Файл: Страхование и его государственное регулирование (Развитие страхования в России).pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
Определим причины падения интереса к страхованию у населения, помимо снижения уровня жизни. Следует, что доля выплат относительно страховых премий невысока. Страховые компании сознательно завышают тарифы, объясняя это тем, что необходимо создать страховые резервы. Такое положение не устраивает клиентов, вынужденных существенно переплачивать за страховую услугу.
Специалисты в области страхования называют еще одну важную причину. Данный вид страхования существенно поддерживался за счет развития потребительского кредита и ипотечного страхования. Клиенты должны были в обязательном порядке застраховаться от несчастных случаев и заболеваний из-за боязни банков потерять плательщика. Поскольку объемы потребительского и ипотечного кредитования снизились, уменьшилось количество договоров по страхованию.
Страхование при кредитовании имеет ряд преимуществ. Родные получают права собственности сразу после гибели заемщика. Переоформлять кредит или продавать собственность не нужно. При оформлении полиса проценты по кредиту будут значительно меньше.
Недостатки. Необходимо прохождение медицинского осмотра. При наступлении страховых случаев клиент должен доказать, что у него не было (либо он не скрывал) хронических болезней. Причинение травмы или смерти не должно быть в состоянии опьянения (алкогольное или наркотическое). Договор стоит от 0,50 до 1 % от суммы займа в год. Следует также внимательно изучать содержание договора, потому что существуют исключения из всех страховых случаев (например, самоубийство заемщика). Сумма, которая потрачена на страховку по стандартной схеме, не возвращается. Ежемесячная плата за кредит получается больше, потому что в нее включена оплата страховки. Наконец, большой объем сбора документов после наступления страхового случая.
Несмотря на недостатки применения страховки при получении кредита, зачастую у клиента нет выбора.
Итак, подведем итоги:
1. Страхование от несчастных случаев и заболеваний необходимо для наших граждан в силу роста нестабильности и наличия рисков.
2. Объемы страховых премий и выплат по данному виду страхования постепенно растут, хотя медленно.
3. На показатели страхования оказывают влияние внешние и внутренние факторы, снижающие уровень жизни и объемы страхования.
4. Страховые компании зачастую сами делают страхование от несчастных случаев малопривлекательным из-за жестких условий и высоких тарифов.
Важно в ближайшее время предпринять следующее:
1. Нужно пересмотреть тарифы по страхованию, особенно для социально незащищенных категорий граждан.
2. Нужно больше рекламировать страхование. По-видимому, следует относить рекламу страхования к социальной рекламе и уменьшить для нее расценки.
3. Возможно, нужно вводить льготы по НДФЛ на законодательном уровне для тех, кто страхует свою жизнь и здоровье, ведь тем самым страхователь заботится не только о себе, но и о своей семье.
4. Следует усилить государственный контроль за страховщиками (есть риск клиентов «бегать» за страховщиком, чтобы выбить свои выплаты; компании банкротятся, и страховые платежи граждан могут сгореть).
Страхование от несчастных случаев и болезней зарекомендовало себя в России как достаточно распространенное и востребованное страхование как в форме индивидуального, так и коллективного страхования. Произошедшие и предстоящие изменения в налоговом, гражданском, социальном законодательстве позволяют предположить, что данный вид страховой деятельности будет одним из наиболее востребованных, недорогих и динамичных видов страхования.
Организация рынка туристического страхования и пути повышения его объемов в России
Согласно статистике последних лет, наблюдается положительная динамика количества несчастных случаев за рубежом и при путешествиях в пределах Российской Федерации, в том числе тяжелых - включая летальный исход и необходимость репатриации тела к постоянному месту жительства. При данном происшествии, туристу будет необходима квалифицированная медицинская помощь -здесь стоит вспомнить о наличии услуг туристического страхования.
К сожалению, большинство граждан Российской Федерации не пользуются услугами страховых компаний перед выездом за рубеж. Исследование данной проблемы очень важно для повышения уровня этики туризма, что в свою очередь приведет к повышению количества страхований жизни на случай болезни или же летального исхода, а также к уменьшению количества страховых случаев. В Российской Федерации активное развитие рынка туристического страхования началось 10-15 лет назад, и это все еще сказывается на просвещенности граждан относительно страховых полисов.
