Файл: Субъекты банкротства, их права, обязанности и ответственность (Понятие, признаки и сущность должника как субъекта конкурсных отношений).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 1
В п. 1 ст. 34 Закона о банкротстве должник определяется как лицо, участвующее в деле о банкротстве. Из п. 2 указанной статьи также следует, что должник является носителем комплекса материальных и процессуальных прав и обязанностей без их конкретизации в этой норме.
Для целей характеристики прав и обязанностей должника следует отметить, что на протяжении конкурсного процесса должник продолжает оставаться субъектом права (собственником имущества, лицом, несущим юридическую ответственность и несущим обязанности, и т.д.). На особенности закрепления прав и обязанностей должника как субъекта конкурсных отношений основное влияние оказывают специфика конкурсных отношений как комплексных отношений, возникающих в связи с неплатежеспособностью (несостоятельностью) хозяйствующего субъекта, а также цель конкурсного процесса по обеспечению справедливого баланса интересов всех его участников[7].
Наиболее ярко это проявляется в установленной Законом о банкротстве системе ограничений право- и дееспособности должника, а также в закреплении за должником - физическим лицом и органами управления должника - юридического лица дополнительных обязанностей.
В науке конкурсного права применительно к банкротству юридических лиц обоснованно отмечается, что ограничение правоспособности должника [в виде запретов совершения определенных действий и необходимости согласования сделок с арбитражным управляющим и собранием (комитетом) кредиторов] используется при проведении наблюдения и финансового оздоровления, а ограничение дееспособности (в виде передачи полномочий по управлению юридическим лицом - арбитражному управляющему) - при проведении внешнего управления и конкурсного производства[8].
Применительно к банкротству физических лиц ограничение правоспособности осуществляется в рамках процедуры реструктуризации долгов (п. 2, 5 ст. 213.11 Закона о банкротстве), ограничение дееспособности - в процедуре реализации имущества (п. 1, 5, 6 ст. 213.25 Закона о банкротстве).
Отметим, что в большей степени ограничение правоспособности и дееспособности должника является правовым средством обеспечения контроля (конкурсного контроля) за имуществом и деятельностью должника со стороны кредиторов для достижения цели конкурсного процесса. При этом по нормам Закона о банкротстве нетрудно заметить, что чем ближе должник к признанию его несостоятельным (банкротом), тем больше становится ограничений и, следовательно, возрастает объем контроля. В конечном счете, к примеру, в конкурсном производстве должника - юридического лица конкурсный контроль в сущности заменяет собой контроль собственников должника и его органов управления (корпоративный контроль) над деятельностью и имуществом должника, что в целом отвечает требованиям справедливости и баланса интересов в ситуации признания организации несостоятельным должником (банкротом).
С учетом того, что конкурсный процесс имеет существенную процессуальную составляющую, должник как его участник обладает также таким объемом процессуальных прав и обязанностей, перечисленных в ст. 41 АПК РФ, каким обладает ответчик в исковом производстве, в том числе правом знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии; заявлять отводы; представлять доказательства и знакомиться с доказательствами, представленными другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного разбирательства; участвовать в исследовании доказательств, давать объяснения, приводить свои доводы по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам и т.д.
Дополнительным обязанностям должника - физического лица и органов управления должника - юридического лица посвящены, в частности, нормы ст. 9 (обязанность по обращению в суд с заявлением должника), п. 3.2 ст. 64 (обязанность по предоставлению органами управления должника - юридического лица временному управляющему информации об имуществе должника и ходе экономической деятельности), абз. 4 п. 1 ст. 94 (обязанность по передаче органами управления должника - юридического лица внешнему управляющему документации должника, имущества должника, печатей и штампов), п. 9 ст. 213.25 Закона о банкротстве (обязанность должника - физического лица с момента признания его банкротом по передаче финансовому управляющему всех имеющихся у должника банковских карт для целей блокирования операций по перечислению с них денежных средств).
