Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf
Добавлен: 29.04.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1 Предпринимательская деятельность как необходимый элемент
1.2. Содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Глава 2. Регулирование предпринимательской деятельности на муниципальном уровне
3. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии, стабилизация экономики, то есть устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета, посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.
4. Обеспечения занятости населения, обеспечение социальной защиты и социальной гарантии, суть которой в гарантированном обеспечении всех работающих минимумом заработной платы, пенсиями по старости и инвалидности, пособиями по безработице; в обеспечении различных видов помощи малоимущим; в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией[12].
5. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма. В рыночной экономике конкуренция – один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция – основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции, снижать издержки на ее производство.
6. Защита окружающей среды и пользования природными ресурсами.
7. Соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования[13].
Таким образом, государственное регулирование предпринимательской деятельности заключается в соблюдении, например, требований, установленных государственными стандартами, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов их контроля и маркировки; обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) устанавливаемые санитарными и ветеринарными правилами и нормами, что позволяет обеспечить соответствующие условия для нормального развития экономики и предпринимательства, в частности[14].
1.3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности
Правовое регулирование предпринимательской деятельности – это одна из исторически сложившихся форм деятельности людей, возникающая в ходе взаимодействия и разрешения противоречия между общим и частным экономическими интересами. Отношения предпринимательства носят товарно-имущественный характер и складываются у субъектов с конкретными интересами в целях получения экономической выгоды. Предпринимательство способствует повышению материального и духовного достатка общества[15].
В юридической литературе преобладает следующая трактовка понятия «субъект права» - это реальный (не абстрактный) носитель субъективного права и обязанности, то есть физическое или юридическое лицо, наделенное определенным объемом юридических прав и обязанностей. Под статусом субъекта права понимается его правовое положение, характеризуемое системой юридических прав и обязанностей, то есть стабильным правовым состоянием субъекта. По нашему мнению, в тех сегодняшних условиях, когда развиваются, устанавливаются и усложняются экономические связи, субъектами предпринимательской деятельности могут выступать не только индивидуальные предприниматели и предприятия, но и их группировки, такие как производственно-хозяйственные комплексы, которые, как правило, не признаются субъектами права, но обладают некоторыми элементами хозяйственной правосубъектности – холдинги, финансово-промышленные группы[16].
Как считают специалисты в области юриспруденции, государственное регулирование – это система мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативно-правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности: создание условий цивилизованного функционирования рынка, стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса, решение макроэкономических проблем.
Контроль и последующее госрегулирование в предпринимательской сфере подразделяются на прямой, то есть финансовый, экологический, санитарный, а также контроль за качеством и сертификацией продукции; и косвенный, который включает в себя систему льгот и налогов, особую ценовую политику.
В силу комплексного регулирования множества отношений между лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и другими субъектами предпринимательской деятельности в зависимости от вида правонарушения к субъекту предпринимательской деятельности могут применяться меры административно-правовой, финансовой, уголовно-правовой, гражданско-правовой и других видов ответственности[17].
Гражданско-правовая ответственность применяется к правонарушителю – лицу, нарушившему обязательства, в качестве мер имущественного характера: возмещение убытков, уплата неустойки[18].
Административно-правовая ответственность, как правило, наступает за совершение предпринимателем административного проступка, предусмотренного КоАП РФ, в виде уплаты штрафа, предупреждения.
Уголовно-правовая ответственность, реализуемая только в судебном порядке, наступает за совершение преступлений, предусмотренных УК РФ, таких как незаконное предпринимательство. К уголовной ответственности могут привлекаться только конкретные физические лица (индивидуальные предприниматели, должностные лица). Юридическое лицо к уголовной ответственности привлечено быть не может.
Вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя осуществляется только по установленным законодательством основаниям и в пределах правомочий этих органов.
В соответствии с Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[19] не чаще, чем один раз в три года, проводятся плановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предметом которых является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям[20].
Антимонопольное регулирование как одно из направлений государственной политики должно охватывать несколько самостоятельных аспектов влияния контрактных отношений на конкуренцию, экономическую эффективность и благосостояние потребителей: снижение благосостояния потребителей в результате монополистической деятельности вертикальных рыночных структур, возникающих на основе нестандартной контрактации. Эффект вертикальных ограничений, как правило, носит разнонаправленный характер и зависит от целей участников соглашения и от того, насколько точно и эффективно эти цели реализованы в условиях контракта[21].
