Файл: МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.04.2023

Просмотров: 67

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие государства на современном этапе требует особого внимания при осуществлении финансовой деятельности государства. Указанная функция среди прочего предполагает поиск оптимальных способов участия публично-правовых образований в экономических процессах.

Особое значение сегодня приобретает эффективное использование государственного и муниципального имущества в процессе осуществления финансовой деятельности, а также реализация публично-правовыми образованиями социально-значимых задач, стоящих перед государством и муниципальными образованиями.

Поэтому формирование теоретической концепции создания эффективного регулирования правового статуса муниципальных предприятий как неотъемлемого элемента экономической стратегии государства представляется крайне актуальным.

В последнее время в нашей стране наметилась тенденция повышения роли государства в сфере экономики. Составной частью государственного регулирования применительно к сфере имущественных отношений является управление (или участие в управлении) государственной собственностью. В одобренных российским правительством осенью 1999 г. Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации и летом 2000 г. Основных направлениях социально-экономической политики Правительства РФ на долгосрочную перспективу выделяются три основных типа объектов такой политики:

1) государственные унитарные предприятия (ГУП) и учреждения;

2) хозяйственные общества с участием государства;

3) недвижимость.

В связи с этим большое значение приобретают исследования эффективного управления государственной собственностью, в частности, путем создания государственных предприятий, которые обеспечивают потребности государства, и управления ими.

Актуальность теоретического исследования правового статуса муниципальных унитарных предприятий обусловливается также тем, что муниципальные унитарные предприятия, собственником которых является государство в лице Российской Федерации, вступают не только в гражданско-правовые, но и в административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения, поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление статуса государственного и муниципального унитарного предприятия, который имеет комплексный правовой характер и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных правовых отраслей, нормы которых недостаточно согласованы, а иногда противоречат друг другу.


Кроме того, многие теоретические и практические вопросы статуса муниципальных унитарных предприятий, такие как реструктуризация, режим управления государственной собственностью, защиты прав и законных интересов предприятий и т.д., находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя, что не только не способствует эффективности управления государственным сектором, но и отрицательно влияет на эффективность экономики в целом. Заметим, что эта проблема присуща не только российским муниципальным унитарным предприятиям, но и аналогичным предприятиям за рубежом, что говорит об ее всеобщем характере.

Предприятие как организационно-правовая форма в виде муниципальных унитарных предприятий исследовалось в работах таких ученых, как В.А. Белов, Н.М. Коршунов, Н.И. Косякова, А.А. Молчанов, Е.К. Орлянская, А.А. Слугина, Ю.С. Харитонова, К.О. Каменева.

Цель настоящего исследования заключается в анализе особенностей правового положения муниципальных предприятий.

Задачи курсовой работы:

Объектом исследования являются гражданские правоотношения, возникающие в сфере правового регулирования статуса и деятельности муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы российского законодательства, относящиеся к сфере деятельности унитарных предприятий, а также судебные акты, материалы судебной практики, суждения исследователей, касающиеся изучаемых вопросов.

1. Экономико-правовая сущность муниципальных унитарных предприятий

1.1. Понятие, признаки унитарных предприятий

Унитарным предприятием признается коммерческая органи­зация, не наделенная правом собственности на имущество, закреп­ленное за ней собственником. В форме унитарных могут быть созданы только муниципальные предприятия [15].

Термин «унитарное» (от лат. unitas - единство) означа­ет единое, объединенное, составляющее одно целое. В уни­тарном предприятии, образованном в соответствии с граж­данским законодательством России, такое единство выра­жается в ряде признаков, характеризующих статус юри­дических лиц данного вида.


Правовая природа унитарного предпри­ятия не предполагает многообразия форм собственно­сти, используемой при его создании – такое предприятие может быть создано на основе либо государственной (Рос­сийской Федерации, ее субъекта), либо муниципальной (муниципального образования) собственности (п. 1 ст. 113 ГК РФ, п. 1 ст. 2 Закона). Создание унитарных предпри­ятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Федера­ции или муниципальных образований, запрещено импера­тивной нормой (см. п. 4 ст. 2 Закона).

Унитарное предприятие может иметь только одного учредителя (ст. 8 Закона), которому при­надлежит на праве собственности имущество, закреплен­ное за таким предприятием.

