Файл: Контрольная работа Математические методы теории сетей связи.pdf
ВУЗ: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича
Категория: Методичка
Дисциплина: Сети связи
Добавлен: 25.10.2018
Просмотров: 4257
Скачиваний: 34
Начальные условия:
задано n
n=2
m
–1?
Определение порядка корней
неприводимых сомножителей x
n
+1
Определение числа корней
каждого порядка
Корни имеют
один порядок?
Да
Нет
Вычисление степеней
неприводимых сомножителей
и их числа с корнями каждого порядка
Построение циклотомических классов
и нахождение их представителей
Нахождение двойственных многочленов
для неприводимых сомножителей
Нахождение неприводимых
сомножителей по их корням
или по таблицам
Все неприводимые
сомножители найдены?
Конец
Да
Нет
Да
Нахождение
нового n = η
Нет
Шаг 10. Из таблиц приложения для степени 6 находим по представи-
телям циклотомических классов многочлены:
3 127 В
х
6
+ х
4
+ х
2
+ х +1 и двойственный ему х
6
+ х
5
+х
4
+х
2
+1,
9 015
х
3
+ х
2
+1 и двойственный ему х
3
+х+1,
21 007
х
2
+х+1.
Найденные пять неприводимых многочленов совместно с многочле-
ном х+1 представляют все неприводимые сомножители двучлена х
21
+1.
Пример 2.5.2. Найти неприводимые сомножители х
13
+1 над GF(2).
Шаг 1. Степень разлагаемого двучлена равна 13.
Шаг 2. Число 13 не может быть представлено в виде 2
m
– 1.
Шаг 3. Ближайшее целое число, большее числа 13, которое может
быть представлено в виде 2
m
– 1 и делится на 13, есть η=2
12
–1 (табл. 2.4.2).
Шаг 4. Порядок корней двучлена х
13
+1 равен φ(13) =12.
Шаг 5. Все корни двучлена х
13
+1 кроме корня х = 1, имеют порядок 12.
Шаг 6. См. шаг 5.
Шаг 7. Может быть пропущен.
Шаг 8. Циклотомический класс по модулю 13:
{1, 2, 4, 8, 3, 6, 12, 11, 9, 5, 10, 7}, т. е. в разложение двучлена х
13
+1 входит
неприводимый многочлен степени 12, принадлежащий показателю 13. По
модулю η=2
12
–1 этому многочлену соответствует циклотомический класс
с представителем s = (2
12
–1)/13 = 315.
Шаг 9. Может быть пропущен.
Шаг 10. Из таблиц приложения для степени 12 определяем, что иско-
мый многочлен – 315 17777 D. Этот результат вполне ожидаем и мог быть
определен еще на шаге 4.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
В каждом из 6 разделов студент должен ответить на 1 вопрос или
решить одну задачу, в зависимости от задания. Студент должен ре-
шить в итоге 6 заданий, которые выбирает самостоятельно из переч-
ня, приведенного в каждой теме.
1. Основные алгебраические системы,
используемые в теории кодирования
Линейные коды и математический аппарат, используемый для их опи-
сания и построения.
Группа, кольцо, поле. Примеры использования в теории кодирования.
Подгруппы и смежные классы.
Действия над смежными классами.
Литература: см. 1.1 и 1.2.
Цель. Изучить основные алгебраические системы, используемые в
теории помехоустойчивого кодирования. Получить навыки в решении за-
дач, связанных с понятиями группа, кольцо, поле.
Контрольные вопросы
1.1. Показать, что множество всех целых чисел (положительных, отри-
цательных и нуля) является группой по операциям:
а) обычного сложения G
+
,
б) обычного умножения G
.
В группе G
+
по операции сложения выделить подгруппу, состоящую
из чисел:
а) кратных 3,
б) кратных 4,
в) кратных 5.
Построить смежные классы для каждой из этих подгрупп.
1.2. Проверить, обладают ли полученные в п. 1.1 смежные классы
групповыми свойствами:
а) по операции сложения,
б) по операции умножения.
1.3. Являются ли образованные в п. 1.2 смежные классы кольцом? По-
чему?
1.4. Являются ли образованные в п. 1.2 смежные классы полем? Почему?
1.5. Построить все возможные двоичные последовательности длины 5.
Являются ли они группой по операции поразрядного сложения по mod 2?
