Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие источников предпринимательского права России, их основные особенности.
Глава 2. Применение источников предпринимательского права
2.1 Особенности применения источников предпринимательского права
2.2 Применение норм иностранного права
Глава 3. Проблемы систематизации предпринимательского законодательства
Введение
Предпринимательское право сегодня является неотъемлемой частью системы российского права как права рыночной экономики. однако понимание предпринимательского права как самостоятельной комплексной отрасли российского права, а тем более с тенденцией становится основной отраслью права не всегда разделяют все юристы. вопрос о единстве и дифференциации правового регулирования имущественных отношений являлся дискуссионным в советское время. основные споры велись между представителями экономического права и гражданско-правовых понятий. первый регулировании Единой отраслью хозяйственного права отношений по регулированию хозяйственной деятельности горизонтальный отношения между юридически равными субъектами и отношений для руководства. сторонники гражданского подхода отстаивали точку зрения, согласно которой хозяйственные отношения не могут регулироваться единой самостоятельной отраслью права, а должны регулироваться разными отраслями права.
Наиболее последовательно точка зрения, согласно которой предпринимательское право не может обособляться в специальную отрасль права, отстаивается в работах Е. А. Суханов. В то же время, он признает "отделение соответствующего законодательства и выделение учебной дисциплины, посвященной изучению правового регулирования предпринимательской деятельности, которые носят комплексный характер, охватывающий частного права и строительными публичного права".
Сторонники концепции хозяйственного права основана на том, что законодательство в сфере предпринимательства, экономики не может быть только частным или только публичным. соответствующие сферы жизнедеятельности общества в силу своей специфики не предполагают возможность формирования исключительно частного или публичного права. Кроме того, разграничение права на отрасли и обоснование их самостоятельности-это важный вопрос для правовой науки и преподавания права. но эта проблема является более бытовым, имеет важное значение для самих ученых-юристов перед обществом в целом, полнота и эффективность правового регулирования предпринимательства в России.
Концепция предпринимательского права как комплексной отрасли права уже много лет разрабатывается в РФ и в концепции зарубежных стран "бизнес-права" или business law. С этих позиций было сделано более 60 лет назад выводы В. К. богаче что комплексные отрасли права должны соответствовать трем условиям:
Совокупность правовых норм должна соответствовать определённому, специфическому кругу общественных отношений, то есть иметь предметное единство.
Регулируемый такой совокупностью специфический круг отношений должен обладать крупной общественной значимостью.
Образующий такую совокупность нормативно-правовой материал должен обладать обширным объёмом.
Наиболее последовательная позиция о самостоятельности предпринимательского права как отрасли права отстаивается в работах В. В. Лаптева В. К. Мамутова, В. С. Мартемьянова, хотя существуют определенные различия неконцептуального характера. поэтому В. С. Мартемьянов определял предпринимательское право как отрасль права, которая "свод правил, регулирующих деловые отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Специфика предпринимательского права и предпринимательского права находит выражение в сочетании, взаимодействии частно-правовых и публично-правовых интересов, частноправовых и публично-правовых средств. следует отметить, что сегодня трудно отнести ту или иную отрасль права только частным или только публичным правом. происходит сближение частно-правовых и публично-правовых сфер регулирования, что выражается, в частности, значительным увеличением роли суда в разрешении возникающих споров путем использования публично-правовых средств.
Таким образом, наиболее обоснованной и адекватно отражающей реалии сегодняшнего этапа развития системы российского права является точка зрения, согласно которой предпринимательское право является самостоятельной комплексной отраслью российского права с тенденцией перерастания в основную отрасль.
С началом реформ во второй половине 80-х гг. XX в. частный капитал стал легализовываться, принимать активное участие в скупке государственного имущества в ходе приватизации. В результате разгосударствления, демонополизации и приватизации экономика России перестала быть социалистической, превратившись в многоукладную, сама сущность которой обусловливает процессы социально-экономической дифференциации и роста частного капитала.
За непродолжительный период (10-15 лет с конца 80-х гг. XX в.) частный капитал занял ведущие позиции в экономике России, что является естественным следствием преобразований.
В данной работе необходимо рассмотреть источники предпринимательского права в России.
Источник предпринимательского права - это внешняя форма выражения норм предпринимательского права, то есть разнообразные способы фиксации, закрепления сложившихся в сфере предпринимательства юридических по своей природе правил.
