Файл: Сотрудничество России с мировыми финансово-кредитными институтами (Международный Валютный Фонд).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Система международных финансовых институтов получила значительное развитие во второй половине XX века. Например, со временем МВФ и МБРР, которые сформировали Группу Всемирного банка, стали одним из крупнейших кредиторов во многих странах мира.

Кроме того, система была дополнена региональными банками развития, в частности, в 1959 году в США Межамериканским банком развития (ИБР) и в 1965 году на Филиппинах Азиатским банком развития (АБР). Но все это произошло без участия СССР.

В середине 80-х годов под влиянием своих основных акционеров, которые увидели готовность СССР пересмотреть свою прежнюю политику, МВФ и МБРР начали контакты с СССР. В 1985 - 1990 гг. Важные совместные встречи приблизили момент въезда в СССР. В то время СССР в поисках кредитов естественно обратил свой взор на МВФ и МБРР. Осенью 1990 года советская делегация участвовала в качестве наблюдателя в их ежегодном собрании. И уже на саммите Большой семерки в 1991 году в Лондоне вступление СССР в МВФ и Группу Всемирного банка было поддержано. В то же время СССР подал официальные заявления о приеме в эти организации, но вступление не состоялось - СССР развалился. Только в создании одной из международных финансовых организаций вместе с десятками других стран СССР ему удалось принять участие: Европейский банк реконструкции и развития (1990, Лондон, Великобритания).

Таким образом, Россия унаследовала от СССР богатый опыт мониторинга работы международных финансовых институтов, скромный - их институты и участие в них: в МБЭС, МИБ и ЕБРР (из которых первые два были обременены большой и частично безнадежной дебиторской задолженностью и значительной кредиторской задолженностью).

В середине 1992 года Россия оставила свою подпись под учредительными документами МВФ и МБРР, став членом организации, входящей в группу Всемирного банка в 1992-1993 годах.

Россия стала членом системы международных финансовых институтов, когда они уже были сформированы. В 1993 году Россия инициировала создание еще одной международной финансовой организации, Межгосударственного банка (Москва, Россия), и активно поддерживала создание в 1994 году другого, Черноморского банка торговли и развития (Салоники, Греция). В 1996 году она присоединилась к BMR. Официально также было объявлено о намерении присоединиться к ИБР и АБР, что не было поддержано конкретными действиями. Основные усилия были направлены на развитие отношений с бреттон-вудскими учреждениями.

На современном этапе своего функционирования международные финансовые институты сталкиваются с распадом СССР и социалистического блока в целом, с беспрецедентным явлением стран с переходной экономикой - проблемами, имеющими глобальный не только экономический, но и политический характер.


Сложные экономические и политические процессы, происходящие в настоящее время в России, требуют как мобилизации национальных ресурсов, так и привлечения иностранного капитала. В связи с этим возникла необходимость сотрудничества с международными финансовыми институтами, с которыми Россия начала активно сотрудничать с начала 90-х годов.

2.2 Роль России в функционировании международных финансовых институтах на современном этапе

Россия участвует в МБЭС, МИБ, ЕБРР, МВФ, МБРР, Международной ассоциации развития, МАП и Многостороннем агентстве по гарантиям инвестиций, МИГА, Международной финансовой корпорации, МФК; МГБ, ЧБТР.

Пока что кредиты Азиатскому банку развития (АБР) остаются недоступными для российских компаний, и наиболее оригинальной является идея участия в Исламском банке развития (ИБР). Финансы Европейского инвестиционного банка (ЕИБ) остаются практически недоступными для России - это крупнейший банк развития в мире.

Все международные финансовые организации в отношениях с Россией действуют как обычные финансовые институты, то есть они руководствуются целями проекта, условиями предоставления ресурсов и т. д., разумеется, с учетом своих собственных правил, практики и ограничений. Только МВФ и частично МБРР рассматривают экономическую ситуацию в России в целом, связывая обеспечение ее ресурсов с ее экономической политикой.

Цена ресурсов, привлеченных Россией от международных финансовых институтов, обычно ниже рыночной цены. В любом случае они предоставляются на таких условиях (объемах, сроках), что их невозможно согласовать с другими источниками заимствования.

Участие в международных финансовых организациях не является бесплатным для стран-членов: вам необходимо вносить взносы в уставный капитал, четко выполнять рекомендации, особенно если они связаны с предоставлением ресурсов, гарантий, инвестиций или технической помощи.

