Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 105

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Определенной спецификой обладают правила применения правовых норм, содержащихся в нормативных постановлениях Правительства РФ и ведомственных нормативных актах. Постановления Правительства РФ, содержащие правовые нормы, которые регулируют предпринимательские отношения, могут быть изданы только на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч. 1 ст. 115 Конституции России). Как отмечается в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2001 г. по делу о проверке конституционности п. 2 ст. 16 Закона Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», поскольку Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан (п. «е» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ) и действует на основании и во исполнение федеральных законов (ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, ст. 2 и 3 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»), ни оно само, ни другие органы исполнительной власти не вправе устанавливать не предусмотренные федеральным законом обязанности и обременения, ограничивающие конституционные права и свободы граждан.

В силу п. 7 ст. 3 ГК РФ органы исполнительной власти могут издавать акты, регулирующие в числе прочих предпринимательские отношения в случаях и пределах, предусмотренных Кодексом, другими законами и иными правовыми актами. При этом ведомственные нормативные акты подлежат государственной регистрации в соответствии с установленным порядком. Верховный Суд РФ признает незаконным и не подлежащим применению со дня издания ведомственный нормативный акт, не зарегистрированный в установленном порядке в Министерстве юстиции РФ. Как указал Верховный Суд РФ, государственной регистрации подлежать нормативные акты министерств и ведомств РФ, затрагивающие права и законные интересы граждан или имеющие межведомственный характер, независимо от срока действия (постоянные или временные) и содержащихся в них сведений.

2.2 Применение норм иностранного права

Основой для применения международных актов являются положения ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и ст. 7 ГК РФ.

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила международного договора.

Положения международных договоров применяются к отношениям возникающим между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.


Международными договорами признаются соглашения, заключаемые между Российской Федерацией с иностранным государством либо с международной организацией в письменной форме и регулируемые международным правом, независимо от того, содержаться ли такие соглашения в одной или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их наименования (ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»).

Особое значение имеют те многосторонние договоры (конвенции), которые имеют непосредственное отношение к регулированию предпринимательских отношений. Можно выделить Конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (Венская конвенция). Ее значение состоит прежде всего в том, что она представляет собой международную унификацию материально-правовых норм, регулирующих самый распространенный вид договора – куплю-продажу.

23 февраля 1996 г. Российская Федерация подписала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколы к ней, включая и Протокол № 1 30 марта 1998 г. был принят Федеральный закон о ратификации этой Конвенции. Статья 1 Протокола № 1 предусматривает, что каждое физическое и юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. В отличие от большинства других положений Конвенции указанная статья защищает не только физических, но и юридических лиц, в том числе общества и товарищества. Поэтому данное положение, а также решение Европейского Суда по правам человека являются важными источниками предпринимательского права.

Рассматривая дело о проверке конституционности ст. 104 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г., Конституционный Суд признал, что не только вещные, но и обязательственные по своей природе права кредитора в процедуре банкротства находятся под защитой ст. 35 Конституции России, которая как и ст. 1 Протокола № 1, устанавливает, что никто не может быть лишен своего имущества кроме как по решению суда.

