Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов коммерческих организаций (Сущность финансовых ресурсов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Финансы, являясь неотъемлемым элементом экономического механизма управления организациями, служат основой для формирования различных фондов, необходимых для нормальной хозяйственной деятельности: уставного капитала и резервного фонда, фондов накопления и потребления, фондов заработной платы, амортизации и ремонта, коммерческого риска. средства и т. д.

Финансовые ресурсы являются экономической основой для организации торговой деятельности на принципах самофинансирования. Масштабы и темпы развития товарооборота и всей экономической деятельности зависят, прежде всего, от наличия финансовых ресурсов. С другой стороны, рост товарооборота и успешное выполнение бизнес-планов обеспечивают увеличение финансовых ресурсов и укрепление финансового положения торговых организаций за счет роста прибыли от хозяйственной деятельности.

В условиях развития рыночных отношений и функционирования финансового рынка необходим качественно новый подход к управлению финансовыми ресурсами. Порядок формирования и использования финансовых ресурсов, а также взаимоотношения организаций с финансово-кредитной системой меняются.

Целью курсовой работы является изучение источников и принципов формирования финансовых ресурсов организации, а также выявление проблем их формирования и использования.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть сущность финансов организации;

- определить функции финансов организации;

- рассмотреть принципы организации финансов организации;

- выявить источники формирования финансовых ресурсов;

- выявить проблемы формирования финансовых ресурсов организации;

- рассмотреть финансовые ресурсы организаций и их использование.

Для решения поставленных задач были взяты материалы следующих авторов: при рассмотрении сущности финансов организации использованы материалы работ Буряковского В. В. «Финансы предприятий», Ковалевой А.М., «Финансы», Интернет-журнала для экономистов, брокеров, финансистов - Soldi-news.ru; при рассмотрении принципов – работы Буряковского В. В. «Финансы предприятий» и Ковалева В.В. « Финансы организаций (предприятий)»; при выявлении источников формирования финансовых ресурсов использованы материалы Интернет-журнала для экономистов, брокеров, финансистов - Soldi-news.ru, Яркиной Т.В., «Основы экономики организации», Поляка Г.Б., «Финансовый менеджмент»; при определении проблемы формирования финансовых ресурсов организаций рассмотрена статья из журнала «Консультант» №19; также использованы материалы Павловой Л. Н. «Финансы организаций», Колчиной Н. В. «Финансы организаций», Ковалевой, А.М. «Финансы фирмы», Кременукова С.В. «Финансовые ресурсы организации», Вахрина П. И. «Финансы».


Таким образом, работа содержит в себе три главы, в которых рассмотрены общие понятия финансов организаций, их формирование и использование.

1. Теоретические аспекты формирования использования ресурсов финансовых объектов

1.1 Сущность финансовых ресурсов

Одна из наиболее важных финансовых категорий - это финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы генерируются субъектами хозяйствования с целью осуществления производственной деятельности. От рациональности их формирования и использования зависит не только от уровень предприятий (микроуровень), но и на государственном уровне (макроуровень), поскольку эффективная работа производителей является залогом финансовой мощи и независимости любого государства.

Финансовые ресурсы предприятий - это доходы, накопления, поступления, генерируемые на предприятии и предназначенные для целей простого и расширенного воспроизводства. Любое предприятие в рыночной экономике неизбежно сталкивается с проблемой рационального формирования и использования финансовых ресурсов. Под формированием финансовых ресурсов мы понимаем процесс обучения и мобилизации финансовых ресурсов на предприятии. Использование финансовых ресурсов - это прежде всего использование финансовых ресурсов для осуществления производственной деятельности предприятия.

