Файл: Общение как взаимодействие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-установления общности, инструментальному, осознания, самоопределения сплочения, инструментальному, трансляционному, самовыражения контактному, информационному, побудительному,

  1. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 88 c.
  2. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013.

- 77 c

  1. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А.

Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 90 c.

  1. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования/Л.С.Выготский – М.: АПН РСФСР, 2016 – 76 с.

координационному, понимания, эмотивному, установления отношений, оказания влиянии21.

Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить совокупность групп функций22:

1.Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

    1. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова; между различными социальными группами. Концептуальная идея такого деления функций лежит в представлении о взаимосвязи человека с обществом и миром в соответствии с простой моделью отношений: человек – деятельность

– общество.

1.2 Структура общения

В качестве структуры общения используется речевая (вербальная, словесная) и неречевая (невербальная) форматы23. Если на уровне слов люди используют конкретные значения своей языковой культуры, то на уровне

  1. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 95

c.

  1. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2014. -

84 с. - (Хрестоматия по психологии).

  1. Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-84.

невербального общения используются жесты, мимика, позы и жестикуляция. В цивилизованном мире для достижения общих целей нужно взаимодействие между людьми. Это достигается путем общения, которое помогает каждому отдельному индивиду понимать окружающих, вступать с ними во взаимоотношения, выражать собственные идеи и мысли. Общение наступает тогда, когда у людей возникают потребности, которые они не могут достичь без посторонней помощи.

Коммуникацию делят на 3 уровня:

Внутриличностный – это общение индивида с самим собой. Возникает при построении планов, решении задач, планировании и пр.

Межличностный – это общение между двумя индивидами ради построения определенных взаимоотношений.

Общественный – это общение человека с большой группой лиц. В структуре общения различают24:

    1. коммуникативную сторону;
    2. интерактивную сторону;
    3. перцептивную сторону.

Коммуникативная сторона общения выражается в обмене информации между людьми25.

Особенности процесса обмена информацией в процессе человеческого общения26:

      1. происходит не только передача информации, но и её формирование, уточнение и развитие;
      2. обмен информацией сочетается с отношением людей друг к другу;
      3. происходит взаимное влияние и воздействие людей друг на друга;
  1. Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-441 с.
  2. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 94 c.
  3. Крысько В.Г.Социальная психология/В.Г.Крысько. –М. Юрайт. 2014. – 44 с..

1)28:

      1. коммуникативное влияние людей друг на друга возможно только при совпадении систем кодификации у коммуникатора (отправителя) и реципиента (принимающего);
      2. возможно возникновение специфических коммуникативных барьеров социального и психологического характера27.

Структура общения как коммуникативной деятельности(см. Рисунок

  1. субъект общения – коммуникатор;
  2. объект общения – реципиент;
  3. предмет общения – содержательная часть отправляемой информации;
  4. действия общения – единицы коммуникативной активности;
  5. средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения29;
  6. продукт общения – образование материального и духовного характера, как итог общения.
  7. Крысько В.Г.Социальная психология/В.Г.Крысько. –М. Юрайт. 2014. – 421 с.
  8. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 73 c
  9. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. - 73 c.

Рисунок 1. Структура общения

Интерактивная сторона общения проявляется во взаимодействии людей друг с другом, то есть обмене информацией, побуждениями, действиями30.

Цель взаимодействия состоит в удовлетворении своих потребностей, интересов, реализации целей, планов, намерений31.

Типы взаимодействия32:

-положительные – взаимодействия, направленные на организацию совместной деятельности:

а) кооперация; б) согласие;

в) приспособление; г) ассоциация;

- отрицательные – взаимодействия, направленные на нарушение совместной деятельности, создание для неё препятствий:

  1. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 83 c.
  2. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 73 c
  3. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. - 141 c.

а) конкуренция; б) конфликт;

в) оппозиция; г) диссоциация.

Факторы, влияющие на тип взаимодействия33:

    1. степень единства подходов к решению проблем;
    2. понимание обязанностей и прав;
    3. способы решения возникающих проблем и др.

Перцептивная сторона общения выражается в процессе восприятия, изучения и оценки партнерами друг друга34.

Элементы социальной перцепции в структуре общения:

      1. субъект межличностного восприятия – тот, кто воспринимает (изучает) в процессе общения;
      2. объект восприятия – тот, кого воспринимают (познают) в процессе общения;
      3. процесс познания – включает познание, обратную связь, элементы коммуникации.

