Файл: Система источников предпринимательского права.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

– акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты). В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.97 № 1009 (ред. от 31.07.2017) «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Например: Приказ ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2012 № 24139); Приказ ФАС России от 25.05.2012 № 339 (ред. от 16.02.2016) «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации» (зарегистрировано в Минюсте России 07.08.2012 № 25125); Приказ Торгово-промышленной палаты Российской Федерации от 18.10.2005 № 76 (ред. от 08.11.2013) «О Регламенте Международного коммерческого арбитражного суда при торгово-промышленной палате Российской Федерации».

2. Иные источники предпринимательского права. К иным источникам права относят международные договоры, обычаи, акты официального толкования правовых норм, локальные акты хозяйствующих субъектов.

В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международный договор – нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией. Например: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956, вступила в силу для СССР 01.12.1983); Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в г. Вене 11.04.1980, вместе со Статусом Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи); Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) (1994 г.); Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28.05.1988).


Обычаи – сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренные законодательством правила поведения, как зафиксированные в каком-либо документе (опубликованные в печати, изложенные в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованные Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующие независимо от такой фиксации [4]. Обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются (п. 2 ст. 5 ГК РФ). Обычаи широко используются во внешнеторговом обороте (ст. 9 Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров), в морских перевозках (ст. 129, 138, 285 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 18.07.2017)).

Наиболее распространенными в международных экономических отношениях являются обычаи , систематизированные и унифицированные Международной торговой палатой, Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 2000 г.,2010 г. , Унифицированные правила по инкассо (вступили в силу с 01.01.1996), Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (публикация Международной торговой палаты № 500) (ред. 1993 г., вступили в силу с 01.01.1994).

Обратим внимание, существует точка зрения, что Международные правила по толкованию торговых терминов «Инкотермс» являются не обычаем, а деловым обыкновением, применяемым при условии, «если на них (правила) сделана прямая ссылка в контракте, а в нем не предусмотрено иное, чем в тексте Инкотермс».

Акты официального разъяснения действующих правовых норм (акты толкования Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации, руководящие разъяснения и обзоры практики Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и др.). Данные акты не относятся к официальным источникам права, однако имеют большое значение в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике.

Локальные акты, издаваемые хозяйствующими субъектами в целях регулирования собственной предпринимательской деятельности (например, устав организации, положение о филиале, приказ о коммерческой тайне и т. д.).

Законодательство о предпринимательской деятельности включает законы и подзаконные нормативно-правовые акты, являющиеся источниками предпринимательского права.


Если предпринимательское право представляет собой совокупность правовых норм по регулированию предпринимательских отношений, то законодательство о предпринимательской деятельности – совокупность нормативных актов, в которых содержатся данные нормы.

Конечно, нормы одной отрасли права могут включаться в нормативные акты другой отрасли законодательства. Так, с одной стороны, нормы предпринимательского права содержатся в гражданском законодательстве. С другой стороны, в нормативных актах предпринимательского законодательства содержатся нормы гражданского права, примером чего являются транспортные уставы и кодексы. Преимущественно это акты предпринимательского законодательства, но в части регулирования перевозки пассажиров и багажа они содержат нормы гражданского права.

Выражая содержание предпринимательского права как отрасли права, предпринимательское законодательство является его внешней формой и характеризуется теми же признаками, что и предпринимательское право.

Все нормативные акты в зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные акты) и подзаконные нормативные акты. Законы, как нормативные акты высших органов государственной власти, обладают высшей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Статья 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Поэтому федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Переход к законодательству, а не подзаконному регулированию экономики, несомненно, следует отнести к положительному явлению в жизни страны. Достоинство закона, состоящее в его высоком уровне подготовки и принятия, непререкаемости, абсолютном знании (никто не вправе ссылаться на его незнание) делают закон мощным рычагом реализации экономического строительства. Именно закон регламентирует исходные позиции рыночной экономики.

Основным видом источников законодательства о предпринимательской деятельности являются законы Российской Федерации.

Главным источником, безусловно, является Конституция Российской Федерации. Для предпринимательского права центральное значение имеют нормы ст. 8 и ст. 9, определяющие равенство форм собственности. Статья 8 Конституции гласит: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».


Конституция Российской федерации закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности: разные виды собственности на землю и другие ресурсы (п. 2 ст. 9); право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (п.1 ст. 34), предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 71-73); устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен: гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46); возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55).

Конституционные нормы создают основу для единообразного предпринимательского правового регулирования. Это выражается в том, что в соответствии со ст. 71 Конституции РФ установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия отнесены к компетенции Российской Федерации. Поэтому любые акты субъектов РФ, принимаемые по этим вопросам, незаконны.

Следующим по юридической иерархии источником предпринимательского права являются законы Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов и в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало бо-лее половины от общего числа членов этой палаты, либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Феде-рации. В случае отклонения федерального закона Советом Феде-рации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При несогласии Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повтор-ном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент РФ в течение четырнадцати дней со дня поступления либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет его. При отклонении закона Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.


Статья 108 Конституции РФ предусмотрела особую процедуру принятия федерального конституционного закона. Такой закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Пре-зидентом Российской Федерации и обнародованию. Таким образом, здесь не предусматривается возможность отклонения федерального конституционного закона Президентом РФ и повторного в связи с этим рассмотрения его в обеих палатах Федерального Собрания. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам, ибо последние имеют большую юридическую силу.

В предпринимательском праве Федеральные законы можно разделить на несколько групп:

1) Устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности: от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 27 декабря

2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) Определяющие основные правила устройства и функционирования рынка: от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», Закон РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;

3) Устанавливающее правовое положение хозяйствующих субъектов: от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ «О производственных кооперативах», от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и др.;

4) Регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности: от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)», от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах», от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» и др.

Особое место занимают отраслевые кодифицированные нормативные акты в виде основ и кодексов. Отраслевые кодифицированные нормативные акты являются, прежде всего, базой для развития всего текущего отраслевого законодательства на территории Российской Федерации. В принятом в 1994-1995 гг. Гражданском кодексе РФ предмет предпринимательского права вошел в предмет гражданского права. Гражданский кодекс РФ дает понятие предпринимательской деятельности (ст.23), устанавливает перечень сделок, которые вправе совершать малолетние (ст.28). Глава четвертая Гражданского кодекса посвящена юридическим лицам, состоящая из основных положений о юридических лицах, отдельных видов юридических лиц.