Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и правовые основы предпринимательской деятельности в России).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 108
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и правовые основы предпринимательской деятельности в России
1.2 Роль государства в обеспечение гарантий прав и интересов предпринимателей
ГЛАВА 2. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ
Введение
Новое позиционирование государственной политики в сфере предпринимательства сформулировано и в посланиях Президента РФ Владимира Владимировича Путина Федеральному Собранию. Президент России в ежегодном послании к Федеральному Собранию обозначил базовые ценности «добросовестный труд, частная собственность, свобода предпринимательства — это такие же базовые консервативные, подчеркнул, ценности, как патриотизм, уважение к истории, традициям, культуре своей страны»[1], а также сделал акцент на том, что развитие предпринимательства в целом, является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российской общества.
Развитие предпринимательства несет в себе множество важных преимуществ:
- увеличение числа собственников, а значит, формирование среднего класса - главного гаранта политической стабильности в обществе;
- рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропорции в благосостоянии различных социальных групп;
- зарождение наиболее энергичных, дееспособных личностей, для которых бизнес становится первичной школой самореализации;
- создание новых рабочих мест с относительно низкими капитальными затратами, особенно в сфере обслуживания.
Однако, несмотря на важную роль, которую играет малое предпринимательство в экономике государства, чаще всего оно не в состоянии способствовать своему развитию самостоятельно, ему не хватает как финансовой, так и нефинансовой поддержки. Мероприятия, проводимые государством не всегда эффективны, их не всегда бывает достаточно. В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 70%. В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей.
Актуальность темы исследования заключается в исследовании предпринимательства в России как сектора российской экономики, который наиболее быстро решает проблемы повсеместного обеспечения занятости населения, насыщения рынка конкурентоспособными и дешевыми товарами отечественного производства, повышения уровня национального благосостояния, расширения налогооблагаемой базы региональных и местных бюджетов, смягчения остроты социально-экономических последствий рыночных реформ. Явную поддержку предпринимательству в нашей стране оказывает Президент, Правительство и федеральные органы власти. Однако роль местных властей в развитии бизнеса, чаще всего негативная. В первую очередь из-за оказываемого давления контрольных процедурных функций. Получается ситуация, когда уровень власти, который ближе всего к предпринимательству, менее всего настроен содействовать его развитию.
Цель выполненной работы - рассмотреть регулирование рекламной деятельности с правовой точки зрения.
Задачи проведенного исследования:
- рассмотреть развитие и современное состояние российского гражданского законодательства о рекламе;
- изучить правовую природу и виды рекламы по российскому законодательству;
- отразить основания возникновения и содержание гражданско-правовых отношений в сфере рекламной деятельности;
- рассмотреть рекламу как объект гражданских правоотношений.
Объектом исследования - государственное регулирование предпринимательства.
Предметом исследования являются особенности нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности, нормы Конституции РФ, гражданского законодательства, судебная практика, относящаяся к теме исследования.
Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, материалы российской печати, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».
Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и правовые основы предпринимательской деятельности в России
В Гражданском кодексе Российской Федерации[2] сказано, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (в пункте 1 статьи 2).
Признаки предпринимательской деятельности, содержащиеся в статье 34 Конституции Российской Федерации и статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, являются основой для квалификации того или иного вида деятельности в качестве предпринимательской. Законодателем выделены следующие признаки предпринимательской деятельности.
Первый из них характеризует предпринимательство как самостоятельную деятельность. Пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общее положение, что граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора[3].
Похожий по своему смыслу тезис провозглашен и в пункте 1 статьи 9 граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Строго говоря, самостоятельность – не отличительная черта предпринимательской деятельности как деятельности по осуществлению гражданских прав[4].
Второй признак предпринимательской деятельности характеризует ее как деятельность, осуществляемую на свой риск. Понятие предпринимательского риска в общих положениях Кодекса не раскрывается. При этом оно используется в разделе об отдельных видах обязательств применительно к договору страхования.
Понятие риска в определении предпринимательской деятельности (статья 2 Гражданского кодекса Российской Федерации) указывает на какую-то иную особенность, а не возможность неполучения ожидаемых доходов и убытков из-за нарушения обязательств контрагентами. При наличии юридической ответственности за нарушение обязательств, это нельзя называть ситуации несения убытков риском.
Предпринимательская деятельность изначально определяется как направленная на получение прибыли, но её отсутствие не дискредитирует ее как предпринимательскую. Из анализа положений Гражданского кодекса Российской Федерации можно выделить несколько причин риска. Понятие риска зачастую связывается со случайными событиями - риск случайной гибели товара, имущества, материалов.
