Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Понятие и правовые основы предпринимательской деятельности в России).pdf
Добавлен: 30.04.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и правовые основы предпринимательской деятельности в России
1.2 Роль государства в обеспечение гарантий прав и интересов предпринимателей
ГЛАВА 2. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ
Доктринально не обоснованным является указание на извлечение прибыли вследствие использования имущества, продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг как отдельного признака предпринимательства. Ведь законодатель в этом случае ведет речь не о направлениях действий предпринимателя и формах предпринимательства, а о способах получения вследствие занятия предпринимательской деятельностью прибыли[10]. Проведенный анализ признаков предпринимательской деятельности свидетельствует о их неполном раскрытии, необходимости определения в более широкой плоскости гражданско-правовых и иных средств правового регулирования.
Основополагающее значение в системе источников предпринимательского права имеет Конституция Российской Федерации. Согласно пункте 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Второй нормой, закрепляющей идею свободы предпринимательской деятельности, является пункт 1 статьи 8 о свободе экономической деятельности, а также о единстве экономического пространства и свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств.
Важнейшими источниками предпринимательского права являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и ряд других федеральных законов, регулирующих и охраняющих предпринимательские отношения[11]. Например, Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[12].
Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», составной частью которой является подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства»3 . Цель подпрограммы - увеличение доли субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике России. Правовое регулирование предпринимательской деятельности осуществляется различного рода нормативно-правовыми актами, в том числе Конституцией Российской Федерации, кодифицированными актами, федеральными законами и подзаконными актами.
Таким образом, признаками предпринимательской деятельности являются систематичность, самостоятельность, самостоятельная имущественная ответственность предпринимателя, легализованный характер, наличие специального субъекта, направленность на систематическое получение прибыли, извлечение дохода от определённой деятельности, профессионализм.
1.2 Роль государства в обеспечение гарантий прав и интересов предпринимателей
Частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данное неотъемлемое право человека носит не только юридический, но и политико-правовой характер. Закреплены правовые механизмы реализации принципов рыночной экономики и свободы договора. В рамках конституционных преобразований был изменен теоретико-правовой подход к пониманию места и роли конституционного права на предпринимательскую деятельность в экономическом и правовом регулировании общественных отношений[13].
Очевидным фактором существования любой системы конституционного регулирования в сфере прав и свобод человека и гражданина является наличие юридически значимых гарантий их реализации, понятных нормативных правил защиты этих прав и оспаривания неправомерного ограничения в правах. Именно правовые гарантии и юридический механизм реальной защиты права на предпринимательскую деятельность представляются основными с точки зрения правовой реальности. Ядром экономических прав граждан Конституция Российской Федерации признает право человека и гражданина на свободное использование способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (статья 34). Данное право провозглашается также в статье 22 Всеобщей декларации прав человека 1948 года.
Непосредственно связанным с правом человека на предпринимательскую деятельность и неотделимым от него является право частной собственности (статье 35 Конституции Российской Федерации)[14]. В статье 8 Конституции Российской Федерации, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Данное положение Конституции Российской Федерации расположенной в главе, посвященной основам конституционного строя российского государства. Другая часть закреплена статье 34 Конституции, которая, в свою очередь, расположена в главе, посвященной основным правам и свободам. Российской Федерации представлена как основными принципами устройства государственной власти, так и конституционными правами и свободами граждан, что позволяет говорить об особой природе конституционных принципов экономического устройства и об ограничении вмешательства государства в деятельность экономических субъектов в связи с наделением последних правами на ее ведение и ограничением государства на вмешательство в их деятельность.
Ограничения основных экономических прав в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 55) могут быть осуществлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Данный принцип ограничения основных прав и свобод является общим и применяется, в отношении экономических конституционных прав и свобод. Появление в российской экономической жизни новых кризисных явлений, экономического спада, вызванного введением в 2014 году против Российской Федерации секторальных санкций и применением в связи с этим ограничений, большинство мер которой нашли отражение в Указе Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации»[15].
В 2015 году российская экономика показала снижение на 3,3%, что является одним из худших показателей эффективности экономического развития за Новейшую историю. В этой связи в рамках закрепленной Конституцией Российской Федерации свободной рыночной экономической модели необходимо совершенствование конституционно-правового механизма реализации права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность. Однако, реализация данного положения невозможна без совершенствования правовых гарантий предпринимательской деятельности и методов их правовой защиты. Ключевую роль в правовых гарантий, средств и способов реализации гарантий предпринимательской деятельности играет практика Конституционного Суда Российской Федерации: положения статьи 29 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» непосредственно закрепляют механизмы независимости Конституционного Суда Российской Федерации и иных правовых институтов, участвующих в защите и восстановлении нарушенных прав граждан. Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации в данной сфере является хоть и первостепенной, но не исчерпывающей.