Доказать.
1.6. Образовать все возможные подгруппы в группе двоичных после-
довательностей длины 5 по операции, введенной в п. 1.5.
(Рассмотреть элементы группы как вектора и воспользоваться понятием
базиса векторного пространства. Для каждой подгруппы указать ее порядок).
1.7. Для каждой найденной подгруппы в п. 1.6 найти подгруппу из это-
го же множества с ортогональными векторами. Ортогональности векторов
соответствует равенство нулю их скалярного произведения.
1.8. Что нужно сделать, чтобы все последовательности длины 5 из
п. 1.5 стали кольцом?
1.9. Является ли кольцо из п. 1.8 полем?
1.10. Какие подполя существуют в поле из всех двоичных последова-
тельностей длины 5?
1.11. Проверить, что элементы поля GF(2
2
) α и 1+α являются корнями
многочлена π(х)=1+х+х
2
в двоичном поле.
Примеры решения задач и дополнительные задачи
1.12. Перечислить групповые аксиомы и привести примеры по их вы-
полнению для операций сложения и умножения.
Решение
I. Замкнутость:
a, b є G; a □ b=с є G.
II. Ассоциативность:
(a □ b) □ c=a □ (b □ c), где a, b, c є G.
III. Наличие единичного элемента е:
a □ e=e □ a, где e, a є G.
IV. Наличие обратных элементов
a
:
a □ a
= a
□ a=e, где a, a
, e є G.
V. Коммутативность:
a □ b=b □ a, где a, b є G.
VI. Дистрибутивность:
(a + b) c=ac+bc, где a, b, c є G.
В I–V □ означает либо + (операция сложения), либо × (операция ум-
ножения).
1.13. Число p – простое число. Дать определение простого поля, ука-
зать число элементов и сформировать таблицы сложения и умножения для
р = 2 и 3.
Решение
а) p = 2:
GF(2) – совокупность классов вычетов по mod 2, удовлетворяющая
групповым аксиомам по операциям сложения и умножения:
- замкнутость,
- ассоциативность,
- наличие единичного элемента,
- наличие обратных элементов,
- коммутативность,
- дистрибутивность.
Сформируем классы вычетов:
… –10 –8
–6
–4
–2 {0}
2
4
6
8
10
…
…
–9
–7
–5
–3
–1 {1}
3
5
7
9
11
…
Поле GF(2) содержит 2 элемента 0 и 1; 0={0}, 1={1}.
Таблицы сложения и умножения:
+
0
1
×
0
1
0
1
0
1
1
0
0
1
0
0
0
1
б) p = 3:
GF(3) – совокупность классов вычетов по mod 3:
…
–12
–9
–6
–3
{0}
3
6
9
12
…
…
–11
–8
–5
–2
{1}
4
7
10
13
…
…
–10
–7
–4
–1
{2}
5
8
11
14
…
Классы вычетов удовлетворяют групповым аксиомам по операциям
сложения и умножения (см. п. а)
Поле содержит 3 элемента 0, 1, 2; 0 ={0}, 1={1}=1, 2={2}.
Таблицы сложения и умножения:
+
0
1
2
×
0
1
2
0
1
2
0
1
2
1
2
0
2
0
1
0
1
2
0
0
0
0
1
2
0
2
1
1.14. Задана совокупность всех двоичных последовательностей длины 3:
000 , 001 , 010 , 011 , 100 , 101 , 110 , 111. Найти последовательности, орто-
гональные каждой из перечисленных.
Решение
Последовательности ортогональны, если их скалярное произведение
равно 0.
Умножение двоичных последовательностей выполняется по правилам
скалярного произведения векторов над двоичным полем, т.е. с использова-
нием таблиц сложения и умножения по mod 2.
000 – ортогональна всем последовательностям,
так как (000)×(е
1
е
2
е
3
) = 0×е
1
+ 0×е
2
+ 0×е
3
= 0 для любого е
i
= 0 или 1.
001 – ортогональна всем последовательностям, содержащим 0 в край-
нем справа разряде: 000, 100, 010, 110.
010 – ортогональна всем последовательностям, содержащим 0 в сред-
нем разряде: 000, 001, 100, 101.
011 – ортогональна всем последовательностям, содержащим только ну-
ли или только единицы в двух крайних справа разрядах: 000, 011, 100, 111.