Таким образом, должник как субъект конкурсных отношений имеет те права и несет те обязанности, которые изначально составляют содержание его правосубъектности, с учетом ограничений и дополнений, установленных специальными нормами Закона о банкротстве[9].
Определение законного интереса должника имеет не только теоретическую (познавательную), но и практическую необходимость. Последняя обусловлена тем, что такой интерес в силу п. 1 ст. 4 АПК РФ выступает самостоятельным объектом правовой охраны и судебной защиты.
В качестве основного законного интереса должника как субъекта конкурсных отношений[10] можно выделить стремление (потребность) должника восстановить свою платежеспособность и рассчитаться по кредиторским требованиям, тем самым прекратив конкурсную процедуру и порождаемые ею ограничения. Либо, при невозможности восстановления платежеспособности, освободиться от долгов путем расчета с кредиторами и участниками (акционерами) должника - юридического лица исходя из имеющегося в наличии имущества и правомерно прекратить убыточную деятельность (для должника-организации - существование как субъекта права).
Данное определение законного интереса должника во многом основывается на сущности должника как субъекта конкурсных отношений, а также на ранее обозначенных целях банкротства юридических и физических лиц.
В конкурсном процессе права и законные интересы должника подлежат защите с помощью системы специальных правовых средств. Специальный характер данных средств обусловлен главным образом тем, что конечной целью дела о банкротстве является не решение спора, не установление факта, имеющего юридическое значение, а сбалансированное и справедливое урегулирование конфликта (столкновения) интересов, возникшего из-за неспособности участника оборота расплатиться по своим долгам[11].
Первичным средством защиты должника выступает заявление должника о признании несостоятельным (банкротом) (ст. 8, 9, 213.4 Закона о банкротстве). Использование должником этого средства защиты направлено на возбуждение производства по делу о банкротстве, последующее введение конкурсной процедуры и предоставление должнику конкурсного иммунитета (невозможность кредиторов реализовать требования к должнику в ином, неконкурсном, порядке), а также возникновение у него иных благоприятных правовых последствий (к примеру, прекращение начисления неустоек и иных финансовых санкций, процентов, за исключением мораторных процентов в размере ставки рефинансирования).
Дальнейшие средства защиты дифференцируются в зависимости от характера нарушения прав и законных интересов должника.
В случае если права и законные интересы должника нарушаются движением дела о банкротстве и порождаемыми ограничениями его право- и дееспособности, в качестве средств защиты будут выступать:
- обжалование определения о принятии заявления кредитора о признании должника банкротом (п. 35.2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2012 г. N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве"[12]);
- возражения (отзыв) на заявление кредитора о признании должника банкротом при принятии судом данного заявления к производству (ст. 47 Закона о банкротстве);
- обжалование судебных актов о введении конкурсных процедур (п. 4 ст. 49, п. 2 ст. 93, п. 3 ст. 124 Закона о банкротстве); ходатайство о прекращении производства по делу о банкротстве (ст. 57 Закона о банкротстве, п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 35)[13].
В случае если права и законные интересы должника нарушаются заявленными к нему кредиторскими требованиями, правовым средством защиты будут являться возражения на требования кредиторов, в том числе по мотиву истечения срока исковой давности (п. 2 ст. 71, п. 3 ст. 100 Закона о банкротстве). Это средство защиты может дополняться оспариванием правовых оснований этих требований (при оспоримости сделки) в общем процессуальном порядке.
Если права и законные интересы должника нарушаются арбитражным управляющим, в таком случае средством защиты выступает:
- жалоба на действия/бездействие арбитражного управляющего (ст. 60 Закона о банкротстве);
- ходатайство об отстранении арбитражного управляющего и взыскании с него убытков (ст. 20.4 Закона о банкротстве, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 22 мая 2012 г. N 150 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с отстранением конкурсных управляющих"[14]);
- ходатайство об отказе в утверждении арбитражного управляющего[15].