Степень независимости предприятия в этой области зависит, прежде всего, от степени централизации, авторитаризма экономики и миссии этой организации во внешней среде. Разумеется, эти детерминанты не ограничиваются перечнем факторов, влияющих на деятельность предприятия при формировании и использовании финансовых ресурсов. Существуют также обязательства перед партнерами, потребителями и другими субъектами рыночных отношений, выбранная стратегия компании и внутренняя среда организации также оставляют свой след. Таким образом, на процесс формирования и использования финансовых ресурсов хозяйствующего субъекта оказывают влияние многие известные и рассматриваемые факторы внешней и внутренней среды, а также факторы неопределенности (риска). Стоит отметить, что в плановой экономике процесс формирования и использования финансовых ресурсов носит иной характер и может рассматриваться только в контексте и в рамках строгого планирования и определения. В рыночной экономике эта концепция приобретает всю глубину смысла, что позволяет наиболее полно раскрыть сущность финансовых ресурсов.


По сути, формирование и использование финансовых ресурсов представляют собой два взаимосвязанных процесса, которые характеризуют и раскрывают сущность механизма движения финансовых ресурсов на предприятии. Формирование является начальным этапом движения финансовых ресурсов, именно здесь определяются источники средств, формы доходов и пропорции их объединения. Как правило, на данном этапе финансовые ресурсы находятся в стоимостном выражении, что благоприятно для их контроля и планирования. Формирование определяет и определяет дальнейшее движение финансовых ресурсов в форме их использования. На этом этапе схемы становится возможным начать непосредственно производственный процесс на предприятии. Здесь финансовые ресурсы хозяйствующего субъекта материализуются в основные и оборотные средства. В производственных активах финансовые ресурсы скрыты, так как их оценка больше не является определяющей, но показатели производственной активности предприятия имеют абсолютное значение. В этой материальной форме финансовые ресурсы располагаются до момента продажи готовой продукции на рынке, когда становится возможным оценить их и определить эффективность их использования. Таким образом, процесс использования финансовых ресурсов связан с реализацией плановых планов и характеризует поступательное движение на другой качественный уровень. Конечно, существует значительная доля обусловленности в разделении на формирование и использование, поскольку эти два процесса являются взаимозависимыми и взаимоусиливающими, и каждый из них уже имеет в себе детерминизм в отношении будущей ситуации, будь то формирование или использование финансовые ресурсы. Кроме того, формирование можно условно назвать процессом со знаком плюс, поскольку оно предполагает консолидацию финансовых ресурсов. Напротив, использование является «минусом», поскольку, как и ожидалось, расходы, расходы, временная «децентрализация» генерируемых ресурсов, точка соприкосновения или условный знак равенства (точнее, «больше» или «меньше»). «Знак» можно охарактеризовать на этапе оценки эффективности использования финансовых ресурсов (на производственную деятельность), поскольку здесь два разных процесса можно сравнить друг с другом. На предприятии ведется непрерывный процесс формирования и использования финансовых ресурсов, их обращения, целью которых является обслуживание производственно-хозяйственной деятельности предприятия. [5]

Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности предприятия используют различные источники финансовых ресурсов. Структура задействованных источников во многом определяет финансовую устойчивость предприятия и рентабельность его производственно-хозяйственной деятельности. Вопросы формирования финансовых ресурсов на предприятии решаются в рамках финансового менеджмента, который является одной из важнейших подсистем общей системы управления современным предприятием. В функции финансовых служб предприятий, в частности финансового менеджера, входит определение источников финансовых ресурсов и обеспечение их предприятием. Существуют различные структурные схемы классификации источников финансовых ресурсов предприятий. Наиболее распространенным является деление на собственные и заемные финансовые ресурсы. Принципиальное различие между этими типами ресурсов заключается в том, что при ликвидации предприятия его владельцы имеют право на часть имущества, оставшуюся после расчетов с третьими лицами. Помимо разделения на собственные и заемные средства также известна классификация источников по срочности: 1) источники краткосрочного финансирования; 2) источники долгосрочного финансирования.