В процессе общения человек выступает сразу в двух ипостасях: как объект и как субъект познания35.

Факторы, влияющие на процесс межличностного восприятия:

  1. особенности субъекта:

а) половые различия: женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния, достоинства и недостатки личности, мужчины – уровень интеллекта;

б) возраст;

  1. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 84 c.
  2. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дина, 2013. - 72 c.
  3. Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 37 с.

в) темперамент: экстраверты точнее воспринимают, интроверты – оценивают36;


г) социальный интеллект: чем выше уровень социальных и общих знаний, тем точнее оценка при восприятии;

д) психическое состояние; е) состояние здоровья;

ж) установки – предшествующая оценка объектов восприятия; з) ценностные ориентации;

и) уровень социально-психологической компетентности и т. д.

  1. особенности объекта37:

а) физический облик: антропологические (рост, телосложение, цвет кожи и т. д.), физиологические (дыхание, кровообращение), функциональные (осанка, поза и походка) и паралингвистические (мимика, жесты и телодвижения) особенности личности;

б) социальный облик: социальная роль, внешний облик, проксемические особенности общения (расстояние и расположение общающихся), речевые и экстралингвистические характеристики (семантика, грамматика и фонетика), деятельностные особенности38.

  1. отношения между субъектом и объектом восприятия;
  2. ситуация, в которой происходит перцепция.
    1. Место взаимодействия в культуре общения

В социальной психологии существует специальный термин

«интерактивная сторона общения», этим термином обозначаются те компоненты общения, которые относятся к совместному взаимодействию

  1. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С. Выгодского)./Б.Д. Эльконин - М.: Тривола, 2014. - 85 с.
  2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2008 – 411 с.
  3. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 74 c

людей и организации их деятельности39. Логически достаточно легко прийти к тому выводу, что общение и взаимодействие людей это единые компоненты, но достаточно трудно разделить эти два понятия.

Некоторые из психологов рассматривают общение и взаимодействие как человеческую коммуникацию в узком смысле этого слова, то есть просто как обмен информацией, другие считают, что эти два компонента относятся друг к другу как форма некоторого процесса и содержание этого процесса. В некоторых случаях считается, что они связанны между собой, но и в то же время самостоятельны, общения как коммуникация , взаимодействие как интеракция40. Эти разногласия частично порождаются тем, что понятие

«общение» понимается в некоторых случаях то в широком смысле, то в узком смысле этого слова.


Если рассматривать характеристику структуры общения с учетом того, что общение принимается в широком смысле этого слова, то есть как реалия общественных и межличностных отношений, и оно включает в себя коммуникацию как обмен информацией (в узком смысле), то вполне возможно допустить то, что взаимодействие предстает, как другая сторона общения, в отличие от коммуникативной стороны41.

Любой коммуникативный процесс рождается в результате какой-то совместной деятельности, развитие этой деятельности предполагает обмен знаниями и различными идеями по поводу этой деятельности. Каждый участник совместной деятельности должен принимать участие в ней и вносить какие-то свои коррективы и вкладываться в нее.

Участники не только обмениваются информацией, но и организовывают и планируют совместные действия. Причем один индивид может

  1. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 90 c.
  2. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 96 c.
  3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2008 – 85 с.

регулировать своими планами действия другого индивида, в результате чего деятельность становится совместной или групповой.

Из этого всего напрашивается вывод, что другая сторона общения, которая обозначается понятием «взаимодействие» – это фиксация не только обмена информацией меж индивидами, но и организация совместной деятельности42.

Интерактивная сторона общения – это, по сути, процесс взаимодействия людей. Основатель этого направления, Герберд Мид, считал, что человек развивается и осознаёт, понимает лучше себя не с помощью обратной реакции окружающих, а непосредственно в момент совместной деятельности. Он считал, что если личность хочет измениться и стать на кого-то похожей, простого наблюдения за кем-то недостаточно. Процесс пойдёт, если они вместе начнут что-то делать, тогда, контактируя и соприкасаясь своими истинными «я», они неосознанно будут влиять друг на друга43.

Интерактивная сторона общения - это термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности44.

Коммуникативный процесс рождается на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее45. Для ее участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией,