Файл: Налоговая система РФ и проблемы еe совершенствования.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Налогово-правовая политика активно влияет на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве, а сами налоги служат одним из основных источников финансовых ресурсов государства. При этом налоги из простого инструмента мобилизации доходов бюджетов государства превращаются в основной регулятор воспроизводственного процесса, оказывая прямое воздействие на пропорции, темпы и условия функционирования экономики. Посредством налогов перераспределяется значительная часть национального дохода страны, именно-с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры страны в целом, а также инвестируя в капиталоемкие и фондоемкие отрасли, обеспечивающие экономическую безопасность страны.
Поскольку налоговые поступления формируют основную часть доходов федерального, региональных и местных бюджетов, они, тем самым, обеспечивают возможность воздействия на пропорции и темпы общественного развития через их расходную часть. Эго позволяет органам государственного управления осуществлять бюджетное субсидирование отраслей промышленности и отдельных хозяйствующих субъектов, реализовывать социальную политику, направлять государственные инвестиции в экономику, проводить взвешенную ценовую и кредитную политику, организовывать общественные работы. За счет бюджетных расходов государство финансирует социально значимые секторы экономики, создает новые высокотехнологичные производства, формирует промышленную инфраструктуру в экономически отсталых регионах, осуществляет прямые заказы на производство социально значимой и стратегической продукции. Следовательно, налогообложение выступает в качестве элемента организации и управления процессами общественного производства и играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности государства.
В настоящее время, вносимые изменения и дополнения в Налоговый кодек Российской Федерации требуют постоянного исследования налогового законодательства. Данные обстоятельства и определяют актуальность исследования.
Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации.
Предметом исследования является порядок становления и совершенствование законодательства о налоговой системе Российской Федерации.
Цель исследования - изучение действующей в настоящее время налоговой системы Российской Федерации, выявление их недостатков и перспектив совершенствования налоговой системы.
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. Изучить понятие налоговой системы Российской Федерации.
2. Проанализировать становление и развитие законодательства о налоге на доходы физических лиц.
3. Рассмотреть виды налогов и сборов
4. Выявить основные направления совершенствования законодательства Российской Федерации о налоговой системе.
Оценивая состояние и степень разработанности темы исследования, следует отметить, что к налоговой системе обращалось большое ученых в области теории государства и финансового права, таких ученых, как, в частности, - Барулин С. В., Борзунова О.А., Дегтев СИ., Кучерявенко Н.П., С.Г. Пепеляев, Черник Д.Г., Шмелев Ю.Д., Халфина Р.О. и др.
Методологической основой исследования являются совокупность методов научного познания: формально-логического, комплексного, диалектического исторического, сравнительного правоведения, системного анализа, статистического и т.д.
Исторический метод позволил проследить становление налоговой системы.
Теоретическую основу исследования составили теоретические и научно-практические работы российских ученых по вопросам налогового законодательства, в общем, и налоговой системы – в частности.
Нормативная база исследования. При подготовке дипломной работы автор опирался на положения Конституции российской Федерации, действующее налоговое законодательство Российской Федерации, Указы Президента РФ, законы, постановления, областное законодательство Томской области.
Структура работы обусловлена целями и задачами и состоит из введения, трех глав, включающих пять параграфов, заключения, библиографического списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие налоговой системы
В отечественной науке налогового права на сегодняшний день не сложилось единого мнения по вопросу о понятии налоговой системы.
Очевидно, во многом такая ситуация обусловлена отсутствием ее легального определения. Понятие «налоговая система» относится к наиболее сложным проблемам юридической и экономической наук. Данная категория широко используется в научных и учебных работах, особенно при рассмотрении вопросов налогов и налогообложения. Однако, несмотря на значительное количество доктринальных формулировок данного понятия, до сих пор… отсутствует единое научное обоснованное понимание его сущности», - пишет Соколова Э.Д.[1] и рассматривает налоговую систему, как правовую форму налогообложения, определяемого экономическими условиями развития общества, функционирующего в условиях действия рыночных отношений[2]. Позволим себе не согласиться с указанным определением налоговой системы, поскольку правовая форма налогообложения есть не что иное, как налоговое законодательство.
Брызгалин А.В. предлагает трактовать налоговую систему как взаимосвязанную совокупность всех существующих в государстве общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения и имеющих экономический, политический, организационный и правовой характер[3], а Пепеляев С.Г. - как совокупность установленных в государстве существующих условий налогообложения[4].