Структура используемых средств, как правило, зависит от целей, которые преследует предприятие. Чаще всего для финансирования решений долгосрочного плана используются собственные средства хозяйствующего субъекта, а заемный капитал используется в виде краткосрочных источников. Собственный капитал (внутренний источник) в отечественной практике имеет приоритетное значение, что положительно сказывается на финансовой устойчивости и репутации предприятия. Собственные средства являются основными источниками финансирования деятельности предприятия, поскольку, работая в рыночных условиях, предприятия должны иметь определенную имущественную и операционную самостоятельность. Достаточность собственных средств является основным условием предоставления заемных средств предприятию. Опережающие темпы роста собственного капитала по сравнению с заемными являются показателем рационального соотношения этих видов финансовых ресурсов. Если ресурсов внутреннего источника недостаточно для финансирования финансовых решений, используется заемный капитал (внешний источник). Следует отметить, что в рыночной экономике заемные ресурсы предоставляются на платной основе, в связи с чем увеличение и использование собственных финансовых ресурсов имеет особое значение. Благодаря эффективной организации производственной деятельности и расширению производства потребность в заемных средствах уменьшается, что ведет к независимости хозяйствующего субъекта и является благоприятным условием для дальнейшего воспроизводства его собственных ресурсов. Таким образом, любой этап движения денежных средств следует рассматривать с точки зрения прироста их стоимости. При делении на собственные и заемные финансовые ресурсы существует доля условности, поскольку в силу разнообразия современных финансовых отношений довольно сложно строго классифицировать самые разнообразные источники финансирования. Наиболее подходящей в рыночных условиях является классификация на основе оплаты, то есть платных или бесплатных финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы предприятия, сформированные за счет собственных и приравненных к ним средств, включают, прежде всего, различные доходы и поступления.

Доход хозяйствующего субъекта генерируется из следующих источников: прибыль от основной деятельности, прибыль от исследовательской работы, прибыль от финансовых операций, прибыль от строительных и монтажных работ, выполненных экономическим способом, и т. д.


К доходам, формирующим финансовые ресурсы предприятий, относятся: амортизация, стабильные обязательства, выручка от продажи отчуждаемого имущества, целевые доходы (на содержание детей в дошкольных учреждениях и т. д.), средства, полученные от мобилизации внутренних ресурсов в строительстве взносы членов трудового коллектива, страховые выплаты по возникающим рискам, ресурсы, поступающие от концернов, ассоциаций, отраслевых структур, средства из бюджетов и внебюджетные фонды.

Наиболее значительные финансовые ресурсы могут быть получены в виде прибыли от производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Будучи экономической категорией, прибыль характеризует финансовый результат предприятия. Прибыль отражает чистый доход, полученный в сфере материального производства. Показатель прибыли является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Получение дохода хозяйствующим субъектом не означает прибыль. Чтобы определить результат деятельности, необходимо сравнить выручку с затратами на производство и реализацию продукции. Результат, показывающий превышение выручки над общими затратами, свидетельствует о прибыльности предприятия по производству продукции, то есть в этом случае можно говорить о прибыли.

Основными факторами, влияющими на рост прибыли, являются: увеличение выручки от реализации продукции (услуг) и снижение себестоимости продукции.

Общая сумма прибыли, получаемой предприятием от всех видов деятельности, называется валовой прибылью. Данный показатель является сводным, поскольку включает следующие компоненты: прибыль от продажи товарной продукции, прибыль от других продаж, прибыль от внереализационных операций (за вычетом расходов от этих операций). Прибыль от реализации товарной продукции является основной и наиболее значимой частью всей прибыли предприятия. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) является результатом, полученным от основной деятельности предприятия. Он рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) и налогом на добавленную стоимость, акцизами, затратами на производство и реализацию. Структура затрат, формирующих себестоимость продукции, включает: материальные затраты, затраты на рабочую силу, взносы в систему социального обеспечения, амортизацию и т. д.

Второй компонент валовой прибыли - это прибыль от других продаж. Доля этой прибыли очень мала в общей прибыли. Прибыль от других продаж включает в себя: прибыль от продажи основных средств и другого имущества предприятия (сырья, материалов, топлива, запчастей, отходов, нематериальных активов). Прибыль от других продаж определяется как разница между выручкой от продаж и затратами на эту продажу. Например, при продаже основных средств результатом является разница между выручкой от продажи этого имущества (за вычетом НДС) и остаточной стоимостью средств (с учетом уровня инфляции) с учетом расходов, понесенных при продаже.