Файл: Субъекты банкротства, их права, обязанности и ответственность (Понятие, признаки и сущность должника как субъекта конкурсных отношений).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 1
Неденежные кредиторы могут получить удовлетворение своих требований только в реабилитационных процедурах[28], что представляется логичным, поскольку должник продолжает свою деятельность и есть вероятность восстановления его платежеспособности, в том числе за счет исполнения обязательств неденежного характера. Налицо попытка законодателя соблюсти баланс интересов кредиторов.
В конкурсном же производстве все кредиторы, как денежные, так и неденежные, равны, и это равенство осуществляется за счет трансформации (преобразования) неденежных требований в денежные, поскольку только денежный эквивалент позволяет обеспечить реализацию принципа пропорционального удовлетворения требований. Иными словами, в конкурсном производстве не может быть иных кредиторов, кроме конкурсных. Поэтому законодатель справедливо определяет их как кредиторов, имеющих денежное (уже только денежное) требование к должнику.
Таким образом, с учетом изложенного можно привести следующую доктринальную дефиницию.
Конкурсный кредитор - кредитор по денежным обязательствам, основанным на гражданско-правовой сделке и (или) ином предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основании, либо с момента открытия конкурсного производства кредитор по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг)[29], имеющий право возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) должника и право принятия решения на собрании кредиторов.
Характеристика конкурсного кредитора будет неполной без краткой характеристики его прав по инициированию конкурсного процесса и инструментов по защите своих прав в конкурсном процессе.
В отличие от искового процесса конкурсный процесс начинается не только с момента принятия заявления конкурсного кредитора. Для этого необходимо специальное судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику, предусмотренное ст. 48 Закона о банкротстве. Казалось бы, какую обоснованность обращения нужно проверять, если денежное требование и так должно быть подтверждено судебным актом о взыскании долга, вступившим в законную силу (ст. 7 Закона о банкротстве)? [30] Для понимания причин наличия такой нормы в Законе необходимо обратиться к истории развития российского законодательства о банкротстве. В соответствии со ст. 56 Закона о банкротстве 1998 г. арбитражный суд одновременно с принятием заявления кредитора вводил в отношении должника процедуру наблюдения. В этом случае необоснованное обращение для юридического лица влекло весьма негативные последствия. Данным положением широко пользовались недобросовестные лица, использующие механизм банкротства в неэкономических целях, направленных на установление чужого влияния над управлением делами юридического лица и передел собственности.
КС РФ Постановлением от 12 марта 2001 г. N 4-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона о банкротстве, касающихся возможности обжалования определений, выносимых арбитражным судом по делам о банкротстве, иных его положений, ст. 49 Закона о банкротстве кредитных организаций, а также ст. 106, 160, 179 и 191 АПК РФ в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами граждан и юридических лиц[31] признал ст. 56 Закона о банкротстве 1998 г. не соответствующей Конституции РФ, предписав решать вопрос о введении наблюдения только после получения от должника разъяснений и возражений на заявление. При разработке и принятии Закона о банкротстве эти обстоятельства были учтены законодателем. Более того, были введены дополнительные гарантии в виде необходимости установления требования судебным актом, вступившим в законную силу.
Таким образом, в соответствии с Законом о банкротстве обоснованность требования кредитора к должнику проверяется только на предмет того, исполнено судебное решение о взыскании долга на момент обращения с заявлением о признании должника банкротом или нет. Редко возможны ситуации, связанные с обжалованием судебного акта[32].
В соответствии со ст. 42, 48 Закона о банкротстве после принятия заявления, поступившего от конкурсного кредитора или уполномоченного органа, судом назначается в срок не менее 15 дней, но не более 30 дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику.
Можно отметить, что порядок принятия заявления о признании должника банкротом как элемент процедуры несостоятельности претерпел существенные изменения по сравнению с ранее действовавшим Законом: были изменены законоположения, допускавшие чисто механическое возбуждение дела о банкротстве, за которым следовало обязательное введение первой процедуры банкротства - наблюдения "по непроверенному (с точки зрения законности и обоснованности) заявлению кредитора"[33]. Согласно п. 6, 8 ст. 42, ст. 62 Закона о банкротстве в случае вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом данный факт более не влечет за собой автоматического введения в отношении должника процедуры наблюдения, которая может быть принята только после проверки судом обоснованности требования заявителя по делу о банкротстве.
По результатам заседания суд выносит следующие определения: либо о признании требований заявителя обоснованными и о введении наблюдения, либо об отказе во введении наблюдения и прекращении производства по делу (об оставлении заявления без рассмотрения), если требования заявителя признаны необоснованными.
Для защиты прав конкурсных кредиторов от злоупотреблений при банкротстве со стороны как должника, так и других кредиторов Закон о банкротстве предусматривает ряд специальных инструментов.
