Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и правовые основы предпринимательской деятельности в России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сильные стороны (факторы успеха)

Слабые стороны (проблемы)

1) Формируется современная транспортная логистика;

2) научно-технический потенциал, достаточность сильных учебных заведений;

4) Многоотраслевая структура экономики; 5) Достаточное количество банков и других финансовых учреждений;

6) Развитый рынок информационных услуг;

7) Высокий кадровый потенциал

8) Государственная поддержка МСП в регионе

1) Невысокий уровень предпринимательской грамотности, особенно в небольших городах;

2) Недостаточная информированность МСП о существующих программах поддержки;

3) Низкий уровень финансовой устойчивости малого и среднего бизнеса; 4) Трудности с кредитованием;

5) Отсутствие достаточного количества подготовленных земельных участков и производственных помещений для удовлетворения потребностей субъектов МСП;

6) Недостаток квалифицированных кадров в небольших городах областей, так как востребованные специалисты стремятся уехать в крупные города;

7) Низкая занятость в обрабатывающих производствах;

8) Ограниченные возможности субъектов предпринимательства по продвижению собственной продукции, в особенности на международные рынки

Возможности

Угрозы (риски)

1) Использование практики других регионов России и международного опыта в развитии бизнеса

2) Постоянно развивающиеся информационные технологии

3) Возможность получения из федерального бюджета софинансирования на реализацию региональных программных мероприятий

4) Реализация совместных кластерных проектов и инициатив

5) Рост спроса на экологически чистую продукцию

6) Участие в федеральных программах поддержки экспорта субъектов МСП

1) Разные возможности для организации собственного бизнеса в областном центре и небольших городах

2) Наличие удорожающих факторов в северных районах;

3) Функционирование МСП в условиях высокой степени конкуренции со стороны крупного бизнеса

4) Общее падение покупательского спроса на продукцию (товары, услуги)

5) Рост тарифов естественных монополий 6) Высокие требования банковской системы к обеспечению кредита МСБ

7) Высокий уровень налоговой нагрузки на бизнес

8) Высокий уровень инфляции, нестабильность национальной валюты;

9) Зависимость системы поддержки МСП от объемов бюджетного финансирования

Анализ представленных в таблице консолидированных результатов многофакторного SWOT-анализа состояния среды МСП регионов позволяют заключить, что для МСП региона характерна высокая зависимость от внешней среды, а в процессе осуществления своей деятельности малый бизнес находится под влиянием ряда факторов, сдерживающих его развитие.


Анализ факторов, влияющих на развитие субъектов малого бизнеса в России, показывает, что существующие проблемы можно решить согласованными действиями органов государственной власти регионов, органов местного самоуправления муниципальных образований, общественных объединений предпринимателей, структур поддержки, с привлечением необходимых ресурсов.

В современных условиях интенсивно развивается законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность. За последние годы изданы многие законы и нормативные акты, создающие правовые основы для его развития.

На рисунке 2 представим современные проблемы предпринимательства.

Государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса является важным самостоятельным системным направлением социально-экономической политики России, поскольку именно сектор малого и среднего бизнеса направлен на развитие диверсификации экономики региона, укрепление рыночных отношений между субъектами экономической деятельности и формирование среднего класса общества. Основными принципами государственной политики в отношении развития малого и среднего предпринимательства, и соответственно принципами разработки и реализации механизмов достижения цели стратегии являются: Системность и комплексный подход – направления, формы и инструменты поддержки разрабатываются и применяются в единой системе (комплексе), с учетом внутренних взаимосвязей;

Рисунок 2. Ключевые проблемы развития предпринимательства

Непрерывность поддержки – для получения положительного результата, эффективного использования ресурсов процесс поддержки должен быть непрерывен как во времени, так и в предложении инструментов поддержки для всех целевых групп.

Для повышения социально-экономической эффективности законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность необходим комплексный подход:

- улучшение ведения предпринимательской деятельности;

- расширение и облегчение доступа предпринимателей к различным банковским продуктам, в том числе и льготным;

- развитие инфраструктуры поддержки предпринимательства;

- мероприятия по популяризации предпринимательской деятельности.


2.2. Возможные пути разрешения проблем административно-правового регулирования предпринимательской деятельности

Недостаточное внимание, уделяемое государством вопросам поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое и среднее предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике дополнительную стабильность.

