Файл: Общение как взаимодействие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.

Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении66.

63 Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 222 с.

64 Там же с. 52

65 Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 99 c 66 Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие /

А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 93 c.

К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.

Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.67

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя68.

Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения.

Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Xолл, который ввел сам термин «проксемика», перевод которого означает «близость»69.

К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры.

Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

  1. интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
  2. Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 86 с.
  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 97 c 69 Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2014. -

73 с. - (Хрестоматия по психологии).

  1. персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
  2. социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
  3. публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями70.

Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия71.

По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.

Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.

Психологическая совместимость – важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия72.

Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.

  1. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования/Л.С.Выготский – М.: АПН РСФСР, 2016 – 72 с.
  2. Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 84 с.
  3. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 94 c.

Н.А.Краягина выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность – недоминантность73.

К. Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека.

Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность.

Интровертированному типу личности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру.

Мобильность и ригидность – качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны74.


Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем.

При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим.

Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов, или действий.

Акт как единицу поведения человека впервые изучил Дж. Мид. Каждое действие можно рассматривать как единицу общения.

Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения.

Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения.

Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам75.

  1. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 84 c.
  2. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2014. - 632 с. - (Хрестоматия по психологии).

По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека – совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации76.

Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).

Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.

Перцепция – процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя77.

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д.78

Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.

В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.


  1. Крысько В.Г.Социальная психология/В.Г.Крысько. –М. Юрайт. 2014. – 85 с.
  2. Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-73 с..
  3. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 85 c.
  4. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дина, 2013. – 73 с.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.

В определенном смысле восприятие – это интерпретация79. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются80:

  1. эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией.

Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием;

  1. аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства81.

Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее, между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.

  1. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. – 95

с.

  1. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В.

Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 84 c.

  1. Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015.

- 84 с.

Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений82;

  1. механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения.

У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.

Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают.

Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах83.

Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.

2.2. Типы взаимодействий

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга84. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена

  1. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 96

c.

  1. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие /

А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 72 c.

  1. Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015.

- 47 с.

в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.

«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями»85.

Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равней или одна из сторон может сильнее влиять на другую - следовательно, можно выделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или

«сектор» деятельности86. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.

Карягина выделяет понятие «экстенсивность интеракции» - соотношение активности и психологического опыта человека, вовлеченного во взаимодействие, с общей суммой деятельности и психологического опыта, составляющих весь жизненный процесс человека.