Во-первых, это институт конкурсного оспаривания сделок. В Закон о банкротстве 28 апреля 2009 г. на смену одной статье была введена отдельная глава, регламентирующая порядок и условия такого оспаривания[34]. Предусматривается возможность оспаривания подозрительных сделок должника и сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами; устанавливаются условия, при наличии которых указанные сделки могут быть признаны недействительными. В ст. 61.2 Закона о банкротстве введено понятие "подозрительная сделка". В соответствии с данной нормой таковой признается сделка, совершенная должником в течение одного года до принятия заявления о признании банкротом или после принятия указанного заявления, при неравноценном встречном исполнении обязательств другой стороной сделки, в том числе в случае, если цена этой сделки и (или) иные условия существенно в худшую для должника сторону отличаются от цены и (или) иных условий, при которых в сравнимых обстоятельствах совершаются аналогичные сделки.
Во-вторых, на защиту интересов кредиторов направлены нормы ст. 10 Закона о банкротстве, предусматривающие субсидиарную ответственность лиц, по вине которых возникла неплатежеспособность должника. В целях наиболее полного удовлетворения требований кредиторов предусмотрен механизм, позволяющий суду рассмотреть вопрос о привлечении указанных лиц к имущественной ответственности до завершения конкурсного производства.
2.2. Уполномоченные органы
Под уполномоченными органами в ст. 2 Закона о банкротстве понимаются федеральный орган исполнительной власти[35], уполномоченный Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ и муниципальных образований.
Отметим, что в силу ст. 2 Закона о банкротстве под денежным обязательством понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному ГК РФ, бюджетным законодательством РФ основанию. В свою очередь, обязательные платежи - это налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством РФ, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы РФ и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы.
Исходя из легальной дефиниции органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления лишены права представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей. Таким правом обладает исключительно уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а именно Федеральная налоговая служба[36].
Согласно правовой позиции КС РФ изложенная норма соответствует Конституции РФ[37].
Поскольку требования по капитализированным платежам в деле о банкротстве представляет ФНС России, суды правомерно удовлетворили ходатайство Фонда социального страхования о его замене по требованию о признании обоснованным и включению в реестр требований кредиторов общества капитализированных платежей на налоговую службу[38].
Суд удовлетворил ходатайство конкурсного управляющего о взыскании с налоговой инспекции как заявителя по делу о банкротстве затрат, понесенных на проведение процедур банкротства в отношении общества, поскольку инспекция является уполномоченным органом, обеспечивающим представление интересов РФ в делах о банкротстве. Взыскание расходов в конечном итоге в данном случае производится за счет бюджета РФ[39].
Уполномоченные органы, будучи кредиторами по смыслу Закона о банкротстве, исключены законодателем из числа конкурсных кредиторов. Однако при возбуждении и рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве уполномоченные органы и конкурсные кредиторы обладают равными процессуальными правами (право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, право голоса на собрании кредиторов[40], право выдвигать своих представителей в состав комитета кредиторов, право на удовлетворение своих требований в рамках одной, третьей, очереди).
Вывод
Согласно статье 2 Закона о банкротстве конкурсными кредиторами являются кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации)
Для защиты прав конкурсных кредиторов от злоупотреблений при банкротстве со стороны как должника, так и других кредиторов Закон о банкротстве предусматривает ряд специальных инструментов (институт конкурсного оспаривания сделок, субсидиарную ответственность).
Несмотря на то, что уполномоченные органы являются кредиторами, они исключены законодателем из числа конкурсных кредиторов. Однако при возбуждении и рассмотрении арбитражным судом дела о банкротстве уполномоченные органы и конкурсные кредиторы обладают равными процессуальными правами (право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, право голоса на собрании кредиторов, право выдвигать своих представителей в состав комитета кредиторов, право на удовлетворение своих требований).
3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО
Права и обязанности арбитражных управляющих определены в ст. 20.3 Закона о банкротстве, а также дополнены применительно к определенной процедуре в соответствующих статьях Закона (ст. 66, 67, 99, 129, п. 7, 8 ст. 213.9).
Права арбитражного управляющего:
а) созывать собрание или комитет кредиторов (абз. 2 - 3 п. 1 ст. 20.3).
Арбитражный управляющий вправе созвать собрание или комитет кредиторов для решения вопросов, отнесенных к их компетенции. Организация и проведение собрания регулируются Общими правилами организации, подготовки и проведения арбитражными управляющими собраний и заседаний комитета кредиторов[41]. Если собрание кредиторов созвано по инициативе арбитражного управляющего, то он составляет повестку собрания;
б) обращаться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве (абз. 4 п. 1 ст. 20.3).
Арбитражный управляющий вправе обратиться в арбитражный суд с заявлениями и ходатайствами, в том числе в случае возникновения разногласий между ним и кредиторами, а также между ним и должником согласно п. 1 ст. 60 Закона о банкротстве.