Файл: Общение как взаимодействие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

отношения своей эмоциональной основой «окрашивают» взаимодействие, но даже при негативной окраске взаимодействие осуществляется108.

Организуя взаимодействие, важно учитывать то, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность. Это возможно при наличии взаимопонимания между субъектами, что во многом определяется имеющейся у человека системой ценностей109.

Системы ценностных ориентаций формируются на личностном уровне. Центральным мотивом являются либо интересы социальной общности, бескорыстия, не предполагающие реального вознаграждения – альтруизм, либо индивидуальные интересы безотносительно к интересам других – эгоизм, либо соблюдается баланс интересов индивидуальных и общественных. Рассмотрение альтруизма и эгоизма как противоположных ценностей не всегда оправдан, так как в реальных жизненных ситуациях альтруизм одного может приводить к развитию эгоизма у другого.

Функционально-ролевые взаимосвязи в совместной деятельности определяют выбор форм общения. Например, руководитель согласно своей функциональной роли чаще прибегает к приказам, просьбам, санкциям110.

Каждая общность людей имеет свои средства воздействия в различных формах коллективной деятельности, в которых отражаются социально- психологические особенности образа жизни: обычаи, традиции, обряды, ритуалы, праздники, песни, танцы, художественная литература и т. д.

Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками111. Так, одна из схем предлагает выделить три возможные формы, или модели:

  1. Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-73 с.
  2. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. – 294 c.
  3. Там же с. 299
  4. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 95

c.

1 ) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других — «совместно-индивидуальная деятельность» (пример — некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание);

  1. когда общая задача выполняется последовательно каждым участником — «совместно-последовательная деятельность» (пример — конвейер);
  2. когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными — «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример — спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро)112.

Психологический рисунок взаимодействия в каждой из этих моделей своеобразен, и дело экспериментальных исследований установить его в каждом конкретном случае.

Однако задача исследования взаимодействия этим не исчерпывается. Подобно тому, как была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная/тема взаимодействия сопряжена со сложившимися отношениями между участниками взаимодействия113.

Общественные отношения «даны» во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, частью которой (или формой организации которой) взаимодействие является.

Межличностные отношения также «даны» во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях (будет ли это сотрудничество или соперничество), так

  1. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 77 c.
  2. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 99 c.

и степень выраженности этого типа (будет ли это более успешное или менее успешное сотрудничество)114.

Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие115. Но вместе с тем такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия. Так, даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями, и, наоборот, в какой мере оно «подчинено» выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует.

Поэтому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла116. Мотивация участников взаимодействия в каждом конкретном акте выявлена быть не может именно потому, что порождается более широкой системой деятельности, в условиях которой оно развертывается.

Поскольку взаимодействия «одинаковы» по форме своего проявления, в истории социальных наук уже существовала попытка построить всю систему социального знания, опираясь только на анализ формы взаимодействия (так называемая формальная социология Г. Зиммеля). Убедительный пример недостаточности только формального анализа взаимодействия дает традиция, связанная с исследованием альтруизма. Альтруизм относится к такой области проявлений человеческой личности, которые приобретают смысл лишь в системе определенной социальной деятельности117. Вопрос здесь упирается в


  1. Там же. - 84 c.
  2. Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015. - 222 с.
  3. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С. Выгодского)./Б.Д. Эльконин - М.: Тривола, 2014. - 62 с.
  4. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум / Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 84 c.

содержание нравственных категорий, а оно не может быть понято лишь из

«близлежащих» проявлении взаимодействия. Является ли альтруистическим поведение человека, помогающего бежать злостному преступнику? Только более широкий социальный контекст позволяет ответить на этот вопрос.

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность; именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию118. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен»119. Причем если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.

Таким образом, для познания механизма взаимодействия необходимо выяснить, как намерения, мотивы, установки одного индивида

«накладываются» на представление о партнере и как то и другое проявляется в принятии совместного решения. Иными словами, дальнейший анализ проблемы общения требует более детального рассмотрения вопроса о том, как формируется образ партнера по общению, от точности которого зависит успех совместной деятельности. Такая постановка вопроса требует перехода к рассмотрению третьей стороны общения, названной перцептивной.

  1. Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015. - 36 с.

119 Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015. - 43 с

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подведя итог выше изложенному, можно сделать заключение, что общественные отношения даны для того, чтобы взаимодействовать на социальную действительность, частью которой является общение как взаимодействие.

В связи с тем, что взаимодействие по своей форме поведения схожи, в истории социальных и психологических наук неоднократно принимались попытки к исследованию термина общения как взаимодействия.