В суде лица, принимающие участие, вправе представлять соответствующие документы, которые подтверждают содержание норм иностранного права. Как правило, такие документы необходимы для обоснования возражений и требований, для оказания содействия суду в установлении содержания норм. Отечественная судебная практика знает интересные примеры использования данного способа для установления содержания иностранных норм. Так, Федеральный арбитражный суд Московского округа принял решение о том, что содержание подлежащего применению права установлено на основании текстов законов, что представил ответчик. Кассационная инстанция решение суда оставила в силе, считая, что ссылка истца на неправильное применение судом норм украинского права не может быть принята судом во внимание. Согласно российскому законодательству, лица, которые участвуют в деле, вправе представить документы, что подтверждают содержание соответствующих иностранных норм. Суд, однако, обратил внимание, что ни в материалах дела, ни в тексте самой жалобы нет текстов законов, которые бы опровергали содержание норм, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Данный пример был приведен для того, чтобы показать, что на момент рассмотрения указанного дела в законодательстве отсутствовали нормы, возлагающие бремя доказывания норм иностранного права. Отечественный суд проявил к иностранному праву отношение как к фактическому обстоятельству, что обычно свойственно британским судам. Но, возникает вполне закономерный вопрос, что же делать в том случае, если стороны представили суду ложную информацию? У. Б. Филатова, например, указывает, что возложение бремени доказывания способно, во-первых, стать причиной тому, что стороны умышленно, сознательно будут неверно информировать суд. Во-вторых, стороны вполне могут представить вниманию суда недействующую редакцию закону, или правовой документ, утративший силу несколько лет назад. Выявить подобные злоупотребления со стороны сторон процесса можно только с помощью реализации судом своего права на установление содержания норм иностранного права. В ст.1191 ГК РФ содержится норма о содействии сторон суду в установлении содержания иностранного права. Некоторые правоведы, в частности, В. Е. Варавенко, видят в этом правовом предписании необоснованное расширение прав участников процесса и одновременное воплощение принципа состязательности. Как же определиться с применением того или иного способа при установлении содержания иностранного права?


Прежде всего, право на содействие сторона процесса может реализовать посредством приглашения компетентного юриста для дачи им объяснений по вопросам иностранного права. Его мнение может иметь значение экспертного заключения или заключения специалиста с процессуальной точки зрения. Достаточно интересной представляется ситуация, когда для установления содержания права суд назначил экспертизу, сторонами были представлены заключения юристов, а полученная информация, по сути, оказалась противоречивой. З. Ф. Исламова считает, что в такой ситуации есть необходимость воспользоваться правом на дополнительную экспертизу. Приобщение сторон процесса к установлению содержания иностранного права не должно означать пассивное отношение суда ко всей полученной информации. Следовательно, суд должен воспользоваться всеми имеющимися у него средствами для проверки подлинности представленной информации и достоверного установления содержания иностранного права. Например, если стороны представляют суду противоречивую информацию о содержании норм иностранного права, то суд вправе обратиться в компетентные органы власти и привлечь экспертов. Считается, что экспертом в области иностранного права может быть российский или иностранный гражданин, обладающий специальными познаниями в области иностранного права, что может подтверждаться его научными исследованиями в области иностранного права или его практической деятельностью в данной сфере. Наличие специальных познаний эксперта должно быть подтверждено соответствующими доказательствами (дипломами об образовании и повышении квалификации, документами об ученой степени, научными публикациями, документами, и др.).

Экспертиза также может быть поручена ведущему образовательному, научному или учебному заведению Российской Федерации, в котором имеются структурные подразделения, занимающиеся исследованиями иностранного права. Согласно ст.1191 ГК РФ, содержание норм иностранного права устанавливается в соответствии с их официальным толкованием, практикой применения и доктриной в соответствующем иностранном государстве. В нормах действующего законодательства отсутствует перечень документов, которые бы стороны могли представить суду для установления содержания иностранного права. Соответственно, участники процесса могут представлять практически любые документы, представляющие определенную ценность. Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении от 19 июня 2007 г. № 3323/07 была высказана позиция о том, что арбитражные суды в качестве доказательств могут принять и распечатанные копии страниц интернет-сайтов, если присутствует их заверенный надлежащим образом перевод на русский язык. Одним из значимых юридических вопросов при урегулировании международных экономических споров является определение последствий от неустановления или неправильного применения содержания иностранного права. По сути, законодательно закрепленные правовые последствия неустановления содержания иностранного права могут стать одним из критериев правильного и рационального отношения к иностранному праву.