Что касается наших вкладов, то обязательства по ним очень высоки. Самые крупные из них - до МВФ (около 8 млрд долларов) и МБРР (около 5,4 млрд долларов), до ЕБРР (около 0,8 млрд долларов).

Между тем Россия может очень умеренно влиять на политику ведущих международных финансовых организаций (если за основу взять доли в уставном капитале). Так, его акции в ЕБРР - 4%, МБРР - 2,99%, МВФ - 2,79%. Следует отметить, что там, где Россия действительно может влиять на политику международных финансовых институтов, она не заимствует и не может этого делать по ряду причин (например, Министерство внешних экономических связей, Министерство государственной безопасности). Наоборот, там, где российские акции составляют меньшинство и, следовательно, не могут влиять на политику этих МФО, ее заимствования очень велики.


Большинство международных финансовых институтов, особенно ЕБРР, а также BIS, предоставляют и продолжают предоставлять бесплатную техническую помощь России. Его размах и значение, очевидно, были особенно значительными в первые годы нашей постсоветской истории. ЕБРР активно использовал для этой цели не только собственные средства, но и пожертвования многих стран-доноров.

Будучи бенефициаром иностранных доноров, Россия сама является международным донором, что проявляется в различных формах. Присоединившись к ПДЧ, Россия обязалась предоставить ей более 130 миллионов долларов.

Участвуя с рядом международных финансовых организаций в технической помощи странам СНГ, Россия берет на себя часть расходов, связанных с этим.

Россия играет важную роль в реализации Инициативы по облегчению бремени задолженности беднейших стран (Инициатива ХИПК). Вклад нашей страны стал самым большим среди всех доноров по отношению к национальному ВВП. По этому показателю Россия занимает первое место в мире. В абсолютном выражении списание долгов в слаборазвитые страны занимает третье место после Японии и Франции.

В настоящее время Российская Федерация является членом различных международных финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с некоторыми из них на договорной основе.

Каждое из направлений сотрудничества характеризуется соответствующими функциями, которые реализуются в сотрудничестве с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет кредиты для корректировки платежного баланса; МБРР предоставляет кредиты под суверенные гарантии для осуществления социально-экономических реформ в переходный период; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны к кредитным интеграционным проектам.

Построение отношений между Россией и международными финансовыми организациями определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи с этим совокупность основополагающих принципов этого сотрудничества можно разделить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цели и задачи международных финансовых институтов, а также конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничества и условия взаимодействия с международными финансовыми организациями. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны - государство - заемщики, с другой - руководство и основные акционеры международных финансовых институтов, стремящиеся расширить свое влияние и использовать кредиты, выделяемые, в частности, России, в качестве источников прибыль.


3. Перспективы развития отношений России с международными финансовыми институтами

3.1 Проблемы во взаимоотношениях России с международными финансовыми организациями

Результаты взаимодействия России с международными финансовыми институтами неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а для покрытия бюджетного дефицита и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося сотрудничества России с международными финансовыми институтами, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные для реализации инвестиционных проектов МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов международных финансовых организаций со спецификой российских условий.

Во-вторых, кредиты ведущих международных финансовых институтов при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.п.), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов международных финансовых организаций и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МИБ, МБЭС, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.


Немаловажной причиной малой эффективности сотрудничества России с международными финансовыми институтами являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере. В различных ведомствах долгое время (до середины 2003г.) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под международными финансовыми организациями понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации - МВФ, Всемирный банк, ЕБРР, в то время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с международными финансовыми институтами доминировала позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов.

Например, в 1998 году было предусмотрено получение кредита на поставку технологического оборудования на молочный комбинат «Ставропольский». Однако в связи с финансовым кризисом 1998 года молочный комбинат «Ставропольский» оказался не в состоянии выплачивать сумму кредита, в результате чего ЕБРР прекратил рассмотрение всех ставропольских инвестиционных проектов до урегулирования спорных вопросов вокруг молочного комбината «Ставропольский».

Впервые стратегический подход к сотрудничеству России с Всемирным банкам был реализован при разработке государственной Программы сотрудничества (принята 21 февраля 2002 года), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой формирования государственной среднесрочной политике России по отношению к МФО.

В 2000 - 2003 годах финансово-экономическая ситуация в России стала весьма благоприятной. Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной сфере и государственном управлении. Поэтому встал вопрос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР.