. Теория информационной безопасности и методология защиты информации. 2-е издание. СПб.: СПбГУ ИТМО, 2013. — 44 с.

  8. Марков А.С. Семь безопасных информационных технологий. Москва: ДМК, 2017. – 137-138 с.

  9. Кайнов В.И. Информационное право России: предмет, источники и субъекты информационного права, понятие, юридические свойства и виды информации, информационные права, свободы и гарантии граждан, право на доступ к информации о деятельности судебных органов, защита информации и ее режимы, виды охраняемой законом информации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 18 с.

  10. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: национальные стандарты Российской Федерации. 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 33-34 с.

  11. Сычев Ю.Н. Стандарты информационной безопасности. Защита и обработка конфиденциальных документов. Москва: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. – 52 с.

  12. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017)

  13. Панфилова О.А. Информационная безопасность и защита информации. Вологда: Вологодский ин-т права и экономики ФСИН России, 2018. - 29 с.

  14. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  15. Рыданов А.А. Организационное и правовое обеспечение информационной безопасности: правовые аспекты защиты информации. Санкт-Петербург: Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2015. - 49 с.

  16. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: национальные стандарты Российской Федерации. 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 36 с.

  17. ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408-1-2012 Информационная технология (ИТ). Методы и средства обеспечения безопасности. Критерии оценки безопасности информационных технологий.

  18. Сычев Ю.Н. Стандарты информационной безопасности. Защита и обработка конфиденциальных документов. Москва: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. – 80 с.

  19. Кайнов В.И. Информационное право России: предмет, источники и субъекты информационного права, понятие, юридические свойства и виды информации, информационные права, свободы и гарантии граждан, право на доступ к информации о деятельности судебных органов, защита информации и ее режимы, виды охраняемой законом информации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. - 19 с.

  20. Родичев Ю.А. Информационная безопасность: национальные стандарты Российской Федерации. 2-е изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. - 41 с.

  21. Журавлев М.С. Философия информационной безопасности. // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки, №5, 2014, С.63

  22. Сычев Ю.Н. Стандарты информационной безопасности. Защита и обработка конфиденциальных документов. Москва: РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2017. – 111-112 с.

  23. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

  24. Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 N 5485-1 (ред. от 29.07.2018)

  25. Бубнов, А.А. Основы информационной безопасности. 3-е изд., стер. - Москва: Академия, 2017. - 213 с.