Следует иметь в виду, что в силу правовой позиции, изложенной в п. 2 информационного письма Президиума ВАС РФ N 150, арбитражный суд может совместно рассмотреть жалобу лица, участвующего в деле о банкротстве, на действия конкурсного управляющего и ходатайство этого лица о его отстранении. Иными словами, для заявления ходатайства об отстранении арбитражного управляющего в деле о банкротстве нет необходимости отдельного представления ранее вступивших в законную силу судебных актов об удовлетворении жалоб на его действия/бездействие в рамках этого же дела о банкротстве.
При нарушении прав и законных интересов должника решениями кредиторов надлежащим средством защиты будет являться жалоба на решения собрания кредиторов/комитета кредиторов (глава 9.1 ГК РФ, ст. 15, 17 Закона о банкротстве). Помимо этого, в случаях, предусмотренных законом, самостоятельным предметом оспаривания могут быть и иные юридически значимые документы и действия, которые явились следствием принятых на собрании кредиторов решений, к примеру, план внешнего управления (п. 6 ст. 107 Закона о банкротстве), торги по продаже имущества должника (ст. 110, 139 Закона о банкротстве, ст. 449 ГК РФ) и т.д.
Применительно к вопросу о реализации правовых средств защиты должника возникает следующий вопрос: каким образом должно осуществляться использование средств защиты при прекращении полномочий органов управления должника в связи с введением процедур внешнего управления или конкурсного производства?
Представляется, что данный вопрос должен решаться следующим образом.
В силу п. 23 Постановления Пленума ВАС РФ от 15 декабря 2004 г. N 29 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"[16] право бывшего руководителя должника на совершение процессуальных действий от имени должника строго ограничено обжалованием судебных актов о введении внешнего управления или конкурсного производства[17]. По этой причине по общему правилу использовать средства защиты прав и законных интересов должника должен в таком случае арбитражный управляющий как законный представитель должника[18].
Эти же средства защиты, в том числе против незаконных действий самого арбитражного управляющего, может использовать также представитель учредителей (собственника имущества) должника, который согласно п. 3 ст. 126 Закона о банкротстве и п. 14 и 41 Постановления Пленума ВАС РФ N 35 с момента введения внешнего управления или конкурсного производства приобретает права лица, участвующего в деле о банкротстве. Используя в таком случае средства защиты, представитель учредителей (собственника имущества) должника будет выступать также и в защиту самого должника в силу изначального тождества их основного законного интереса, обозначенного ранее.
Вывод
Понятие должника в смысле Закона о банкротстве отличается от гражданско-правового понятия должника, поскольку оно с одной стороны расширено (за счет включения в его содержание субъектов публичного права, обязанных к уплате обязательных платежей), а с другой сужено (гражданско-правовое понятие должника охватывает также должников по неденежным обязательствам). Также отмечается, что статус должника по Закону о банкротстве обусловлен наличием просрочки в исполнении обязательства, в то время как в гражданских правоотношениях лицо становится должником уже с момента принятия на себя соответствующей обязанности, которая подлежит исполнению в дальнейшем
Исходя из статьи 2 Закона о банкротстве должник является носителем комплекса материальных и процессуальных прав и обязанностей без их конкретизации в этой норме.
Ограничение правоспособности и дееспособности должника является правовым средством обеспечения контроля (конкурсного контроля) за имуществом и деятельностью должника со стороны кредиторов для достижения цели конкурсного процесса.
Таким образом, должник как субъект конкурсных отношений имеет те права и несет те обязанности, которые изначально составляют содержание его правосубъектности, с учетом ограничений и дополнений, установленных специальными нормами Закона о банкротстве.
2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРЕДИТОРОВ ПРИ БАНКРОТСТВЕ
2.1. Конкурсные кредиторы
Важное место в отношениях несостоятельности (банкротства), или, как их еще называют, конкурсных отношениях, занимает правовая характеристика участников этих отношений. Конкурсные отношения, несомненно, невозможны без тех, между кем устраивается так называемый конкурс при кризисе неплатежей. Речь идет о кредиторах.