Защита прав человека представляет собой сложную и не всегда связанную по целям и задачам систему, состоящую из ряда элементов: это способы и средства защиты нарушенного права, которые разделяются на судебные и несудебные; система правозащитных органов, в том числе и негосударственных, общественных организаций и политических партий, а также в целом государственно-правовая система, в том числе механизм парламентского и прокурорского контроля. Управление экономической сферой Российской Федерации осуществляется на основе программно-целевого подхода[16], в соответствии с которым реформирование основных отраслей государственного управления осуществляется в рамках нормативно-утвержденных государственных программ. Отсюда выходит необходимость научного и методологического обеспечения реализации Государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316). Процесс реформирования правового положения субъектов предпринимательской деятельности вызывает необходимость поиска путей повышения эффективности публичного законодательства в целях совершенствования правовых механизмов реализации прав и свобод человека и гражданина в экономической сфере.
В результате принятия Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была изменена структура и классификация субъектов предпринимательской деятельности, что делает актуальным анализ особенностей обновленного правового статуса указанных лиц и его соответствия смыслу и содержанию конституционных законоположений. Малоисследованными остается правозащитная деятельность и механизмы ее реализации Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», должен детально конкретизировать его полномочия как в части защиты индивидуальных субъективных прав граждан, так и в части выработки общегосударственной политики по оптимизации конституционно- правовых механизмов защиты основ правового статуса личности в Российской Федерации.
Если обратить внимание на анализ правового статуса Уполномоченного при Президенте Российской Федерации, по защите прав предпринимателей, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 07.05.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации»[17], закрепляющим основные цели и компетенцию данного органа власти. Российская конституционно-правовая модель содержит лишь отдельные правовые институты, уполномоченные в сфере правозащитной деятельности, однако они не взаимодействуют между собой ни с точки зрения правовых основ, ни с точки зрения межведомственного взаимодействия, реализации принципа недопустимости дублирования полномочий, совместной работы в рамках единой формы, направленной на формирование единой государственной политики в сфере обеспечения и реализации в Российской Федерации права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность.
Важным с точки зрения совершенствования системы и механизма защиты права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность является совершенствование правового положения Уполномоченного по защите прав предпринимателей, а также его межведомственного взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации[18].
Таким образом, анализ основных субъектов правоприменительной и правозащитной деятельности в сфере защиты права человека и гражданина на предпринимательскую деятельность показывает на отсутствие правового и организационного единства различных органов государственной и исполнительной власти в вопросах защиты экономических прав граждан.
Российская правовая система нуждается в единых для всех уполномоченных правозащитных органов правовых принципах деятельности в указанной сфере, общих целях и задачах, принципах межведомственного взаимодействия при условии недопустимости дублирования функций и полномочий.
ГЛАВА 2. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1.Проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности в РФ
Несмотря на общую положительную динамику числа МСП в 2018 г. и рост рабочих мест на предприятиях МСП, структура МСП ухудшилась [14]. Реально рост зафиксирован только в численности ИП в категории микропредприятий. Структура МСП по масштабу предприятий, видам экономической деятельности и географии демонстрирует слабое развитие сектора МСП: 95% МСП это микробизнес (практически нет роста количества малых и средних производственных компаний).
Численность занятых у субъектов МСП за 2015 год составила 572,23 тыс.человек, а в 2018 году данный показатель повысился на 11,7% и составил 639,46 тыс. человек. Численность занятых на средних предприятиях в 2018 году увеличилась почти на 55% по сравнению с 2015 годом. Рост показателя численности на микропредприятиях на более чем 37,5%, отчасти объясняется снижением среднесписочной численности работающих на малых предприятиях. Следует отметить, что в тоже время существенного изменения количества малых предприятий не произошло, однако наблюдается незначительный рост количества микропредприятий (с учетом ИП).
Рисунок 1. Динамика численности занятых в предпринимательской деятельности, тыс.чел.
Проведем SWOT-анализ системы развития предпринимательства в России, в регионах в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализу системы развития предпринимательства в регионах России