Обычно исследователи не рассматривают критерии установления содержания иностранного права, поэтому по общему правилу считается, что информация об иностранном праве должна быть полной и достоверной. В случае если сторонами процесса были представлены противоречивые данные, то суд может применить норму о последствиях неустановления иностранного права. Вопрос неустановления содержания иностранного права урегулирован п.3 ст.1191 ГК РФ, ст.166 СК РФ, ст.14 АПК РФ, согласно которым если содержание иностранного права, несмотря на все принятые меры, не установлено, то применению подлежит российское право. Важным указанием в перечисленных статьях является требование о соблюдении разумных сроков. Суд должен самостоятельно, с помощью обозначенных в законодательстве способов, установить содержание иностранного права, и лишь после этого возлагать бремя доказывания на стороны процесса.

Глава 3. Проблемы систематизации предпринимательского законодательства

Многообразие нормативных актов, издаваемых в области предпринимательских отношений, большое число органов, имеющих право издавать нормативные акты в этой области, создают огромный массив несистематизированных и неупорядоченных актов. В основе этого массива нет системообразующего акта. Система – множество взаимодействующих элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, составляющих целостное образование. Системообразующий акт по предпринимательскому праву необходим, чтобы:

-сделать законодательство этой сферы обозримым и удобным для практического применения;

-создать стройную и взаимоувязанную иерархию актов, в которой можно было бы, исходя из основных решений, получить точные данные об окончательном, детальном решении вопроса в подзаконном нормировании;

-в иерархии нормативного регулирования выдерживать требования последовательного соответствия актов нижестоящего ранга актам вышестоящих органов;

-за счет создания общей части хозяйственного законодательства обеспечить не только единство правового регулирования в его особенных ответвлениях, но сэкономить нормотворческий материал, в котором принципиальные положения не нуждались бы в повторении в каждом подразделении особенных частей хозяйственного законодательства.


Такие проблемы, естественно, могут быть решены только на основе кодификации хозяйственного законодательства, создания Хозяйственного кодекса РФ. Кодификация (в отличие от инкорпорации - включение в свой состав, присоединение) означает систематизацию (приведение в систему, расположение в определенном порядке, установление определенной последовательности) законов государства по отдельным отраслям права.

Надо учесть опыт бессистемного, фрагментарного регулирования хозяйственных отношений в условиях административно-командной системы. Правовой конгломерат был необходим той системе для огромной и мелочной регламентации деятельности звеньев, функционирующих не на экономической, а на директивной базе. В то же время директивное управление исключало применение принципа законности по вертикали. Оно не было нужно властвующей бюрократии. Законность требовалась лишь в горизонтальном взаимодействии юридических лиц.

Сегодня нет причин, которые давали бы основания настаивать на дуализме (двойственности) регулирования. Необходим единый подход к хозяйствованию и в горизонтальных, и в вертикальных отношениях воздействия государства на рынок. Поэтому нужно преодолеть наследие прошлого в этой области и сосредоточить усилия не на расщепленном гражданско-административном варианте регулирования, а на создании единого системообразующего акта – Кодекса.

Предпринимательское право регулирует разнообразные отношения по осуществлению хозяйственной деятельности. Многочисленные нормы и институты предпринимательского права едины и тесно связаны между собой. В этом единстве каждая хозяйственно-правовая норма, каждый институт занимают определенное место. Логически последовательное и внутренне согласованное расположение хозяйственно-правовых норм и институтов составляет систему предпринимательского права.

Вопрос о системе и структуре предпринимательского права является дискуссионным и в правовой литературе излагается по-разному. В настоящее время система предпринимательского права, исходя из анализа ее нормативно-правового массива, складывается из двух частей: 1) общие положения, к которым относится правовое регулирование всех видов осуществления и руководства предпринимательской деятельностью; 2) положения, касающиеся правового обеспечения отдельных сторон хозяйственного механизма (производственная, предпринимательская деятельность, снабжение и сбыт, инвестиции, транспорт и связь, финансирование, кредитование и др.).