Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.04.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В настоящее время развитие предпринимательства является одним из главных факторов устойчивого роста экономики. Именно гибкость и динамичность предпринимательства позволили ему стать основой экономической жизни в развитых странах.

Немалое социально-экономическое значение предпринимательства определяет не только нужду государственной поддержки его развития, но и свидетельствует о имеющемся собственном потенциале предпринимательских структур.

Анализ данных проблем свидетельствует о необходимости теоретического переосмысления проблемы улучшения и преобразования государственного регулирования предпринимательства на основе анализа применяемых в социально-экономической практике подходов к его реализации. Как показывает практика, рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина в частности, да и экономика любой страны не может нормально развиваться, если государство не обеспечит соответствующие для этого условия, от того и велика роль государства в развитии предпринимательства.

Цель работы – исследовать государственное регулирование предпринимательства.

В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность предпринимательства как обязательного элемента современной экономики.
  2. Исследовать вопросы содержания государственного регулирования предпринимательства.
  3. Рассмотреть правовое регулирование предпринимательской деятельности.
  4. Исследовать вопросы регулирования предпринимательской деятельности на муниципальном уровне.

Объектом исследования является предпринимательство.

Предметом исследования является государственное регулирование предпринимательства.

Научно-методическая основа работы. Для написания работы были изучены нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и специальной литературы.


Глава 1. Теоретические аспекты государственного регулирования предпринимательской деятельности

1.1 Предпринимательская деятельность как необходимый элемент

современной экономики

Предпринимательство представляет собой проявление, задействующее все сферы экономики. При усложнении структуры хозяйственных связей, прогресса производительных сил и производственных отношений, наблюдается расширение понимания о предпринимательстве[1].

В основе диалектики предпринимательской деятельности находится двойственный характер всей хозяйственной практики людей. Самоуправление и экономическая свобода тесно связаны, но экономическая свобода продиктована обязанностями и ответственностью предпринимателя[2].

Предпринимательство одновременно является и экономическим явлением, и процессом. Оно реализуется как форма производственных взаимоотношений по поводу создания и реализации продукции. В этом смысле предпринимательство выражает структуру отношений между предпринимателями и потребителями. Как процесс предпринимательство есть цепочка последовательных действий, начиная от возникновения идеи, затем реализации и предоставления результатов. Процесс оканчивается получением прибыли[3].

Постиндустриальная ступень развития общества продиктовала другие приоритеты хозяйствования. Рационализация не использования ресурсов, а метода хозяйствования становится главным элементом предпринимателя. Целевые намерения связаны не с максимизацией личного результата, а с обеспечением стабильности организации. Следовательно, в постиндустриальной экономике инновационная практика становится ведущим признаком предпринимательства.

В более обобщенном варианте предпринимательская деятельность определяется как процесс согласования экономических целей субъекта предпринимательства, работника и государства, который и объясняет взаимовыгодность деятельности предпринимательской системы для всех субъектов взаимодействия.

При рассмотрении предпринимательства как объекта государственного контроля необходимо учесть, что оно выступает как последствие единства институциональных требований и ресурсного потенциала предпринимательских структур[4].


Главным условием трансформации системы государственного контроля предпринимательства является формирование институциональных условий для увеличения экономической и социальной надежности бизнеса.

Таким образом, предпринимательство рассматривается как единство институциональных условий и ресурсных возможностей предпринимательских систем, определяющих совокупность последовательных шагов со стороны предпринимателя, в качестве итоговой цели которых выступает слаживание экономических интересов всех ее сообщников посредством получения и распределения добавленной стоимости. Несоответствие активности предпринимателя по воплощению потенциала предпринимательской системы и заданных государством ограничений ведет к невыполнению предпринимательством своей социально-экономической функции.

Предпринимательская система как производственный коллектив тоже имеет потенциал саморазвития. С одной стороны, потенциал саморазвития предпринимательства можно представить как единство статики и динамики. С другой стороны, это совокупность внутренних и внешних элементов, выступающих источником развития экономики. Проявляется потенциал саморазвития предпринимательства через экономические права и социальную ответственность. Экономические права есть власть хозяйствующих субъектов в экономике, достигающаяся посредством экономических средств. Другим проявлением потенциала саморазвития предпринимательства является его социальная ответственность[5].

Принимая участие в социальных проектах, предпринимательская система обеспечивает осуществление своих социальных функций, решая проблемы, связанные с занятостью населения[6].