Спецификой туристского рынка является явное преобладание услуг. Товары и услуги в данной сфере могут быть потреблены при условии перемещения потребителя в место производства, в то время как обычные товары и услуги готовы к употреблению после перемещения к потребителю.
Также для рынка туристических услуг характерно неравномерное распределение спроса в течении года (к примеру, для активного отдыха на горнолыжных курортах) и широкий диапазон эластичности спроса, что привносит свои нюансы. Стоит учитывать, что в силу потребления услуг туристами на месте временного проживания, структуру потребления нужно рассматривать как совокупность обязательных, специфических и дополнительных потребностей.
Выезжая за рубеж, турист попадает в непривычные для него условия, что является большим стрессом для организма, особенно при долгих перелетах в страны, радикально отличающиеся по погодным условиям. По официальной статистике Ростуризма, наиболее популярными из стран дальнего зарубежья для отдыха стали Турция, Финляндия, Эстония. Из стран ближнего зарубежья - Абхазия и Казахстан.
Однако, по количеству страховых случаев лидируют иные страны - Турция, Египет и Таиланд. Большинство страховых компаний признают Турцию бесспорным лидером по количеству страховых случаев. Наиболее частые диагнозы - гастроэнтерит, которым обозначают весьма широкий список, начиная от диареи и заканчивая дизентерией, простуды и травмы. Последнее появляется в связи с низкой культурой туризма, что уже было упомянуто в начале статьи. Крайняя неосторожность в активном отдыхе приводит к растяжениям, переломам, вывихам. Также нельзя не отметить частое появление страховых случаев, связанных с перегревом. Погодные условия Турции довольно существенно отличаются от российских, в связи с чем клиенты страховых компаний часто получают ожоги, солнечные удары, проявляются симптомы гипертермии.
Наблюдается положительная динамика и в количестве страховых случаев, связанных с авариями. Многие туристы берут в аренду автомобили, но ситуация на турецких дорогах оказывается для них слишком непривычной, в связи с чем многие аварии имеют летальный или же очень тяжелый исход. В данном случае необходимо увеличивать минимальный стаж вождения для сдачи автомобиля в аренду, что практически невозможно в связи с потерей прибыли для компании-арендодателя и высокой конкуренцией на рынке проката автомобилей.
Также, многие туристические компании упоминают Египет, как страну, неблагоприятную в плане страховых случаев. Климат и антисанитария вызывают большое количество заражений различными инфекциями. Предотвратить это возможно за счет проведения инструктажей перед выездом туристов за рубеж, а также за счет сознательного выбора гражданами более надежных мест размещения а так же добровольным медицинским страхованием, включающим в себя вакцинацию.
Аналогично неблагополучны в данном плане страны Африки, ОАЭ, Таиланд. Таиланд традиционно показывает большое количество травм, сопряженных с автомобильными авариями. Это связано с большой популярностью скутеров, а также с их легкодоступностью в плане аренды. Также, в Таиланде регистрируется большое количество отравлений в связи с низким уровнем санитарных норм и кардинальных различий в культуре приготовления и употребления пищи.
Меньший процент страховых случаев показывают европейские страны, такие, как Италия, Германия, Франция, Швейцария. Это обусловлено основными типами отдыха, которыми пользуются туристы - отпуск с целью покупок, осмотра достопримечательностей и гастрономические туры. Данные виды туризма менее травмоопасны, нежели активный горнолыжный отдых или пляжный, где легко можно пострадать от перегрева и прочих факторов окружающей среды.
При расчете страхового полиса стоит учитывать возраст страхуемого. Так, в последнее время увеличилось количество людей старше 55-60 лет, которые путешествуют на дальние расстояния. Смена климата, еды, многочасовые перелеты или поездки на поездах не проходят бесследно для пожилых людей. Для данных граждан стоит подбирать наиболее щадящие климатические условия и стараться уменьшить длительность перелетов, а также проводить полное обследование перед выездом за рубеж.
Совсем иная группа выезжающих - младенцы или дети возрастом до 3-х лет вместе со своими родителями. Часто происходит заражение данной категории лиц вирусными инфекциями и тяжелыми заболеваниями по причине отсутствия минимального набора прививок, необходимых в данном возрасте. Особенно часто страховые случаи с участием детей происходят в вышеупомянутых странах -Египет, Турция, Тайланд, а также в странах с низким уровнем санитарных норм. Этого можно избежать, выбирая проверенные места временного пребывания и сделав все необходимые прививки, прежде чем будет приобретена путевка.
Крайне остро стоит проблема страхования при туризме в пределах Российской Федерации. По данным ВСС (Всероссийский союз страховщиков) менее трех процентов россиян, путешествующих в пределах РФ, оформили страховку в 2016 году.
«По статистике страхового сообщества, количество застрахованных челове-копоездок в 2016 году составило 14,2 миллиона. Это мы подсчитали общее число российских туристов за рубежом и по России. Есть данные, что по России в 2016 году путешествовало порядка 60 миллионов человек, и только 1,7 миллиона туристов были застрахованы на время поездки» - председатель комитета по вопросам страхования в туризме Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Юлия Алчеева. При этом ВСС подтвердил, что количество застрахованных внутренних туристов постепенно растет. Если в 2012 году со страховкой путешествовали по стране 728,6 тысячи человек, то в 2016 году их количество увеличилось почти в 2,4 раза и превысило 1,7 миллиона человек.
Нередко страховые случаи возникают по вине туроператоров, выбравших более дешевый пансион в угоду прибыли и популярности тура, а не качеству. Двух-, трехзвездочные отели могут не иметь кондиционеров в номерах, что приведет к гипотермии, или же возможны не надлежащие санитарные условия. Неверный выбор сопровождающего группу также может привести к неприятным исходам.
К сожалению, и в нынешнее время туристические агентства относятся к страхованию жизни потребителя с пренебрежением, выбирая неблагополучные страховые компании. В то же время, данный выбор может ухудшить репутацию туристического агентства в глазах потребителя, что приведет к падению популярности и понижению конкурентоспособности на рынке туристических услуг. Также, неудачный выбор страхового агентства для туристической фирмы может обернуться весьма весомой потерей прибыли.
Одна из наиболее весомых проблем, затормаживающих темпы роста и развития страхового рынка Российской Федерации - менталитет рядового гражданина, укрепившийся в сознании постсоветский уклад, при котором вся ответственность за причиненный и полученный ущерб во время внутреннего отдыха несет сам турист. Особенно актуально этот вопрос встает для горнолыжных курортов России, когда любая травма катающихся приводит к снижению популярности курортов и оттоку туристов. Для решения данной проблемы Дмитрий Медведев поручил правительству до конца 2017 года проработать вопрос о введении обязательного страхования жизни и здоровья туристов на горнолыжных курортах, как было сообщено на сайте кабинета Министров.
В связи с увеличением рисковых факторов, связанных с террористическими угрозами в Турции и восточном направлении, а также осложнением отношений с Евросоюзом и Украиной, особенно актуальна роль туристических страховых полисов добровольного страхования. Повышение количества маркетинговых компаний и доступность информации в сети Интернет могут значительно повысить грамотность населения в данном вопросе, что увеличит оборот внутреннего рынка туристического страхования в России. Также стоит обратить внимание на просветительскую деятельность в иных источниках, как то телевидение или печатные материалы, для большего охвата аудитории.
Заключение
Сегодня с достаточной степенью уверенности можно утверждать, что имеются объективные предпосылки для наличия интереса к институту страхования в России. К факторам, влияющим на его развитие, необходимо отнести снижение финансовых возможностей населения как следствие глобального кризиса и в тоже время существование риска возникновения дополнительных расходов, например, в связи с получением медицинской помощи или обучением детей, снижением государственных социальных гарантий по обеспечению нетрудоспособных по возрасту или состоянию здоровья. Кроме того, в России, как и в большинстве западных стран, постепенно становятся популярными, сделки с оплатой в кредит, при совершении которых от покупателя требуется предоставление финансовых гарантий, и наличие соответствующего договора страхования жизни служит одной из таких гарантий.