Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Международный Валютный Фонд).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Характеристика международных финансовых институтов
1.1 Международный Валютный Фонд
1.2 Характеристика всемирного банка
2. Роль России в функционировании международных финансовых институтах
2.1 Становления отношений России с международными финансовыми организациями
2.2 Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе
3. Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами
3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями
3.2 Перспективы дальнейшего сотрудничества России с международными финансовыми институтами
Введение
С развитием и усложнением валютно-финансовых отношений государства все чаще прибегают к созданию специализированных международных организаций. Некоторые из них регулируют международные валютно-финансовые отношения. Другие предоставляют форум для межправительственных дискуссий, формирования консенсуса и рекомендаций по денежно-кредитной и финансовой политике. Третьи предоставляют сбор информации, статистические и исследовательские публикации по текущим валютно-финансовым вопросам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все эти функции. То есть каждое финансовое учреждение наделено определенными полномочиями для проведения определенных операций с определенным набором финансовых инструментов.
Международные финансовые институты возникли в основном после Второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (1930 г.), с целью послевоенного восстановления экономики во многих странах для содействия сотрудничеству и обеспечения целостности и стабилизации мировой экономики. Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их вклада в капитал (система «взвешенных голосов»).
В этой курсовой работе мы остановимся на международных финансовых институтах и взаимодействии Российской Федерации с ними.
Важность и актуальность этой темы заключается в том, что после кризиса последних пятнадцати лет Россия выходит на мировую арену, восстанавливает разорванные связи, в том числе в области мировых финансов.
Целью данной работы является изучение международных финансовых институтов и роли России в их функционировании.
Актуальность и цель работы определили необходимость решения следующих задач: определить сущность международных финансовых институтов, их цели и функции; рассмотреть структуру и характеристики международных финансовых организаций; проанализировать формирование отношений между Россией и международными финансовыми институтами и рассмотреть их взаимосвязь на современном этапе; выявить существующие проблемы в отношениях между Россией и международными финансовыми организациями и рассмотреть перспективы их дальнейшего сотрудничества.
Объектом исследования являются международные финансовые институты как часть международных экономических отношений.
Предмет исследования - финансовые отношения России с международными финансовыми организациями.
Теоретическая база исследования представлена работами о международных финансовых институтах таких авторов как Ковалев В.В., Котёлкин С.В., Моисеев С.Р., Валдайцев С.В., взятые в обобщенном виде из материалов учебной литературы. Были использованы как вспомогательный материал статьи Ишханова А.В., Бабуриной О.Н., Кузнецова В.М., Смирнова П.С., Шапрана В.С. и других, взятые из специализированной периодической литературы.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
1. Характеристика международных финансовых институтов
1.1 Международный Валютный Фонд
Ответственность за обеспечение стабильности в международной экономике возлагается на Международный валютный фонд, межправительственную организацию, которая регулирует валютные отношения между странами, которые являются его членами. Это регулирование осуществляется на основе консультаций с членами МВФ и предоставления им краткосрочных и среднесрочных займов в иностранной валюте в случае валютных затруднений, вызванных дефицитом платежного баланса [4].
Деятельность МВФ (Международного валютного фонда, МВФ) осуществляется в соответствии с соглашением (уставом), первоначальный вариант которого был разработан 22 июля 1944 года на Бреттон-Вудской конференции ООН. Официальным днем основания Фонда считается 27 декабря 1945 года, когда был подписан окончательный вариант соглашения об учреждении МВФ. Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне (США). С 1945 по 1947 год МВФ готовился к своей непосредственной деятельности - предоставлению займов государствам-членам фонда. На тот момент основной капитал фонда был равен 7,7 миллиарда долларов. Одной из первых стран, воспользовавшихся услугами Фонда, стала Франция в 1947 году. На сегодняшний день число стран - членов МВФ равно 184 странам, в которых работают 2500 представителей из 133 стран.
Первоначально МВФ задумывался как механизм мониторинга системы фиксированных обменных курсов, но постепенно трансформировался в международную организацию, основной целью которой является достижение стабильности в международной экономике [5]. Обеспечение стабильности в мировой экономике осуществляется МВФ на основе денежно-кредитного подхода, который является основным направлением деятельности организации. Основными функциями МВФ являются:
- содействие международному сотрудничеству в области денежно-кредитной политики;
- кредитование стран из Фонда, нуждающихся в финансовой поддержке, в то же время предоставляя Совету МВФ с целью устранения возникших финансовых трудностей программу реформирования;
- помощь в расширении мировой торговли;
- обеспечение стабилизации валютных курсов;
- формирование стандартов международной финансовой статистики;
- предоставление консультаций странам-должникам;
- концентрация международной финансовой статистики и публикация ее данных в специализированных информационных бюллетенях;
- обеспечение контроля за состоянием макроэкономической политики страны-члена МВФ.
Кредит Международного валютного фонда заключается в покупке страной-заемщиком иностранной валюты за национальную валюту, а расчет кредита является обратным обменом после истечения срока, установленного соглашением [6]. Кредит государству в соответствии с условиями соглашения получен в рассрочку - траншами, а вторая часть зачисляется только после того, как страна-заемщик предприняла экономические реформы, указанные в соглашении. Страна-заемщик должна досрочно выкупить свою избыточную валюту для Фонда, так как ее платежный баланс улучшается и валютные резервы увеличиваются. Задолженность страны-должника МВФ погашается только в том случае, если национальная валюта этой страны, имеющаяся в Фонде, приобретается другой страной, являющейся членом этого Фонда.
