Файл: Регулирование общественных отношений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Функционирование Интернета обеспечивают субъекты, предоставляющие информационные услуги - провайдеры, владельцы серверов, пользователи Интернета, потребители информации. Все они способствуют созданию единого мирового информационного пространства.

Сегодня существуют определенные проблемы правового регулирования отношений в виртуальной среде. Интернет не является ни объектом, ни субъектом информационного права. При этом существует множество отдельных объектов, входящих в Интернет, которые принадлежат конкретным лицам на праве владения или собственности, а также субъектов, вступающих в разного рода правоотношения в связи с отдельными объектами. Интернет рассматривается, как информационная среда, поэтому при его исследовании опираются на информационный подход, который базируется на методах правовой кибернетики и правовой информатики.

В виртуальной среде появляются новые свойства информации и новые юридические особенности как объекта правоотношений. Особенность регулирования информационных отношений обусловлена особенностью материального предоставления и передачи информации в информационной сети в электронном виде. Необходимы механизмы закрепления правового режима электронного документа, которые обеспечивает и подтверждает его оригинальность и достоверность. Эти сложности помогает преодолеть механизм электронной цифровой подписи.

В Интернете действуют три группы субъектов информационных отношений[7]:

  • 1 группа – лица, создающие программно-техническую составляющую информационной инфраструктуры: разработчики информационных сетей и технических средств, телекоммуникаций, средств связи, программных средств, оборудования, составляющего инфраструктуру Интернет.
  • 2 группа – субъекты, создающие и распространяющие информацию, подключающие к сети Интернет: специалисты, создающие информацию, информационные ресурсы и представляющие данные из этих ресурсов, а также возможность подключиться к Интернету и пользоваться его возможностями.
  • 3 группа – потребители информации из сети Интернет, множество субъектов, подключающихся к сети для получения информации и использующих ее в собственной деятельности.

Основные потребители информации и услуг, вступающие с поставщиками информации в информационные отношения, или лицами, предоставляющими услуги по хостингу:

  • потребители информации из сети Интернет;
  • потребители услуг виртуальной информационной почты;
  • потребители услуг по серверу;
  • производители информации, лица, функционирующие в области производства информации, в области создания информационных ресурсов, предоставления информационных услуг и продуктов;
  • производители по подключению к сети Интернет, предоставление услуг электронной почты и хостинга;
  • производители услуг по навигации в Интернете, обладатели информационных поисковых систем, собственники средств обеспечения информационной среды, субъекты сферы информационных технологий.

Основные объекты информационных отношений в Интернете[8]:

  • информационные ресурсы, информация, информационные услуги и информационные продукты;
  • информационные системы, программно-технические комплексы, информационно-телекоммуникационные технологии в качестве средства создания информационной инфраструктуры, средства связи, осуществляющие информационные процессы;
  • информационные права и свободы;
  • доменные имена;
  • интересы государства, общества и личности в информационной сфере;
  • информационная безопасность;
  • информационный суверенитет и информационная целостность государства.

1.2 Функции информационного права

Функции информационного права — это основные направления, которые воздействуют на поведение общества в информационно-правовой деятельности, смысл которой - достижение поставленных целей и решение задач в данной отрасли. Данное регулирование осуществляется через волю и сознание субъектов.

Функциональный признак — это главный элемент для обособления правовых отраслей. Он дает четкий ответ на вопрос об эффективности информационного права, который возникает постепенно и вызывается к жизни объективными потребностями. Правовое регулирование в информационной сфере без достоверных знаний о его возможностях и целях, без реального представления о результатах правовой работы не отвечает современному уровню развития общества и государства[9].

Выделяют следующие основные функции информационного права:

  • регулятивная;
  • защитная (охранительная);
  • восстановительная.

Регулятивная функция является основной в информационном праве. Она устанавливает определенный порядок в информационном обмене на предприятии, например, в кредитной организации. Информационные правоотношения помогают удовлетворять коллективную или индивидуальную потребности в социальной информации, в рамках предприятия, что вытекает из основы социального регулирования. В процессе этого формируются правила поведения граждан, которые отвечают запросам государства и общества в информационной сфере и обеспечивают основные информационные права и свободы гарантиями.

Защитная функция права вместе с регулятивной обеспечивают определенную упорядоченность и стабильность информационных процессов в обществе. Охранительная функция применяется в процессе обсуждения и принятия норм информационного законодательства.


Защитная функция информационного права регулирует много задач: так, с одной стороны, она стимулирует некоторые виды информационной деятельности, обеспечивает правильное поведение субъектов, исключая возможность другого поведения. С другой стороны, контролирует применение мер, которые отрицательно воздействуют на субъектов, чье поведение противоречит нормам информационного права. Данная функция находит свое отражение в нормах и других институтов данной отрасли права: институт информационной безопасности, а также рассмотрение информационных споров.

Информационное право осуществляет восстановительную функцию, которая обеспечивает баланс и равновесие отношений и прав, которые были нарушены противоправным поведением. Информационное право представляет специальную систему мер, которая обеспечивает пресечение противоправных действий, тех, что нарушают права граждан. Реализуя защиту и охрану общественных отношений, информационное право старается решить поставленную задачу в максимально сжатые сроки с минимальной затратой средств, тем самым усиливая социальную роль защитной функции права. Социальное предназначение права строится не только на охране прав и их регулировании, но и в предотвращении их нарушения.