Имущество унитарного предприятия яв­ляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками пред­приятия (п. 1 ст. 113 ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона). Поэтому единым и неделимым является и устав­ный фонд тех унитарных предприятий (основанных на праве хозяйственного ведения), в которых он создается. В казенных предприятиях уставный фонд вообще не форми­руется (ст. 12 Закона).

Собственник имущества учрежденного им унитарного предприятия сохраняет в отношении этого имущества важнейшее вещное право - право соб­ственности. Унитарному предприятию указанное имуще­ство принадлежит на основании ограниченных вещных прав - права хозяйственного ведения или права оператив­ного управления (п. 2 ст. ИЗ ГК РФ, четвертый абзац п. 1 ст. 2 Закона).

Только собственник определяет стратегию хозяйственного развития унитарного предприятия, со­гласовывает его важнейшие действия, контролирует це­левое использование и сохранность закрепленного за пред­приятием имущества, осуществляет иные важнейшие правомочия, которые не могут быть переданы другим соб­ственникам (ст. 20 Закона).

Текущей деятельностью унитарного предприятия руководит единоличный исполнительный орган, назначаемый собственником, полностью ему под­отчетный и действующий в пределах своей компетенции на основе единоначалия. Это – руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор). Образова­ние иных исполнительных органов в унитарном предпри­ятии ни ГК РФ, ни Законом не предусмотрено, допускает­ся лишь создание совещательных органов (ст. 21 Закона).

Кроме того, унитарное предприятие является единст­венным видом коммерческих организаций, обладающих не общей, а специальной правоспособностью[12, с.66].


Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российс­кой Федерации или муниципальному образованию.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Фе­дерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федера­ции или органы государственной власти субъекта Российской Фе­дерации в рамках их компетенции, установленной актами, опреде­ляющими статус этих органов.

От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местно­го самоуправления в рамках их компетенции, установленной акта­ми, определяющими статус этих органов.

Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на пра­ве хозяйственного ведения или на праве оперативного управле­ния, является неделимым и не может быть распределено по вкла­дам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.

Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юриди­ческого лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).

Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс. Самостоятельность бухгалтерского балан­са заключается в том, что он отражает денежную стои­мость всего имущества, которым владеет унитарное пред­приятие, в динамике. В отличие, например, от баланса, который могут иметь некоторые структурные подразделе­ния (например, филиалы), самостоятельный (завершенный, всеобъемлющий) баланс юридического лица отражает все поступления, активы, пассивы, а также затраты, многие из которых могут не учитываться в балансе структурного подразделения.

Основным отличием унитарного предприятия от коммерческих ор­ганизаций других организационно-правовых форм является то, что оно не наделено правом собственности на имущество, закрепленное за ним собственником. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Фе­дерации или муниципальному образованию. От бюджетных учрежде­ний (собственниками имущества которых также являются органы госу­дарственной власти) унитарное предприятие отличается тем, что основ­ной целью его создания и функционирования является систематическое получение прибыли (предпринимательская деятельность).


Статьей 2 Закона об унитарных предприятиях установлено, что унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие). Создание в качестве дочерних ор­ганизаций иных организационно-правовых форм, в принципе, не зап­рещено. Однако создание дочерних организаций связано с передачей имущества (собственником которого унитарное предприятие не являет­ся). Следовательно, унитарное предприятие не может создавать и иные формы коммерческих организаций[13, с.199].

Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.

Данный пункт дословно повторяет аналогичные нормы Закона об акционерных обществах и Закона об ООО. Здесь следует обратить внимание на то, что, несмотря на специфические отношения унитарного предприятия с собственником имущества и статус этого имущества, средства индивидуализации у предприятий те же, что и у других коммерческих организаций.

Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федера­ции, субъектов Российской Федерации или муниципальных обра­зований, не допускается.

Следует обратить внимание на данный пункт Закона об унитарных предприятиях, которым прямо запрещено создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований. Таким образом, после вступления Закона в силу не могут быть созданы унитарные предприятия, имущество которых находится в собственности органов управления разных уровней (например, федерального и регионального). Отметим, что формулировка процитированного пункта Закона не является однозначной и допускается трактовка, в соответствии с которой запрещается объединение имущества на одном уровне управления (например, городского и районного). На практике такой запрет может повлечь за собой ухудшение управляемости отдельных комплексов (особенно, коммунальных). Однако до соответствующих разъяснений (которые должны иметь законодательную силу) указанная трактовка может иметь место.