Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Международный Валютный Фонд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.2 Характеристика всемирного банка

Наряду с Международным валютным фондом Всемирный банк является крупнейшей финансовой группой, состоящей из пяти автономных учреждений, связанных с ООН и предоставляющих финансовую помощь странам в целях развития, созданных в 1944 году на Бреттон-Вудской конференции Организации Объединенных Наций. В конференции приняли участие представители 45 государств, в том числе Советского Союза. Основным вопросом конференции стал вопрос, связанный с восстановлением после Второй мировой войны экономик стран, участвующих в войне, а также с развитием мировой экономики в целом.

В течение первых 23 лет своего существования Всемирный банк практически не осуществлял кредитных операций, что было связано с очень высокими требованиями к странам-заемщикам. Франция стала первым заемщиком Всемирного банка, получившим кредит в 250 миллионов долларов. Впоследствии почти все страны Европы, которые взяли кредиты для восстановления разрушенной экономики, стали заемщиками Всемирного банка.

В период с 1968 по 1980 гг. Всемирный банк активно помогал развивающимся странам.

С 1980 года, после смены президента Всемирного банка, основное кредитование было направлено в страны третьего мира. В настоящее время, в результате критики многих международных неправительственных организаций, области кредитования значительно расширились, и число заемщиков Всемирного банка приблизилось к 100.

Сегодня 185 стран являются членами Всемирного банка; Штаб-квартира банка находится в Вашингтоне (США), а дополнительные офисы: более 100 представительств в разных странах. В настоящее время Всемирный банк возглавляет его президент Роберт Б. Зеллик, а интересы стран-участниц представляют Совет управляющих и Совет директоров [11].

В ходе своего развития Всемирный банк несколько раз менял свою структуру. Система Группы Всемирного банка в настоящее время включает пять автономных учреждений, подчиненных Президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР); Международная финансовая корпорация (МФК); Международная ассоциация развития (МАР); Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям (IAIG), Международный центр по урегулированию инвестиционных споров [10]. Деятельность всех учреждений подчинена общей цели - предоставить финансовую и консультативную помощь менее развитым странам-членам ООН в их экономическом и социальном развитии.


Всемирный банк, в отличие от других финансовых учреждений, не ставит своей целью получение прибыли.

Международный банк реконструкции и развития

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), а также Международная ассоциация развития (МАР) предоставляют кредиты странам, которые не имеют доступа к международным рынкам капитала или не имеют такого доступа, но достаточно на неблагоприятных условиях [12]. Кредиты МБРР предоставляются по довольно низким процентным ставкам, в форме грантов или с нулевой процентной ставкой. Это обеспечивает ему высокий рейтинг и позволяет получать средства на его деятельность под очень низкие процентные ставки. Все затраты на разработку покрываются самим Банком развития, без привлечения дополнительных средств из других источников финансирования. МБРР получает финансовые ресурсы:

- от продажи облигаций, имеющих рейтинг надежности AAA на международных финансовых рынках и других ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами во всем мире, пенсионным фондам, страховым компаниям, корпорациям, другим банкам и физическим лицам;

- от собственного капитала;

- в процентах от кредитования (незначительный).

Собственный капитал Банка формируется за счет накоплений в течение всей жизни Банка, а также за счет взносов 184 стран-членов.

МБРР, входящий в группу Всемирного банка, является крупнейшим международным финансовым институтом и самым первым из группы, созданной в его составе (1945 г.); Его членами являются большинство государств мира.

Основными задачами Международного банка реконструкции и развития являются: содействие восстановлению и развитию государств-членов посредством инвестиций в производство; поощрение частных и иностранных инвестиций путем предоставления гарантий или участия в займах и других инвестициях частных инвесторов; стимулирование сбалансированного роста международной торговли, а также поддержание сбалансированного платежного баланса за счет международных инвестиций в развитие производства [2].

МБРР подчиняется президенту Всемирного банка; его высшим органом является Совет управляющих, в который входят представители стран-членов банка (министры финансов или председатели центральных банков). Менеджеры назначаются сроком на пять лет; встречи проводятся один раз в год; Решения принимаются большинством голосов, и по достаточно важным вопросам - если для решения есть 85%. Вес голоса каждой страны определяется ее долей в общем капитале МБРР. США имеют наибольшее количество голосов - 17% (для сравнения, Россия - 1,8%), что дает им возможность отстаивать свое мнение по наиболее важным стратегическим вопросам.


Совет управляющих имеет право передавать часть своих вопросов, за исключением увеличения или уменьшения размера акционерного капитала, временного приостановления членства страны в организации и принятия новых членов, в Исполнительный совет, в котором работают 24 человека: один из США, Япония, Великобритания, Германия и Франция имеют наибольшее количество квот, а также один исполнительный директор из Китая и Саудовской Аравии. Остальные члены Совета директоров избираются руководителями с учетом их принадлежности к определенной группе стран и представляют интересы сразу нескольких государств.

МБРР начисляет проценты своим заемщикам по ставкам, отражающим стоимость заимствований. Кредиты должны быть погашены в течение 15-20 лет; До начала погашения основной суммы кредита предоставляется льготный период 3-5 лет. Взносы стран, присоединившихся к Всемирному банку, составляют менее 5 процентов бюджета МБРР [9]. Взносы стран-членов Банка развития представляют собой небольшую часть средств, выплачиваемых для погашения стоимости приобретенных облигаций МБРР. Оставшаяся часть стоимости облигаций переходит в категорию «денег до востребования», которые должны быть оплачены страной-членом в ситуации, когда Банк является неплатежеспособным по отношению к своим кредиторам. В соответствии с правилами МБРР оставшаяся неоплаченная часть стоимости облигаций не может использоваться Банком для покрытия административных расходов или займов, а только для платежей держателям облигаций.