Помимо всего перечисленного, принято выделять четыре специальные функции, которые присущи исключительно информационному праву и раскрывают его назначение и сущность:

  • производственная;
  • социальная;
  • интеграционная;
  • прогностическая.

Производственная функция имеет прямое влияние на технологические процессы. Обеспечивает эффективность производства, работает над улучшением качества продукции, контролирует целесообразное использование трудовых ресурсов, регулирует укрепление трудовой дисциплины в корпорации или определенной компании.

Социальная функция занята организацией трудовой занятости лиц, которые задействованы в отрасли высоких технологий, и тех, кто работает далеко от места работы на удаленном доступе; введением конкретных стандартов качества жизни общества и образования, которые смогут обеспечить свободное развитие граждан и их достойную жизнь; участвует в организации новых профессий и рабочих мест в сфере высоких технологий и информатики.

Интеграционная функция занимается изучением положений и наработок в информационном праве, которые используются в других государствах. Так как технологические инновации внедряются очень быстро, но информационные потоки не определены границами, информационное право обязывается более правильно и оперативно оформить новые отношения. Именно поэтому право взаимодействует с уже внедренными другими странами нормами и когда это нужно инкорпорирует их законодательство своего государства. Такое отработанное взаимодействие заметно в сфере электронной торговли и электронного документооборота.


Исходя из этого, видно, что главная роль принадлежит международным договорам и соглашениям, конвенциям, хартиям. Сюда относятся как ратифицированные Российской Федерацией, так и те, которые будут подписаны в ближайшее время.

Функция интеграции напрямую взаимодействует с интеграционным характером современной науки, а также процессами технологической конвергенции услуг и сетей связи. На сегодняшний день практически невозможно найти отличительные черты между информационными обменами, которые осуществляются благодаря средствам массовой информации, это журналы, газеты, телевидение, и электронными сообщениями через сеть Интернет, такими, как электронная презентация журналов и газет.

Прогностическая функция представляет наибольший интерес. Она имеет наиболее выраженный характер в информационном праве. Данную функцию информационного права заслуженно называют правом будущего. Прогностическая функция заключается в выработке информационным правом системы правовых средств, которые обеспечивают взаимодействие человека с техникой, инновациями среди информационных технологий в действующих областях деятельности и тех, которые появятся в ближайшее время. Именно поэтому весомое значение имеет изучение определенных перспектив развития различных явлений информатики, взаимосвязь информационного права с планированием, программированием, проектированием, управлением, целеполаганием.

2. Источники информационного права

2.1 Действующие стандарты информационной безопасности

Стандарты информационной безопасности представляют собой обязательные или рекомендуемые к выполнению документы, в которых определяются подходы к оценке уровня информационной безопасности и устанавливаются требования к безопасным информационным системам.

Стандарты в области информационной безопасности выполняют ряд важнейших функций[10]:

  • выработку понятийного аппарата и терминологии в сфере ИБ,
  • формирование шкалы измерений уровня ИБ,
  • согласованную оценку продуктов, обеспечивающих ИБ,
  • повышение технической и информационной совместимости ПО, обеспечивающего ИБ,
  • накопление информации о наиболее успешных и эффективных практиках обеспечения ИБ и их предоставление различным группам заинтересованной аудитории – производителям средств ИБ, экспертам, ИТ-директорам, администраторам и пользователям информационных систем,
  • функцию нормотворчества – придание некоторым стандартам юридической силы и установление требования их обязательного выполнения.

Главными областями стандартизации ИБ являются[11]:

  • аудит информационной безопасности,
  • построение моделей информационной безопасности,
  • методы и механизмы обеспечения информационной безопасности,
  • криптография,
  • безопасность межсетевых взаимодействий,
  • управление информационной безопасностью.

Существуют российские стандарты информационной безопасности (ГОСТ Р ИСО/МЭК 15408, ГОСТ Р 51275 и пр.), причем Федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании» декларирует принцип «применения международного стандарта как основы разработки национального стандарта, за исключением случаев, если такое применение признано невозможным вследствие несоответствия требований международных стандартов климатическим и географическим особенностям Российской Федерации, техническим и (или) технологическим особенностям или по иным основаниям, либо Российская Федерация в соответствии с установленными процедурами выступала против принятия международного стандарта или отдельного его положения»[12].

Необходимость следования некоторым стандартам информационной безопасности закреплена законодательно. Однако и добровольное выполнение стандартов очень полезно и эффективно, поскольку в них описаны наиболее качественные и опробованные методики и решения[13].

Национальная система стандартизации представлена совокупностью национальных сертификатов и общероссийских классификаторов. В данную структуру входят не только сами сертификаты, но и правила их разработки, последующего применения. В Российской Федерации национальный сертификат может применяться на добровольной основе, вне зависимости от страны или места происхождения.

При рассмотрении национального стандарта информационной безопасности, стоит учитывать тот факт, что возможность ограничения права на получение информации предусмотрена Конституцией для достижения[14]:

  • Государственной безопасности;
  • Общественной безопасности;
  • Соблюдения морали (нравственности), личной жизни, а также свобод иных лиц.

В этом же законе определены случаи, когда пользование информацией может быть ограничено в интересах личности. Цель таких ограничений – защита чести и достоинства, семейной тайны, в том числе и личной жизни.

В иерархии тайн первое место, безусловно, принадлежит государственным секретам. Ограничения в получении и распространении определённого рода информации, относящейся к обеспечению интересов государства, общества, их безопасности регулируются законодательством о государственных секретах. Отношения, связанные с коммерческой, профессиональной тайнами – отраслевым законодательством[15].