В настоящее время в зарубежной практике применения конкурентного права к контрактным отношениям антимонопольные органы отказались от безусловного вменения участникам вертикальных соглашений целей ограничения конкуренции и монополизации товарных рынков. Применение такого подхода предполагает, что антимонопольные органы признают возможность существования иных экономических целей у участников соглашения. Как показывает практика, для предпринимателей особенное значение имеют отношения с органами государственной власти, связанными с контрольной функцией государства в данной сфере финансово-хозяйственной деятельности (рис. 1) [22].
Рисунок 1 – Структура контрольных функций государства
в сфере предпринимательской деятельности.
Контрольная функция государства в сфере хозяйственной деятельности представлена в форме нормативных правовых актов, для них характерна обязательность выполнения со стороны предпринимателей. При этом органы государственной власти и местного самоуправления вправе осуществлять лишь такие проверки, на которые прямо уполномочены нормами права, регламентирующими их компетенцию[23].
Принятие части первой Гражданского кодекса РФ 1994 г., несомненно, стало серьезным этапом развития нормативной базы, касающейся предпринимательской деятельности, - был разрешен ряд проблем, устранены некоторые неточности и необоснованные ограничения предпринимательской деятельности, существовавшие в ранее действовавшем законодательстве. Однако правоприменительная практика и анализ принятых норм показали, что они несовершенны и нуждаются в дальнейшем дополнении, то есть возникают различные проблемы в формировании правового статуса граждан, коммерческих организаций в отношениях предпринимательства.
В данный момент, назрела реальная необходимость в усовершенствовании законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность, связанная с усилением контроля за его выполнением; разработкой различных муниципальных программ по развитию предпринимательства.
На сегодняшний день многие юристы решают заниматься базовым федеральным законом, закрепляющим отношения в финансово-хозяйственной деятельности, таким как Кодекс о предпринимательстве – комплексный нормативный акт, в котором были бы уточнены и дополнены основы предпринимательства и на базе которого должно осуществляться формирование основной системы правовых актов, регулирующих данные отношения.
По нашему мнению, при создании системы отслеживания законодательства и правоприменения можно повысить само качество законодательства и эффективность его применения. Реализация на практике комплексного, а также профессионального анализа принимаемых законов и практики их применения требует своего рода правового, организационного, методологического обеспечения.
Создание единой государственной информационно-аналитической системы мониторинга законодательства и правоприменения позволило бы, с одной стороны, повысить качество экспертизы, а с другой - своевременно выявлять системные проблемы в правовом регулировании. Кроме прочего, это дало бы возможность консолидировано, совместно ставить перед законодателем вопросы, связанные с противоречивостью законодательства, пробелами в нем, давать предложения по совершенствованию правового регулирования[24].
Выводы
Предпринимательство реализуется как форма производственных взаимоотношений по поводу создания и реализации продукции. Предпринимательство выражает структуру отношений между предпринимателями и потребителями. Как процесс предпринимательство есть цепочка последовательных действий, начиная от возникновения идеи, затем реализации и предоставления результатов. Процесс оканчивается получением прибыли
Цели государственного регулирования и развития предпринимательства сводятся к созданию институциональных условий для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур.
Регулируя предпринимательскую деятельность, государство реализует ее по следующим направлениям (возлагает на себя следующие основные функции):
1) создание нормативно-правовой базы;
2) оказание влияние на оперативно-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности с использованием экономических рычагов: установление квот, пошлин, лимитов, иных ограничений или поощрений;
3) обеспечение строгого соблюдения правовых предписаний при осуществлении предпринимательской деятельности через систему контрольно-ревизионных мер;
4) обеспечение защиты прав и интересов всех субъектов и участников предпринимательской деятельности.
Глава 2. Регулирование предпринимательской деятельности на муниципальном уровне
Предпринимательство представляет собой огромный, центральный пласт экономической системы, а, следовательно, является и основой социальной составляющей государства.
Несмотря на свободу экономической деятельности, совершенно очевидно, что для полноценного развития общества необходимо ее регулирование со стороны органов власти.
Как справедливо отмечает некоторые авторы, место и роль государства в экономике каждой страны определяется эффективностью применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются различные социально-экономические и иные задачи. В современных условиях наблюдается усиление государственного воздействия на экономические процессы, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с хозяйствующими субъектами, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования. Это общая тенденция, характерная для большинства стран с развитой экономикой[25].