Суть технической помощи, оказываемой МВФ, заключается в содействии банковскому надзору, денежно-кредитной и денежно-кредитной политике, обучению персонала, разработке финансово-экономических нормативно-правовых актов и т. д. Техническую помощь оказывают эксперты МВФ через центральные банки, министерства финансов и статистические агентства стран, запрашивающие такую помощь [1].
МВФ в рамках своей деятельности выпускает специальные права заимствования, СДР (специальные права заимствования) - международные резервные активы, которые пропорциональны квотам МВФ стран-членов, распределенным между ними.
Составляя примерно 2% мировых резервов, СДР выполняют функции в международной экономике:
- валюты в некоторых странах (обменный курс);
- международные финансовые резервы, обращающиеся наравне с иностранной валютой и золотом;
- расчетная единица МВФ, ряда других международных организаций и т. д.
Задачами МВФ являются:
- содействие международному сотрудничеству в финансовой политике;
- содействие расширению мировой торговли, что способствует повышению уровня занятости населения и реальных доходов государств-членов Фонда, а также развитию трудовых ресурсов;
- предоставление займов странам-членам Фонда с целью устранения дисбалансов в их платежном балансе (обеспечения их ликвидности) из расчета в среднем 2–3,5% годовых;
- стабилизация валютных курсов, сдерживание девальвации национальных валют стран-членов МВФ;
- оказание помощи странам - членам Фонда в устранении валютных ограничений, создании многосторонней системы расчетов между собой и т. д.
Структура Международного валютного фонда представлена высшим руководящим органом - Советом управляющих, сформированным из представителей каждой страны: управляющего и его заместителя. Чаще всего в МВФ представителями стран-членов являются министр финансов или управляющий Центрального банка. Совет управляющих МВФ один раз в год на своих заседаниях решает основные вопросы деятельности Фонда, в том числе: прием и исключение стран-членов, определение и пересмотр их долей в капитале, выборы исполнительных директоров, внесение поправок в статьи соглашения. [3].
Уставный капитал МВФ формируется за счет взносов стран-членов, которые, согласно Уставу, должны вносить 75% квоты в своей национальной валюте и 25% в СДР или в валюте других членов Фонда. Помимо размера взносов в Фонд, возможность использовать ресурсы Фонда и количество голосов в руководящих органах МВФ также зависят от квот. Финансовые ресурсы Фонда также пополняются за счет процентного дохода, получаемого от стран за использование кредитных и заемных средств. В настоящее время уставный капитал Фонда составляет приблизительно 220 миллиардов СДР.
Исполнительный совет, состоящий из 24 исполнительных директоров, являющихся представителями стран с самыми большими квотами в Фонде, отвечает за определение политики и принятие большинства решений, а также их реализацию. Такими странами являются: США, Япония, Германия, Франция, Великобритания. Три страны: Китай, Россия и Саудовская Аравия официально представлены исполнительными директорами.
Из оставшихся 176 стран было сформировано 16 групп, каждая из которых была представлена в Совете одним директором. Разбивка стран на группы осуществляется в соответствии с общими интересами или с учетом принципа географической представленности. Совет возглавляет управляющий директор, избираемый на пятилетний срок. Исполнительный совет в настоящее время возглавляет француженка Кристина Лагард, ее заместителем является американец Джон Липски.
При использовании принципа «взвешенного» количества голосов доля в капитале МВФ определяет способность стран-членов влиять на деятельность Фонда посредством голосования. Первоначально для каждой страны было выделено 250 «базовых» голосов, а затем добавляется еще один голос из суммы вклада в размере 100 тысяч СДР. Количество голосов в стране увеличивается или уменьшается на единицу на каждые 400 тысяч купленных или проданных СДР при условии, что она купила или продала их во время первоначального выпуска СДР. В соответствии с этой процедурой Соединенные Штаты и ведущие западные страны постоянно имеют преимущество в голосовании и имеют возможность влиять на решение по основным вопросам Фонда.
Потребность в такой организации, как МВФ, стала очевидной во время Великой депрессии, которая поразила мировую экономику в 1930-х годах. Депрессия затронула все сферы экономической жизни. Тысячи банков обанкротились, цены на сельскохозяйственную продукцию упали ниже себестоимости, а стоимость земли резко упала. Не только видимая часть экономики была опустошена. Не менее затронут и не так заметен мир международных финансовых и валютных рынков [12]. Торговые операции стали проводиться в основном для золота, поскольку банкноты не пользовались спросом из-за потери их золотого стандарта. Запасы золота во многих странах резко упали; экономический рост и развитие замедлились. Валютные операции на финансовых биржах были практически сведены к минимуму из-за того, что государства запасали золото и деньги, которые еще можно было обменять на золото, пытаясь спасти экономику от кризиса. Уровень жизни населения даже развитых западных стран резко упал, выросли безработица и преступность. Во многих странах обмен национальной валюты на иностранную запрещен; возобновлена бартерная торговля; во избежание перепроизводства производители снизили цены на свою продукцию; Разброс постигла и финансовая сфера. Такая ситуация не могла не привести к кризису, который длился около четырех лет - с 1929 по 1933 год.
Попытки международных институциональных структур не увенчались успехом. Ведущие эксперты финансового сектора видят только один выход из этой ситуации - формирование новой международной валютной системы, обращение которой должно сопровождаться жестким контролем всего мирового сообщества.
Реальным выходом из создавшегося мирового финансового хаоса стало создание Международного валютного фонда, наделенного правом устанавливать единую стоимость для каждой валюты и устранять конкурентное обесценивание денежной единицы страны по отношению к валютам других стран, что должно помочь установить новый порядок валюты и неограниченный обмен валюты.