Тема источников предпринимательского права в наше время весьма актуальна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, значит, изменяются и источники. Категория «источники права» в науке обычно толкуется в двух взаимосвязанных аспектах. Во-первых, к ним относят объективные факторы, «порождающие» право как социальное явление. В качестве таких факторов выступают материальные условия жизни общества, экономические, политические и социальные потребности господствующего класса и иных социальных групп. Иначе говоря, в данном случае речь идет об источнике права в материальном смысле слова. Во-вторых, понятие источника права связывают и с непосредственной деятельностью уполномоченных органов государства по формированию права, приданию ему формы законов, указов, постановлений и других нормативно-юридических документов. Здесь мы имеем дело с понятием источников права в формальном или юридическом смысле слова.
Цель курсовой работы: определить понятие источников предпринимательского права; выявить место предпринимательского законодательства как источника в предпринимательском праве России; определить влияние международных норм предпринимательского права.
Объектом исследования является процесс изучения источников предпринимательского права.
Методы исследования: философский, сравнительно- правовой, метод анализа и синтеза.
Главная задача курсовой работы: проследить изменение предпринимательского законодательства.
Ведущие авторы: Жилинский С.Э., Белых В.С., Анохин В.С., Ершова И.В.
Глава 1. Понятие источников предпринимательского права России, их основные особенности.
Под источником права понимаются определенные формы выражения государственной воли, складывающиеся из принятых в определенном порядке компетентными государственными органами актов, которыми устанавливаются нормы права.
Источниками предпринимательского права признаются нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие предпринимательские отношения.
Источники предпринимательского права – формы выражения и внешнего закрепления норм и принципов права, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Сегодня правовое регулирование предпринимательской деятельности совершенствуется и изменяется достаточно быстро. Данные обстоятельства обуславливаются тем, что предприниматели, в целях улучшения своей производительности, получения большей прибыли, совершенствуют свою деятельность, разрабатывают различные способы взаимодействия, что, в правовом и демократическом государстве, должно подкрепляться на законодательном уровне. Переплетение и взаимодействие норм частного и публичного права в области регулирования предпринимательских отношений, деятельности прослеживается в положениях Основного закона Российской Федерации – Конституции РФ. Ввиду законодательно закрепленного единства экономического пространства важно обеспечить и единую правовую регламентацию таких правоотношений в масштабах государства.
Предпринимательское законодательство, нормы которого устанавливают правовые основы единого рынка, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, недропользования, и другие вопросы, которые находятся в ведении как России РФ, так и её субъектов (ст. ст. 71–72 Конституции РФ) .
Выделяют следующие виды источников предпринимательского права:
1) нормативные правовые акты;
2) иные источники .
1. Нормативный-правовой акт – это официальный письменный документ, принятый (изданный) в определенной форме компетентными правотворческими органами и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм. Он может быть, как постоянно действующим, так и временным, рассчитанным на конкретно установленный срок, определяемый точной датой или наступлением того или иного события.
Система нормативных правовых актов в себя включает:
1) законы (законы Российской Федерации и законы субъектов Российской Федерации).
Законы – нормативные правовые акты, принимаемые высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующие, как правило, наиболее значимые общественные отношения .
Высшую юридическую силу имеет Конституция Российской Федерации, являющаяся правовой основой отечественного законодательства, все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.
Законы Российской Федерации принимаются в виде:
– законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
– федеральных конституционных законов (например, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации»);
– федеральных законов (в том числе кодексов), например: ГК РФ (часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.07.2017), часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017), часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017), часть четвертая от 18.12.2006 № 230ФЗ (ред. от 01.07.2017)); НК РФ (часть первая от 31.07.1998 № 146ФЗ (ред. от 18.07.2017), часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.07.2017); федеральные законы от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О рынке ценных бумаг», от 21.11.2011 № 325-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «Об организованных торгах»; от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и т. д.
К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов Российской Федерации, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Например, Закон Вологодской области от 01.05.2006 № 1446-ОЗ (ред. от 28.10.2016) «О регулировании градостроительной деятельности на территории Вологодской области» (принят Постановлением Законодательного Собрания Вологодской области от 19.04.2006 № 238);
2) подзаконные акты (акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти).
Подзаконные акты – это нормативные правовые акты органа государственной власти, имеющие более низкую юридическую силу и издаваемые на основе и во исполнение законов . Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.
Подзаконные акты подразделяются:
– на акты Президента Российской Федерации, например: указы Президента Российской Федерации от 03.07.1995 № 662 (ред. от 16.10.2010) «О мерах по формированию общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке Российской Федерации», от 01.07.1996 № 1008 (ред. от 16.10.2000) «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации»;
– акты Правительства Российской Федерации, например: постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2012 № 221 (ред. от 16.11.2012) «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров», «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов», «Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте»); от 23.01.2006 № 32 (ред. от 03.02.2016) «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных»;