Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
Люди быстро учатся приспосабливать свое вербальное поведение к изменяющимся обстоятельствам, но язык тела оказывается менее пластичным.
Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.
Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении66.
63 Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 222 с.
64 Там же с. 52
65 Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 99 c 66 Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие /
А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 93 c.
К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.
Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.
Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.
Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.
Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.67
К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя68.
Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения.
Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Xолл, который ввел сам термин «проксемика», перевод которого означает «близость»69.
К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.
Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры.
Эти нормы определены четырьмя расстояниями:
- интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;
- Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 86 с.
- Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 97 c 69 Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2014. -
73 с. - (Хрестоматия по психологии).
- персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;
- социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;
- публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.
Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.
Сущность интеракции в том, что в процессе совместной деятельности и общения между людьми возникает контакт, обусловленный индивидуальными особенностями субъектов, социальной ситуацией, доминирующими стратегиями поведения, целями участников взаимодействия и возможными противоречиями70.
Понятие интеракции дало название направлению социальной психологии – интеракционизму, для которого характерно изучение жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия71.
По теории интеракционизма развитие личности осуществляется в процессе общения индивида с членами определенной социальной группы в ходе совместной деятельности.
Действия каждого индивида всегда ориентированы на другого человека и зависят от него.
Психологическая совместимость – важный фактор успешного общения субъектов взаимодействия72.
Под психологической совместимостью в социальной группе понимают эффект взаимодействия, заключающийся в таком сочетании людей, которое позволяет осуществить их максимально возможную взаимозаменяемость и взаимодополняемость.
- Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования/Л.С.Выготский – М.: АПН РСФСР, 2016 – 72 с.
- Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 84 с.
- Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 94 c.
Н.А.Краягина выделял социальные качества человека, которые наиболее ярко проявляются при взаимодействии с другими людьми и влияют на психологические характеристики общения: интроверсия – экстраверсия, мобильность – ригидность, доминантность – недоминантность73.
К. Юнг первый описал экстраверсию и интроверсию как основные направленности или жизненные установки человека.
Экстравертированному типу личности свойственны направленность на окружающих, гибкость поведения, общительность.
Интровертированному типу личности присущи стремление к уединению, интерес к собственному внутреннему миру.
Мобильность и ригидность – качества, определяющиеся типологическими свойствами высшей нервной деятельности и темпераментом. Мобильные люди динамичны и выразительны74.
Ригидные люди предпочитают устойчивость и стабильность во всем.
При взаимодействии доминантного и недоминантного собеседников возникает проблема психологического подавления одного человека другим.
Процесс взаимодействия людей состоит из функциональных единиц взаимодействия – актов, или действий.
Акт как единицу поведения человека впервые изучил Дж. Мид. Каждое действие можно рассматривать как единицу общения.
Действие состоит из четырех фаз: фазы побуждения, фазы уточнения ситуации, фазы непосредственного действия и фазы завершения.
Любое взаимодействие включает в себя большое количество действий, складывающихся в систему поведения.
Выделено два показателя специфики поведения с учетом характера взаимодействия в процессе общения: внимание человека к интересам других людей; внимание к своим собственным интересам75.
- Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 84 c.
- Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2014. - 632 с. - (Хрестоматия по психологии).
По соотношению направленности на себя и направленности на партнера можно судить о развитии стратегии взаимодействия человека – совокупности доминирующих особенностей поведения человека в отношениях с другими людьми, проявляющихся в той или иной социальной ситуации76.
Выделяют основные стратегии взаимодействия: соперничество, компромисс, сотрудничество, приспособление и избегание (Р. Блейк, Д. Моутон, К. Томас).
Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, поскольку сущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира.
Перцепция – процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя77.
Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д.78
Социальное восприятие включает восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.
В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.
Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную и объективную.
- Крысько В.Г.Социальная психология/В.Г.Крысько. –М. Юрайт. 2014. – 85 с.
- Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-73 с..
- Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 85 c.
- Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дина, 2013. – 73 с.
Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов тем, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия.
В определенном смысле восприятие – это интерпретация79. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.
Механизмы социальной перцепции – способы, посредством которых люди интерпретируют и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются80:
- эмпатия – постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Нередко эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией.
Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием;
- аттракция – особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства81.
Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и так далее, между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга.
- Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. – 95
с.
- Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В.
Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 84 c.
- Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015.
- 84 с.
Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений82;
- механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения.
У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом.
Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают.
Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах83.
Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами.
2.2. Типы взаимодействий
В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга84. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.
Одной из общих форм социального взаимодействия выступает социальная группа, в которой поведение и социальный статус каждого члена
- Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 96
c.
- Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие /
А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 72 c.
- Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015.
- 47 с.
в ощутимой степени обусловлены деятельностью и существованием других членов.
«Совокупность индивидов, находящихся в психическом взаимодействии, составляет социальную группу, и это взаимодействие сводится к обмену различными представлениями, чувствами, хотениями, психическими переживаниями»85.
Взаимозависимость сторон в процессе взаимодействия может быть равней или одна из сторон может сильнее влиять на другую - следовательно, можно выделить одно- и двустороннюю интеракцию. Интеракция может охватывать как все сферы человеческой жизнедеятельности (тотальная интеракция), так и только какую-то одну специфическую форму или
«сектор» деятельности86. В независимых секторах люди могут не оказывать никакого влияния друг на друга.
Карягина выделяет понятие «экстенсивность интеракции» - соотношение активности и психологического опыта человека, вовлеченного во взаимодействие, с общей суммой деятельности и психологического опыта, составляющих весь жизненный процесс человека.