Понятие риска законодатель связывает с небрежностью лица - обязан уведомить, иначе несет риск; вправе потребовать, иначе несет риск. Еще одна причина риска – деятельность юридического лица, участники которого могут понести убытки в размере принадлежащих им вкладов (акций). Такие убытки происходят по не зависящим от воли вкладчиков обстоятельствам только в товариществе на вере, поскольку они не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.
С другой стороны, при упоминании риска в законодательстве указываются возможные последствия риска: утрата, повреждение имущества, иные убытки, дополнительные обременения.
Применительно к понятию риска предпринимательской деятельности в статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации последствия риска не называются, но их можно увидеть в статье 929 – это убытки от предпринимательской деятельности, неполучение ожидаемых доходов. Под хозяйственными рисками в предпринимательской деятельности принято понимать возможность наступления неблагоприятного события, возникающего из-за производственных, финансовых, коммерческих, социальных и иных факторов и влекущего за собой различного рода потери. Наиболее логично в понятие риска включена вероятность убытков вследствие изменения условий деятельности[5].
В процессе деятельности предприниматели сталкиваются с множеством рисков, и все они различаются по месту и времени происхождения, по методам описания и так далее. Однако, изменение одного риска может повлечь изменение или появление другого. Эффективность управления рисками в инвестировании зависит от знания классификации рисков, которая позволяет четко определить место риска в инвестиционном проекте. Во многих источниках можно встретить несколько различных классификаций. Но анализ различных подходов к изучению рисков показал, что необходимо составлять классификацию согласно тем факторам, из которых возникает данный риск. Так как политические факторы способствуют возникновению внешних политических рисков в предпринимательской деятельности.
Например, нарушение обязательств со стороны правительства приведёт к опасности ликвидации бизнеса. Социальные и экономические факторы воздействуют на появление коммерческих рисков. К примеру, снижение платежеспособности населения ведет к спаду спроса и к уменьшению прибыли. Экологические факторы могут являться причиной возникновения производственных рисков. Научно-технические факторы способствуют появлению инновационных и технологических рисков.
Самыми значимыми рисками в современном предпринимательском деле являются инвестиционные риски:
1) В снижении доходности предприятия при влиянии внешних и внутренних факторов;
2) В упущенной экономической выгоде;
3) В экономических потерях.
Все факторы риска должны быть обязательно учтены при расчетах оценки эффективности проекта и при организации самой предпринимательской деятельности. Факторов, влияющих на риски, действительно много, поэтому необходимо иметь четкие знания принципов и методов расчета вероятности появления риска[6].
В России крупное и среднее предпринимательство характеризуется тем, что они тяжело реагируют на изменение ситуации в стране, когда малые предприятия наоборот успевают вовремя среагировать и избежать убытков. Именно для этого нужно уметь прогнозировать последствия от принятия тех или иных решений, связанных с рисками.
В зависимости от этих последствий различают несколько зон предпринимательской деятельности:
1) Безрисковая зона – область, в которой риск не предполагается на данный момент;
2) Зона допустимого риска – область, в которой есть вероятность возникновения риска и предприятие настороженно ведет свою политику;
3) Зона критического риска – область, характеризуемая опасностью потерь, превышающих прибыль и стоимость вложенных средств;
4) Зона катастрофического риска — область потерь, превышающих критический уровень.
Выделяют следующие этапы процесса управления рисками:
1) Подготовительный – фирма планирует возможные альтернативы по управлению рисками;
2) Организационный – выбор методов управления рисками и способов минимизации потерь;
3) Нормативный – разработка технических материалов для выхода из разнообразных хозяйственных ситуаций.
Любой предпринимательский риск, это вероятность неблагоприятного исхода. Каждое предприятие ответственно за свою деятельность и несет риски, возникающие в связи с производственной, финансовой и другой деятельностью. Особенно это характерно в период нестабильного состояния экономики, сопровождаемого инфляционными процессами, сверхдорогими кредитами и так далее. Избежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но умение анализировать, прогнозировать и управлять рисками поможет уменьшить степень предпринимательского риска[7].
Таким образом, важным моментом в управлении рисками считается создание системы экономической безопасности фирмы, которая отслеживает информацию, приводящую к убыткам. Именно направленность на получение прибыли, то есть возможность ее получения, а не фактическое ее систематическое получение, является признаком предпринимательской деятельности[8]. Еще один признак предпринимательской деятельности - это осуществление ее лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Ее отсутствие не приводит к утрате деятельностью качества предпринимательской, однако делает ее незаконной. Незаконность предпринимательской деятельности в некоторых случаях зависит не только от регистрации предпринимателя, но и от приобретения им лицензии либо членства в саморегулируемых организациях[9].