В РФ уже созданы необходимые условия для реализации эффективной государственной поддержки малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе. К данным условиям относятся:

- высокий уровень предпринимательских способностей и предпринимательской активности граждан;

- конституционные гарантии возможности и свободы осуществления предпринимательской деятельности;

- законодательное закрепление статуса малого предпринимательства как особого вида экономической деятельности, в отношении которого могут действовать специальные меры государственной поддержки; - наличие (находящихся на разных стадиях формирования) практически всех элементов системы поддержки малого предпринимательства, успешно функционирующих в промышленно развитых странах;

- достигнутый уровень и существующие тенденции развития малого предпринимательства способны стать базой для устойчивого развития этого сектора экономики.

Целью государственной политики развития и поддержки малого и среднего предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:

- повышение социальной эффективности деятельности малых и средних предприятий: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса – базы политической стабильности;

- темпы роста развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе выражаются как стратегический фактор социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, уплата налогов), расширение сфер деятельности и экономическое укрепление малых предприятий.


Для достижения цели государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства должны быть решены задачи:

- формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;

- финансового обеспечения государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

- формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого и среднего предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

- повышения эффективности деятельности органов государственной власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления по поддержке малого и среднего предпринимательства.

Также необходимо рассмотреть вопрос о снижении налогового бремени, а также применения упрощенных процедур налогообложения и представления отчетности, создания благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса в агропромышленном комплексе.

Необходимым условием является улучшение налогового климата для субъектов малого и среднего предпринимательства. Для субъектов малого и среднего предпринимательства возможно применение специальных видов систем налогообложения: упрощенной системы налогообложения организаций и индивидуальных предпринимателей и системы налогообложения для определенных видов деятельности (единый налог на вмененный доход).

В целях расширения возможностей доступа малых и средних предприятий (в том числе начинающих) к источникам финансовых средств, необходимых для их развития, следует организовать выполнение комплекса мер по следующим основным направлениям:

- создание кредитных кооперативов, обществ взаимного кредитования, других небанковских кредитных институтов, которые будут предоставлять на возвратной основе средства под инвестиционные проекты субъектам малого и среднего бизнеса агропромышленного комплекса;

- разработка действенного механизма государственных гарантий, способствующих разделению рисков между государством, кредитными организациями и малыми и средними предприятиями;

- субсидирование процентной ставки по кредитам и займам, выдаваемым определенным категориям субъектов малого предпринимательства коммерческими организациями;

- внедрение в сфере малого предпринимательства типовых схем финансовой аренды (лизинга);


- формирование системы кредитных историй предприятий малого и среднего бизнеса специализированными организациями (кредитными бюро) с целью доступа малых и средних предприятий к кредитам коммерческих банков. Эффективность государственной поддержки – это результат взаимодействия государственных ресурсов для достижения цели государства при наиболее полном использовании ресурсов.

Следовательно, рассматривая исключительно результат деятельности, можно говорить лишь о ее результативности, а для определения эффективности необходимо сравнение полученных результатов и затрат на их достижение (рисунок 3).

Рисунок 3. Виды эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Реализация данных мер позволит существенно улучшить государственную поддержку развития малого и среднего бизнеса в РФ.

Показатели эффективности региональной государственной поддержки можно классифицировать в зависимости от рассматриваемого механизма (или инструмента) воздействия государства на сельскохозяйственного товаропроизводителя (рисунок 4).

Рисунок 4. Показатели эффективности государственной поддержки малого и среднего бизнеса

Предлагается применение только формализованных критериев, то есть коэффициентов и показателей, рассчитанных по определенным формулам. Полученные значения могут сравниваться с нормативными коэффициентами, среднестатистическими отраслевыми показателями, данными базисного периода, анализироваться как по абсолютной величине, так и в динамике для выявления тенденций их роста или снижения.

Заключение

В Гражданском кодексе Российской Федерации сказано, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (в пункте 1 статьи 2).

Важнейшими источниками предпринимательского права являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других федеральных законов, регулирующих и охраняющих предпринимательские отношения. Например, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Основополагающее значение в системе источников предпринимательского права имеет Конституция Российской Федерации.