Как и квота в МВФ, квота члена в МБРР определяется количеством облигаций, приобретенных страной - членом Банка. Страны с точки зрения владения облигациями расположены в следующей последовательности: США (16,53%), Япония (7,93%), Германия (4,53%), Франция и Великобритания (4,34% каждая). Россия имеет 2,81% от количества облигаций, что равно долям Китая и Саудовской Аравии вместе взятых.

Международная ассоциация развития

Международная ассоциация развития (МАР) была основана 24 сентября 1960 года как дочерняя компания МБРР, но со статусом специализированного агентства ООН [20]. Членами Ассоциации являются 171 страна. Целью МАР является добровольное пожертвование от стран-членов Ассоциации, чтобы предоставить финансовую помощь беднейшим странам, которые не могут получить ее из других источников из-за нехватки средств для погашения кредитов. Итак, первыми кредиторами МАР были Гондурас, Тунис, Чили, Судан, Индия. В настоящее время 80 стран мира имеют право на получение кредита в МАР в соответствии с требованиями критериев, и 39 из них являются африканскими странами.


МАР предоставляет беспроцентные кредиты беднейшим странам как в свободно конвертируемой, так и неконвертируемой валюте. Самые бедные страны - это страны с годовым доходом на душу населения не более 905 долларов США, которые не могут брать займы у МБРР в обычных условиях. В них проживает около 3,2 миллиарда человек (65% от общей численности населения развивающихся стран). Примерно 1,2 миллиарда из этих людей имеют ежедневный доход менее 1 доллара США [8].

В настоящее время членами МАР являются 170 государств-членов ООН и Республика Косово.

Ресурсы МАР пополняются за счет добровольных пожертвований стран-членов Ассоциации, за счет погашения кредитов странами-заемщиками, прибыли МБРР.

Группа стран-кредиторов (40 стран) один раз в три года в составе своих представителей рассматривает вопрос о привлечении средств МАР для оказания помощи странам, которые предоставили финансовые проекты, для которых необходимы средства Ассоциации. Чтобы максимально эффективно использовать средства, все проекты тщательно анализируются, а затем принимается (не принимается) решение о выделении кредита МАР. В настоящее время кредиты МАР в общем объеме кредитования Всемирного банка составляют около 25%.

Президент МБРР также является президентом МАР. Руководство текущей деятельностью Ассоциации осуществляется Советом управляющих и Дирекцией.

Директора МБРР являются директорами МАР. Решения по вопросам в Совете управляющих и Директорате МАР принимаются большинством голосов, которые распределяются в зависимости от суммы взносов в основной капитал Ассоциации. Так, каждая страна, входящая в организацию, сначала получает 500 голосов, а затем дополнительное количество голосов, которое устанавливается в соотношении один голос на каждые 5 тысяч долларов от суммы ее первоначального взноса в фонд МАР.

В Уставе МАР говорится, что взносы развитых стран осуществляются в конвертируемой валюте или в золоте. Взносы развивающихся стран составляют 10% от общей суммы в конвертируемой валюте или в золоте, 90% - в национальной валюте страны-члена.

Кредиты МАР беспроцентны, как правило, на срок до 50 лет. Погашать их планируется через 10 лет, а в последующие 10 лет из расчета 1% в год, а в оставшиеся 30 лет - 3% [8]. Чаще всего кредиты МАР используются для развития сельского хозяйства, инфраструктуры региона, образования, здравоохранения и т. д. Кредиты МАР выдаются непосредственно правительству страны, частным или государственным организациям, отдельным субъектам предпринимательской деятельности, на которые распространяются государственные гарантии.


2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах

2.1 Становления отношений России с международными финансовыми организациями

Россия, как и другие бывшие советские республики, страны Центральной и Восточной Европы, выбрала для своего развития путь демократии и формирования рыночной экономики. Здесь начался переход от централизованной системы административного управления к экономике, основанной на рыночных принципах. В то же время необходимо решить политические, экономические, социальные и национальные проблемы. Россия также столкнулась с множеством сложных вопросов в социально-экономической сфере, без которых невозможно перейти на экономику, основанную на рыночных принципах регулирования: создание условий для появления полностью независимых экономических субъектов, расширение законодательной базы экономического развития. Деятельность, создание эффективной банковской структуры, системы и системы налогового ценообразования, достижение макроэкономической стабилизации, проведение структурных преобразований в экономике. Экономическая и политическая реформа России требует как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим растет значение сотрудничества с международными финансовыми институтами.

Существующая система международных финансовых организаций начала складываться во второй четверти прошлого века. СССР был не в его источнике: в 1930 году он не участвовал в создании первой крупной и все еще существующей международной финансовой организации - Банка международных расчетов (БМР). Однако в 1944 году СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, в результате которой были учреждены МВФ и МБРР. Уставные документы последних оставляли место для их подписания от имени СССР, но этого не было сделано по ряду причин.

Таким образом, СССР оказался вне многостороннего процесса построения системы МФО. СССР частично удовлетворил свои потребности в многостороннем решении финансовых проблем, создав гораздо позже (в 1963 и 1970 годах, соответственно) Международный банк экономического сотрудничества в 1963 году (МБЭС) и Международный инвестиционный банк в 1970 году (МИБ).