На территориальном уровне государственное регулирование осуществляется в виде программ поддержки Минэкономразвития, отраслевых программ развития. О неэффективности государственного регулирования свидетельствует также низкая результативность реализуемых программ поддержки предпринимательства в регионах.

Государство выбирает механизм государственного регулирования в соответствии с двумя главными целями – осуществление стратегических и социальных приоритетов функционирования хозяйственного комплекса страны.

Формой проявления данного подхода на уровне формирования инструментария государственного регулирования будет выбор достаточно активной государственной поддержки для сфер предпринимательства, которые играют стратегическую и общественную роль, а также создание благоприятных институциональных условий для предпринимательства в целом.


Однако необходимо выделять две целевых установки: меры по увеличению экономической роли предпринимательских систем; меры по повышению социальной ответственности бизнеса[7].

Цели государственного регулирования и развития предпринимательства сводятся к созданию институциональных условий для реализации потенциала саморазвития предпринимательских структур.

Главными принципами реализации этого алгоритма выступают:

– скоординированность национальных стратегических приоритетов и потребностей территории;

– совмещение общественной необходимости и экономической целесообразности;

– единство финансовых потребностей бизнеса и перспективных возможностей.

Ступенями реализации алгоритма выступают:

1) на федеральном уровне:

– определение преимуществ развития национального хозяйства;

– определение масштабов и форм государственного участия в поддержке предпринимательской деятельности;

2) на региональном уровне:

– определение сфер деятельности, требующих развития с помощью активизации в них предпринимательской деятельности;

– выявление специфики предпринимательской деятельности в интересующей;

– определение форм государственного регулирования;

– формирование механизма контроля и оценки результативности предпринятых мер;

3) на федеральном уровне:

– корректировка механизма государственной поддержки предпринимательской деятельности на основе согласования с органами региональной власти[8].

1.2. Содержание государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование – это комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, осуществляемых на основе нормативных правовых актов, в целях стабилизации существующей социально-экономической системы, направленных на:

  • создание условий цивилизованного функционирования рынка: определение формы собственности хозяйствующих субъектов и правил управления;
  • создание механизма обеспечения исполнения хозяйственных договоров;
  • защиту интересов и прав потребителей; установление стандартов и мер;
  • предупреждение споров между предпринимателями;
  • стратегическое планирование науки и научно-технического прогресса;
  • решение макроэкономических проблем: пропорциональность развития экономики; темпы экономического роста; объем национального производства;
  • внешнеэкономические связи страны; уровень занятости и социальная защита населения.

Таким образом, с помощью государства происходит перераспределение материальных благ, создается конкурентная среда в экономике, рынок обеспечивается необходимой оперативной информацией, уменьшаются негативные последствия деятельности отдельных предпринимателей, нарушающих установленные нормы осуществления предпринимательской деятельности[9].

Регулируя предпринимательскую деятельность, государство реализует ее по следующим направлениям (возлагает на себя следующие основные функции):

1. Создание нормативно-правовой базы. Государство разрабатывает и принимает законы и подзаконные акты, определяющие права собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции, регулирующие отношения между субъектами предпринимательской деятельности[10].

2. Оказание влияние на оперативно-хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности с использованием экономических рычагов: установление квот, пошлин, лимитов, иных ограничений или поощрений.

3. Обеспечение строгого соблюдения правовых предписаний при осуществлении предпринимательской деятельности через систему контрольно-ревизионных мер. Осуществляя государственный контроль (надзор), что способствует обеспечению законности при осуществлении предпринимательской деятельности (проведение проверок деятельности субъектов предпринимательской деятельности на предмет выполнения ими обязательных требований к товарам, работам, услугам в соответствии с принимаемыми нормативно-правовыми актами) [11].

4. Обеспечение защиты прав и интересов всех субъектов и участников предпринимательской деятельности.

При этом важно отметить, что регулирование предпринимательской деятельности, а в более широком смысле, экономики, может осуществляться только на основе ясно выраженной государственной экономической политики, которая не всегда может быть четко сформулирована и надлежащим образом оформлена, определенно стабильна и предсказуема, что говорит о ней, как величине «переменной», зависящей от конкретной реальной ситуации на рынке, решаемых государством на данном этапе задач и условиях развития конкретных рыночных отношений.

При решении регулирования предпринимательской деятельности государство решает и стратегические задачи:

1. Формирование государственного бюджета.

2. Обеспечение национальной безопасности и обороны в стране. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.