В таком случае, нельзя согласиться с данными определениями: в первом определении налоговая система фактически отождествляется с налоговыми отношениями, а во втором - с условиями налогообложения. И если категория «налоговые отношения» является понятным термином – это общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения и составляющие предмет налогового права как отрасли права, то термин «условия налогообложения» представляет собой более широкое понятие и может включать в себя все аспекты налоговой сферы, в том числе планирование налогов, налоговый учет и контроль и т.д. На наш взгляд, эти аспекты должны быть объединены понятием налогового механизма, а не налоговой системы, поскольку система, хотя и состоит из отдельных элементов, все равно предполагает их определенную структурность и иерархичность, чего как раз и лишено определение, предложенное Пепеляевым С.Г.
Налоговый механизм представляет собой совокупность правил, форм и способов налогообложения, начиная от планирования налогов и заканчивая их учетом и составлением налоговой отчетности.
Указанный недостаток присутствует также в определении налоговой системы, данным Гуреевым В.И. и Кучеровым И.И. По мнению Гуреева В.И., «налоговая система…включает: а) налоговое законодательство, состоящее из законов и подзаконных нормативных актов; б) налоговые органы... осуществляющие налоговый контроль; в) налоговых представителей, которые от имени налогоплательщиков должны в соответствии с законом рассчитать, удержать и перечислить в бюджет налоги с дохода; г) ...теоретические положения ученых и практиков в сфере налогообложения»[5] Кучеров И.И. считает, что «налоговая система может быть определена как основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. В состав этой системы включаются не только налоговые платежи, в связи с уплатой которых возникают указанные отношения, но также налогооблагающие субъекты, то есть лица, в пользу которых уплачиваются налоги и сборы, налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты и некоторые др. Все эти элементы пребывают в постоянной и неразрывной взаимосвязи»[6] Смирникова Ю.Л. называет в качестве элементов налогообложения налоги и сборы.
Глава 2 Налогового Кодекса РФ содержит понятие системы налогов и сборов, которая представляет собой совокупность налогов и сборов, взимаемых в РФ.
Согласно НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и или муниципальных образований.
Согласно НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определённых прав или выдачу разрешений (лицензий).
Полагаем недопустимым выделение налогов и сборов в качестве единственных элементов налоговой системы, так как социальные связи между платежами и взносами невозможны.
Правовой формой общественного отношения является правоотношение. Правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права, это юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов.
Следует сделать вывод, что налоговая система - основанная на определённых принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся между государством и физическими лицами.
Возникает вопрос, какие правоотношения образуют налоговую систему: только налоговые, или отношения, составляющие налоговую систему, урегулированы и иными отраслями права.
Если обратиться к определениям налоговый системы, даваемым сторонниками той точки зрения, согласно которой налоговая система – совокупность правоотношений, - мы ясно увидим, что большинство авторов полагают, что налоговая система - это совокупность общественных отношений урегулированных несколькими отраслями права[7].
Структура правоотношений включает такие элементы как объект, субъект и содержание.
Объектами правоотношений являются разнообразные фактические общественные отношения.
Согласно ст. 2 НК РФ предметом регулирования законодательства о налогах и сборах являются властные отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Объект налогового правоотношения – денежные средства, которые должны быть внесены в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога и сбора или взысканы принудительно налоговыми органами[8]. То есть, объектом налогового правоотношения является налог или сбор.
Налоговые правоотношения - урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения, взимания налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений[9]. Отличительные признаки налоговых правоотношений:
- имеют место исключительно в сфере налогообложения,
- возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права,
- носят публичный характер,
- складываются по поводу денежных средств,
- обязательной стороной в них выступает государство в лице налоговых или финансовых органов.
Староверова О.В. указывает на то, что налоговые правоотношения имеют особые элементы – объект и субъект, благодаря чему отличаются от административных и финансовых[10].
Отсюда следует, что административные, финансовые, бюджетные, конституционные правоотношений, составляющие налоговую систему имеют иной объект, чем налог и сбор.
Предметом бюджетного права являются в том числе отношения, связанные в том числе с определением структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ и распределением их между бюджетами разных уровней.
Бюджетные правоотношения - урегулированные нормами бюджетного права общественные отношения, участники которых выступают носителями юридических прав и обязанностей, реализующими содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению, и использованию централизованных государственных и муниципальных денежных фондов.