Общение представляет собой особую форму деятельности нескольких субъектов, которая осуществляется посредствам психического взаимодействия, информационного обмена информации. Общение, как правило, происходит с различными эмоциональными проявлениями, эмоции являются обязательным компонентом общения. Общение как взаимодействие требует активного участия в беседе двух собеседников. И если коммуникативное общение ограничено только сообщением информации, а восприятие – просто выслушиванием чужого мнения, то уже любая реакция собеседника переводит процесс общения в другую категорию. Некоторые люди испытывают трудности общения. Причины бывают самые разные. Аутизм, неумение выражать свои мысли, стеснительность и скрытность приводят к тому, что личность замыкается внутри себя, она способна только к восприятию, но внешне никак не реагирует на полученную информацию. Постепенно люди, которым просто как воздух необходима ответная реакция собеседника, начинают обходить такого человека стороной. Очень часто за молчаливостью и внешней отрешённостью скрывается нежное отзывчивое сердце, а внутри постоянно ведётся глубокая душевная работа. И если кому- то удастся «разговорить», расположить к себе эту натуру, превратить обычное восприятие в общение как взаимодействие, то ему чрезвычайно повезёт.

Первое условие для того, чтобы между двоими происходило именно общение как взаимодействие, к тому же и результативное – это верное

распределение позиций собеседников. То есть в каждой конкретной ситуации один является ведущим, а другой – ведомым. Во время беседы следует соблюдать эту «субординацию».

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность. Именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками. Очевидно, что от меры понимания партнерами друг друга зависит успешность стратегии и тактики совместных действий, чтобы был возможен их «обмен». Причем, если стратегия взаимодействия определена характером тех общественных отношений, которые представлены выполняемой социальной деятельностью, то тактика взаимодействия определяется непосредственным представлением о партнере.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Андреева Г.М. Социальная психология/Г.М.Андреева, Н.Н.Богомолова, Л.А. Петровская – М.: Аспект Пресс, 2008 – 411 с.
  2. Баксанский, О.Е. Современная психология: теоретические подходы и методологические основания/ О.Е. Баксанский, В.М. Самойлова. - М.: КД Либроком, 2013. - 368 c.
  3. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327 c.
  4. Бороздина, Г.В. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 463 c.
  5. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования/Л.С.Выготский – М.: АПН РСФСР, 2016 – 514 с.
  6. Гуревич П.С.Психология. Учебник для бакалавров/П.С.Гуревич. Юрайт. 2013. – 325с.
  7. Гуревич, П.С. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / П.С. Гуревич. - М.: Юнити-Дина, 2013. - 559 c.
  8. Ефимова, Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 c.
  9. Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2013. - 576 c.
  10. Караяни, А.Г. Психология общения и переговоров в экстремальных условиях: Учебное пособие / А.Г. Караяни, В.Л. Цветков. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 247 c.
  11. Котова, И.Б. Общая психология: Учебное пособие / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К, Академцентр, 2013. - 480 c
  12. Кравченко, Ю.Е. Психология эмоции. Классические и современные теории и исследования / Ю.Е. Кравченко. - М.: Форум, 2012. - 544 c
  13. Корягина, Н.А. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / Н.А. Корягина, Н.В. Антонова, С.В. Овсянникова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 437 c.
  14. Крысько В.Г.Социальная психология/В.Г.Крысько. –М. Юрайт. 2014. – 521с.
  15. Корнилова Т.В.Экспериментальная психология. Учебник для бакалавров/Т.В. Корнилова. – М. Дрофа. 2013 – 332 с.
  16. Макарова, И.В. Общая психология: Краткий курс лекций / И.В. Макарова. - М.: Юрайт, 2013. - 182 c.
  17. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2013. - 583 c.
  18. Немов, Р.С. Общая психология в 3х тт.: Психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С. Немов. - Люберцы: Юрайт, 2015. - 739 с.
  19. Рамендик, Д.М. Общая психология и психологический практикум

/ Д.М. Рамендик. - М.: Форум, 2013. - 304 c.

  1. Петровский А.В. Психология: учебник. - 4-е изд., стереотип./А.В.Петровский- М.: Academia, 2015. - 501 с.
  2. Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2014. - 751 с. - (Хрестоматия по психологии).
  3. Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c.
  4. Столяренко, Л.Д. Психология общения: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин. - Рн/Д: Феникс, 2013. - 317 c.
  5. Хухлаева О.В.Психология развития и возрастная психология. Учебник для бакалавров. Гриф УМО./О.В.Хухлаева- М. Юрайт.2013.-516с.
  6. Шеламова, Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования / Г.М. Шеламова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.
  7. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно- исторической теории Л.С. Выгодского)./Б.Д. Эльконин - М.: Тривола, 2014. - 168 с.